Проходят по возрасту
«В твои годы такие платья не носят», «Какое декольте, у тебя же дети!», «Шорты – это для молодых» – как бы ни менялись представления о возрасте, с подобными стереотипными высказываниями женщины сталкиваются до сих пор. Выясняем, какую роль в этом играет модная индустрия.
Зимой 2017-го во время Лондонской недели моды состоялись акции протеста – среди их участников были не только те, кто требовал осознанного отношения к экологии и отказа от натурального меха, но и группа женщин с плакатами, призывающими организаторов «остановить эйджизм» и напоминающими, что у моды нет возраста. Эти претензии, конечно, не возникли из ниоткуда.
Мода полна противоречий. Главные тренды ХХ века были направлены на раскрепощение женщины и борьбу со стереотипами: с легкой руки Коко Шанель мы освободились от сковывающих силуэтов и начали носить удобные жакеты, в 60-е примерили миниюбки, в 70-е экспериментировали с принтами, а в 80-е освоили пиджаки с широкими плечами, пышные прически и яркий макияж. Казалось бы, архаичные представления о возрасте должны были кануть в небытие заодно с неудобным корсетом – но нет: судя по подавляющей части современного модного контента, жизни после 25 просто не существует – есть только крем, предупреждающий появление морщин.
Впрочем, игнорирование – еще не самый плохой вариант! Заглянем в номер советского журнала Siluett сезона лето-1970 – в статье про новомодные шелковые платья с декольте читаем безжалостный приговор: «Плечи, шею и грудь следует обнажать лишь в том случае, если вы действительно красивы. <…> С другой стороны, если вы внимательно присмотритесь, то заметите, что эти платья – не для молодых девушек: это все-таки очень дамские платья, для женщин «за двадцать». Если вам все еще не за двадцать, не спешите