«Если нормы несправедливы, надо бросить им вызов»: что такое гендерная урбанистика и почему она нужна всем
Анника Дален — специалист по гендерному равенству в администрации шведского города Умео. В интервью Forbes Woman она рассказала, как феминистский подход к градостроительству спасает от бедности и насилия, чем плохи памятники старых королей и зачем при реконструкции парка консультироваться с девочками-подростками
О гендерном подходе к городскому планированию в Европе впервые заговорили в середине 1970-х годов. В 1980-х этот подход был внедрен в шведском городе Умео, который известен своим оперным театром Норрланд, ежегодным джазовым фестивалем и тем, что здесь расположен крупнейший в Швеции университет. Последний помогает местным властям собирать и анализировать данные о том, как различаются привычки и жизненный уклад у разных групп населения. Благодаря вниманию к подобным деталям Умео быстро приобрел репутацию одного из самых инновационных европейских городов с точки зрения равенства и инклюзии. В 2009 году здесь была запущена автобусная экскурсия «Гендерный ландшафт», которая на реальных примерах рассказывает об особенностях женского опыта жизни в городе. Анника Дален — магистр гендерных исследований и специалист по гендерному равенству в Отделе стратегического планирования Умео. В интервью Forbes Woman она рассказала о том, как феминистская оптика меняет взгляд на городское пространство и какие сложные вопросы ставит перед урбанистами.
— Когда мы говорим о гендерных аспектах градостроительства, первое, что приходит на ум, — безопасность и доступная среда для матерей с детьми. Но что еще? О чем мы обычно забываем?
— Например, мобильность. Этот аспект пересекается со многими другими — той же безопасностью, рынком труда и т.п.
Доступность и актуальность социальных услуг. Я работаю в муниципалитете, и нам важно понимать, кого мы обслуживаем, как, где эти люди находятся и так далее, — чтобы учесть потребности всех жителей.
Гендерный аспект есть у досуга. Возьмем спорт: в Швеции, например, мужчины доминируют в хоккее, женщины — в конном спорте. Мы как муниципалитет должны подумать о том, где находится хоккейная арена, а где — конноспортивный центр, одинаково ли эти места доступны, каковы их часы работы. То есть заботимся ли мы в равной степени о людях с разными интересами.
Или вот другой пример. В Умео многие спортивные площадки принадлежат муниципалитету, который распределяет часы тренировок. Традиционно лучшие слоты доставались мужским профессиональным командам. В 1999 году городской Комитет по досугу и спорту принял новые правила, согласно которым первой выбирать тренировочные часы может команда с наивысшим рейтингом в своей лиге. Оказалось, что у женской футбольной команды рейтинг выше, чем у мужской. Это было 20 лет назад, и тогда многие возмущались, мол, как же так, мужская команда интереснее. Но женская футбольная команда была объективно лучше. Это единственная шведская футбольная команда, которая когда-либо выигрывала чемпионскую лигу. Из нее вышла Марта Виейра да Силва — одна из лучших футболисток в мире. Мужчины же ни разу не выигрывали чемпионский титул.
Вот почему важно задавать себе вопрос: «мы делаем что-либо потому, что это справедливо, или просто по привычке?».
— Ответы на эти вопросы мы находим в том числе анализируя данные. Как с этим обстоят дела в Умео?
— В Швеции в целом хорошо собирают информацию о населении, нам в этом смысле очень повезло. В нашем муниципалитете есть собственный статистический отдел, мы сами проводим опросы. Наконец, Университет Умео делится с нами информацией. У нас есть много исследований, касающихся мобильности, потребительского поведения, безопасности, досуга. Например, мы знаем, сколько у нас в городе спортивных команд, состоящих из девочек и мальчиков и по сколько часов в неделю они тренируются.
Иметь надежные данные очень важно, иначе может получиться так, что вы принимаете решение, исходя из интересов какой-либо группы людей, а потом оказывается, что ситуация совсем не такая, как вы думали. И, конечно, данные должны быть разделены по гендерному признаку.
— Может ли городское планирование помочь преодолеть гендерное неравенство?
— Да. Я абсолютно в этом убеждена. Конечно, планирование само по себе не изменит системное неравенство, но это важный инструмент. Планируя город, мы должны учитывать различия в образе жизни мужчин и женщин, потому что иначе будем воспроизводить исторически сложившийся подход, при котором города планируются с точки зрения мужчин. Принимая во внимание то, как живут разные группы, мы сделаем город более инклюзивным для всех. Таким, где все будут чувствовать себя учтенными.
Если какие-то устоявшиеся нормы несправедливы, их нужно не просто учитывать, но бросить им вызов