Саша, привет!
Москва будущего – прогрессивный, цивилизованный город, живущий на острие глобальной культуры. Тихого филолога приговаривают к гуманной смертной казни за связь с 21-летней студенткой. Однажды утром – никто не знает когда – его расстреляет автоматический пулемет по имени Саша.
Эпизод 1
Мы видим, как человек идет по улице. Улица, кажется, московская. Человек идет несколько нервно. Хотя не очень понятно, как это – идти несколько нервно.
Мы видим, как человек идет. Все наше повествование будет построено на том, что мы будем наблюдать за этим человеком. Как он идет, действует, что он чувствует, в той степени, в которой вообще можно наблюдать, что и как человек чувствует (можно, можно). Как человек сидит. Да, мы будем много наблюдать за тем, как человек сидит.
Это будет чем-то вроде кино. На человека наставлена камера, и мы за ним наблюдаем.
Человек идет по летним улицам Москвы. Вокруг много людей, транспорт, звуки. Москва великолепна. Мимо человека проносятся летящие легкие люди на велосипедах и самокатах. По улицам едет современный, опрятный, сверкающий транспорт.
Казалось бы, человек мог бы идти радостно и расслабленно, учитывая окружающие его прекрасные реалии. Но нет. Человек явно чем-то озабочен. Впрочем, может быть, это нам просто так кажется.
Человек идет вдоль низкой ограды парка. Он никогда не видел этого парка, не знал о его существовании.
Парк выглядит идиллически. Светлые песчаные дорожки среди деревьев и аккуратно подстриженных кустов. Скамейки. Виднеется фонтан. По дорожкам степенно прогуливаются элегантно одетые люди. Кажется, они не говорят друг с другом, гуляют поодиночке. Некоторые просто стоят или сидят. Там, в этом саду, как-то очень хорошо.
Человек останавливается и некоторое время смотрит туда, в этот сад, в парк. Ограда низкая, можно, в принципе, перепрыгнуть. Только зачем.
Женщина в модной шляпе замечает человека и улыбается ему. Человек пытается улыбнуться в ответ, но у него не получается.
Человеку в его нынешнем положении трудно улыбаться.
Наконец человек отрывается от созерцания парка и продолжает идти туда, куда он шел.
Человек идет туда, куда он шел. Он идет, идет и наконец приходит туда, куда он шел.
Человека зовут Сергей. Сережа.
Эпизод 2
Мы теперь так и будем называть его – Сережа. Сережа подходит к огромному, красивому, сверкающему зданию. Сережа входит в здание. На входе нет контролеров, охранников, никого. Сережа подходит к электронному терминалу, прикладывает к экрану свой паспорт, из щели выползает билет. Е455. Сереже надо подождать.
Впрочем, ждать Сереже не приходится. Почти сразу загорается табло с номером Е455. Кабинет 326. Сережа поднимается на лифте на третий этаж и идет в кабинет 326.
Эпизод 3
Сережа сидит в зале суда. Да, это суд. Зал суда весьма комфортен. У одной из стен зала расположен основательный стол, у стола – три высоких пустых кресла, над креслами герб – сложная комбинация кругов, треугольников, шестеренок и молотов и раскрытая книга с буквами «альфа» и «бета». Удобные кресла (не кожаные, конечно, но будто кожаные). Кулеры с водой. Тихо работает кондиционер. Сережа растерянно мнется у входа.
К Сереже подходит девушка средней офисной внешности. Сергей Петрович? Фролов? Да. Здравствуйте, спасибо, что пришли. Присаживайтесь, где вам удобнее.
Сережа присаживается, где ему удобнее. Зал почти пуст. Присутствуют только девушка средней офисной внешности, Сережа и еще одна девушка. Это очень красивая девушка. Она сидит на заднем ряду и никак себя не проявляет.
Сережа замечает красивую девушку в заднем ряду. Сережа кивает ей. Сережа садится где-то примерно в середине зала.
Девушка офисной внешности спрашивает Сережу: мы можем начинать? Сережа говорит: да, конечно.
Девушка офисной внешности садится за компьютер, вводит какую-то информацию с помощью клавиатуры, щелкает несколько раз мышкой. На большом экране появляются строки, они дублируются механическим произношением, как бывает на вокзалах или в аэропортах, когда разные части одной фразы произносят разные люди, обычно женщины.
Мы не будем полностью воспроизводить сообщение, выдаваемое системой.
Именем Российской Республики... Московский окружной уголовный суд... рассмотрев... Фролов Сергей Петрович, 16 апреля 1985 года рождения, место рождения – город Москва, проживающего... старший преподаватель Московского государственного университета современного искусства и культуры... установил: Фролов Сергей Петрович... находясь... будучи... вступил в сексуальные взаимоотношения с лицом, не достигшим совершеннолетия... двадцати одного года... Мещерской Илоной Викторовной, 28 декабря 2004 года рождения... на добровольной основе... без применения насилия... по предварительному сговору... с согласия потерпевшей... свою вину признал... показал, что... показала, что... вину обвиняемого не признала... по месту работы характеризуется положительно... по месту жительства характеризуется положительно... не имел... нет... нет... рассмотрено ходатайство потерпевшей... ходатайство потерпевшей отклонено... рассмотрев материалы дела, Московский окружной уголовный суд... именем Российской Республики... приговорил Фролова Сергея Петровича, 16 апреля 1985 года рождения, место рождения – город Москва, проживающего... [дальше еще много слов, которые могут слипнуться в сплошной серый комок, это хорошо делается средствами кино] к высшей мере наказания – смертной казни. Приговор может быть обжалован в течение десяти дней в суде кассационной инстанции.
Сережа сидит как сидел. Нельзя сказать, что он как-то поражен приговором. Очень красивая девушка тоже неподвижно сидит. Девушка офисной внешности распечатывает приговор.
– Сергей Петрович, можно вас? Вот здесь, пожалуйста, распишитесь, и вот тут. И вот здесь, смотрите, на каждой странице, везде, где галочкой отмечено.
Сережа долго расписывается в толстой пачке бумаги.
– Так, хорошо, хорошо... да, правильно... Сергей Петрович, вот тут забыли, вот, смотрите, где галочка... пожалуйста... хорошо. Отлично. Сергей Петрович, апелляцию будете подавать?
– Да нет.
– Правильно, я считаю. Против машины-то не попрешь. Чего время тратить. Ну хорошо, отлично. Смотрите, вот это вам, не потеряйте ничего. А это у нас остается. Сейчас идите в триста двадцать восьмой кабинет, это тут рядом, на нашем этаже, вам там все объяснят. Спасибо, Сергей Петрович! До свидания!
– Ну, у нас вряд ли состоится с вами свидание.
– Ну да! (Смеется.) Ну это я так. Вы не переживайте, Сергей Петрович! Сейчас это не страшно.
– Спасибо, обнадежили меня.
– Ну правда, не расстраивайтесь. Во всем нужно искать хорошие стороны.
– Б***. – Сергей Петрович... – Извините. Это я так. До свидания, спасибо. – До свидания, Сергей Петрович! Хороших вам выходных!
А, да, это пятница. Хороших вам выходных, Сергей Петрович.
– Да, спасибо, и вам тоже. Прощайте. – Какое слово – прощайте. Ну хорошо. Да, извините. Ну... прощайте, да.
Эпизод 4
Сережа подходит к кабинету 328. Вокруг тут и там сидят люди. Сережа спрашивает:
– Извините, кто в триста двадцать восьмой последний?
Люди странно и даже как-то с ужасом смотрят на него. Сережа робко стучится в кабинет, приоткрывает дверь.
– Можно?
В кабинете сидит обыкновенного чиновничьего вида человек.
– Вы на смертную? Подождите, вызовем.
Сережа садится в одно из кресел рядом с входом в 328-й кабинет. Какая-то толстая тетка демонстративно отсаживается от него на максимально возможное расстояние.
Эпизод 5
Дверь 328-го кабинета распахивается.
– Кто на смертную? Вы? Заходите. Внутри обычный кабинет, стол буквой Т. Короткая часть буквы Т занята чиновником, его компьютером, завалена бумагами. Сережа садится на один из стульев вдоль длинной части буквы Т.
– Давайте, что там у вас. Так.
Изучает бумаги. Некоторое время роется в компьютере.
– Так. В общем, на Комбинате сейчас есть слоты на 20, 22 и 28 мая. Надо будет в один из этих дней туда подъехать на собеседование и оформление. Потом они сами уже назовут дату заселения. Вам нормально? Сможете?
– Ну... да, могу.
– В какой день?
– Ну, давайте 20-го, чтобы не откладывать.
– Тоже верно. Тогда я вас записываю. Но это не очень строго. Если не сможете, позвоните по телефону вот по этому, вот, я тут подчеркнул.
Чиновник протягивает Сереже буклет с логотипом «СК: информация».
– В общем, если не будете успевать, звоните им и договаривайтесь о переносе даты. Но сильно не откладывайте. Не затягивайте.
– То есть можно, в принципе, затянуть? Отложить?
– В принципе, нет, нельзя. Просто стараемся идти навстречу. Мало ли, человеку доделать какие-то дела нужно, съездить к родным и так далее. Мало ли что. Мы понимаем, идем навстречу. Но затягивать не надо.
В кабинет входит секретарша.
– Эдуард Владимирович, простите, можно?
– Ну что там? У меня, видишь, человек?
– Простите, Главный требует срочно на подпись. Подпишите, пожалуйста.
– Ну давай, быстро.
– Вот тут, пожалуйста.