Австралийская лопастная утка научилась человеческой брани
Орнитологи обнаружили у обитающих в Австралии лопастных уток способности к звукоподражанию. Один самец данного вида, выращенный в неволе в 1980 годах, научился имитировать стук двери и фразу «you bloody fool» («чертов дурак»), а второй — кряканье утки другого вида. Это первое доказательство, что какие-либо птицы кроме попугаев и воробьинообразных подражают человеческой речи и механическим звукам. В статье для журнала Philosophical Transactions of the Royal Society B авторы отмечают, что их открытие поможет лучше понять, как шла эволюция вокального обучения у птиц.
Многие животные учатся издавать характерные для их вида звуковые сигналы, слушая сородичей и подражая им. Так, молодые певчие птицы усваивают навыки пения от взрослых самцов. Однако если представитель такого вида растет в неволе, в его репертуаре могут появиться необычные звуки, включая имитации произнесенных людьми фраз и шума техники, а также музыкальные мелодии. Среди птиц подобные случаи широко известны для попугаев и воробьинообразных.
До сих пор у ученых не было твердых доказательств, что пернатые из каких-либо других отрядов способны подражать речи людей или механическим звукам. Тем не менее существуют сообщения о том, что самец австралийской лопастной утки (Biziura lobata) по имени Риппер, который появился на свет в 1983 году из яйца, снесенного дикой особью, и был выращен в неволе, умел имитировать стук двери и издавал звуки, похожие на бормотание. Другой представитель этого вида, также самец, якобы научился подражать голосу серой кряквы (Anas superciliosa), что также очень необычно для уток. Обе эти птицы жили в заповеднике Тидбинбилла (Tidbinbilla), расположенном в 50 километрах к юго-западу от Канберры.
Нидерландский орнитолог Карел тен Кате (Carel ten Cate) из Лейденского университета решил больше узнать о двух этих случаях. Для этого исследователь обратился к аудиозаписям, которые сделал его австралийский коллега Питер Фуллагар (Peter J. Fullagar). В 1987 году Фуллагар записал голос Риппера, а в 2000 году — второго самца-имитатора. Кроме того, австралийский ученый помог тен Кате восстановить контекст, в котором обе птицы производили различные сигналы (документы, посвященные этой теме и хранившиеся в офисе заповедника, были потеряны в результате лесного пожара в 2003 году).