Зерно требует тонкой настройки
Большой урожай в России при слабом экспорте обрушил цены на зерно внутри страны. Без срочной и тонкой настройки рыночных ограничений это грозит затовариванием, потерей части урожая и разорением мелких сельхозпроизводителей

«Что делать, сейчас не знает никто: ни продавец, ни покупатель» — таково общее настроение на российском рынке зерна в первые месяцы сбора нового рекордного урожая. После аномально высоких мировых цен на пшеницу в начале этого года в августе цена на нее опустилась до катастрофических для аграриев значений. Экспортные цены сейчас даже ниже, чем в августе прошлого года: их сбивают поступления дешевого зерна с Украины, а главное — ожидания рекордного российского урожая.
В России даже крупные хозяйства сегодня сетуют, что продавать зерно приходится немногим дороже себестоимости, а мелкие фермеры и вовсе заговорили об угрозе банкротства. Вывозить на экспорт излишки аграриям также мешают косвенные санкционные ограничения по фрахту и страхованию судов, слишком крепкий рубль и экспортная пошлина, срочно снизить которую правительство просят многие участники рынка. Без этого часть урожая может утратить качество, а часть и вовсе пропасть из-за отсутствия мощностей хранения, отчего пострадают и переработчики зерна. В дальнейшем же эксперты предлагают российским растениеводам повышать доходность за счет увеличения качества зерна.
Аномально высокие-низкие цены
Ценовое ралли 2022 года, безусловно, войдет в историю современного растениеводства с эпитетами «аномальное» и «катастрофическое». С началом военной спецоперации на Украине мировые цены на пшеницу взлетели более чем на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года — до 400 долларов за тонну, а в мае побили мировой рекорд, доходя до 490 долларов за тонну. Еще в конце прошлого года мировые цены начали разгоняться известиями о введении в начале 2022 года Россией, крупнейшим экспортером пшеницы, пошлины на вывоз зерна. После введения пошлины в начале года спрос на российскую пшеницу был адекватен ситуации, но после начала спецоперации спрос начал резко расти, поскольку поставки из России на время прекратились (а затем стали затруднены) ввиду косвенных санкций, а с Украины вовсе оказались под вопросом из-за боевых действий. Мир оказался перед угрозой потери трети экспортных объемов пшеницы, что и вызвало ажиотаж, в результате которого некоторые страныимпортеры закупились впрок зерном, ставшим на время дороже денег.

Отчасти эти запасы, отчасти уверенные прогнозы рекордного сбора зерновых в России (до 145 млн тонн зерна и зернобобовых) летом стали разворачивать ситуацию до обратной: цены с июля резко пикировали вниз, до 310–315 долларов за тонну (FOB). В российских глубоководных портах, по данным «Русагротранса», стоимость пшеницы с содержанием протеина 12,5% опустились до 13–13,5 тыс. рублей за тонну (без НДС) против 17 тыс. год назад. Закупочные цены на малой воде оказались и того ниже. Зерно, как известно, традиционно дешевеет в конце сельхозсезона (завершился 1 июня), перед началом сбора нового урожая. «Но в этом году снижение цен оказалось катастрофическим, поскольку биржи почемуто реагируют на новости о рекордном урожае в России, но никак не реагируют на прогнозы снижения мирового урожая из-за засухи в Евросоюзе», — говорит генеральный директор «ПроЗерно» Владимир Петриченко. В самом деле, в августовском прогнозе минсельхоз США отметил, что продовольственная обстановка остается напряженной на фоне экстремально высоких температур в Европе. Засуха в Испании, Южной Франции, Италии и на Балканах может привести к потере значимой части урожая зерновых и масличных. Впрочем, речь идет в основном о кукурузе, подсолнечнике и ячмене. Потери пшеницы в районе около 40 млн тонн (или 2% от мирового экспорта) в Европе, Индии, Аргентине, Австралии и на Украине будет компенсировано ростом ее валовых сборов в Канаде и России (плюс 13 млн тонн в каждой стране) и в США (плюс 4 млн тонн), а также незначительным повышением урожая в Китае и странах Ближнего Востока.
В итоге мировой рынок охладел к зерну в целом, градус интереса к нему снизили и возобновленные поставки зерновых и масличных с Украины. В результате в начале сбора нового урожая экспорт из России, вопреки обыкновению, сократился относительно объемов прошлого года. По оценкам «СовЭкона», по итогам июля–августа из России будет вывезено лишь 5,9 млн тонн зерна, это на 27% ниже уровня прошлого года. «Основная причина в том, что цены на российскую пшеницу слишком высоки, она на пять-семь долларов дороже французской, хотя обычно были ниже, особенно при высоком урожае, — говорит генеральный директор “СовЭкона”