«Сколково» стал полигоном для обкатки решений в области городской мобильности

ЭкспертРепортаж

«Здесь вопрос наших глобальных амбиций»

Инновационный центр «Сколково» стал полигоном для обкатки решений в области городской мобильности. О перспективах российских инноваций в области транспорта рассказывает Кирилл Жанайдаров, руководитель управления по транспорту фонда «Сколково»

Александр Астапов

Кирилл Жанайдаров, руководитель управления по транспорту фонда «Сколково». Фото: из личного архива Кирилла Жанайдарова

Мы спорим не первый год. Я, профессиональный байкер «старой школы», ездящий только на карбюраторных мотоциклах (не гнушающийся, впрочем, разрабатывать электротранспорт), — и Кирилл Жанайдаров, визионер, евангелист от урбанистики по духу, а по роду деятельности организатор самых перспективных пилотных проектов в области городского транспорта. Полигоны для тестирования «в боевых условиях» наземного и воздушного беспилотного транспорта, транспортная экосистема, семинары, конференции по городским коммуникациям будущего — его работа в «Сколково», куда Кирилл пришел в 2014 году из дирекции Московского транспортного узла, где координировал развитие транспортной инфраструктуры города.

Проекты с участием и под руководством Кирилла обрели контуры связной экосистемы, что и стало поводом расспросить, пожалуй, главного российского интеллектуала от урбанизма о его видении транспортной системы будущего и роли в ней отечественной индустрии.

Большевизм-2

— Транспорт общественный или личный? За чем будущее?

— Общественный.

— Почему?

— В стратегии развития транспорта Москвы до 2035 года указано на преимущество общественного транспорта и всестороннее осложнение жизни личного транспорта. Причем эффект достигается как развитием общественного транспорта и его инфраструктуры, так и созданием неудобств для личного транспорта. Уже сейчас визит в центр может стоить хорошего завтрака: последние меры по росту тарифов за парковку — до 450 рублей в час, и необязательно там стоять восемь часов, чтобы ощутить все прелести личного владения автомобилем. Не забываем и о росте парков операторов каршеринга, которые поддерживаются городом и активно занимают парковочные места в центре. Для операторов каршеринга такая парковка стоит дешевле, чем для обывателя. Буквально в выходные приезжал в центр и просто не смог припарковаться там, где хотел и был готов платить: все уже занято, преимущественно машинами каршеринга.

Помимо традиционных способов мотивации использования общественного транспорта появляется ряд новых мер, в том числе ограничения на въезд по определенной зональности. Такие идеи активно обсуждаются и рассматриваются как пример зарубежного опыта. Но все же предлагаю переключиться на позитивные моменты. Ведется активная популяризация общественного транспорта — современный и инновационный подвижной состав, формирование каркаса из городских железных дорог (МЦД и МЦК), Большое кольцо в Московском метрополитене, выделенные полосы для автобусов, новые трамваи и новые пути с современными комфортными остановками. А еще есть аналитика, которая сравнивает такси и каршеринг с личной машиной, где экономика работает против личной машины. Такси и каршеринг просто экономически более выгодные во владении.

И плюс мы, конечно же, видим, к чему стремится весь глобальный автопром. Конечная точка в цепочке эволюции транспорта — некий универсальный автомобиль, Икс-мобиль, зачастую беспилотный, на электрической платформе или с водородными топливными элементами, который работает в формате гибрида шеринга и такси. Это уже не персональное транспортное средство, это машина, которая постоянно перемещается по городу, осуществляя перевозки, — заведомо более эффективное в использовании транспортное средство, которое в том числе ставит задачи перед инженерами не только в относительно решенном вопросе беспилотности, но и в вопросе организации зарядки без участия человека, индукционной, например.

В связи с этим UITP, Европейская ассоциация общественного транспорта, даже ввела новое понятие «личный общественный транспорт». Это когда машина, в принципе, вроде бы твоя — и уже совсем не твоя. Ты можешь ехать в ней один, но ехать до соседнего угла, грубо говоря. И ее уже там заберут другие люди. Яркий пример — Tesla Network. Маск говорил, говорит и будет говорить, что машина должна зарабатывать, когда ее владелец на работе. Хотя как раз вопрос: насколько готово человечество к развитию и в некоторой степени насаждению такой вот шеринговой экономики, шерингового сервиса, будет ли он развиваться, в особенности в зависимости от менталитета жителей конкретных городов и стран?

— А не находишь ли ты это разновидностью большевизма? Железной рукой загнать народ к счастью? Инстинкт собственника — он ведь базовый!

— Людям надо показать светлое будущее. Человечество великолепно принимает новые технологии, когда они перестают пугать аборигенов. Мы сейчас с тобой находимся в «Сколково» — это ни много ни мало 400 гектаров, небольшой город. С севера на юг — пять с половиной километров. Сама идеология, транспортная стратегия «Сколково» говорит о том, что личный транспорт остается на периметре города. Принята четкая система транспортных приоритетов: пешеход — микротранспорт — общественный транспорт — личный транспорт. На каждом въезде запланирована перехватывающая парковка. Выбора у человека нет. Ты должен совершить пересадку на комфортный общественный транспорт, который должен перемещаться по территории — оптимально в виде трех маршрутов и с использованием транспорта по запросу (transport on-demand), который динамически строит маршруты и будет гарантированно эффективен в нашем случае. Еще есть вариант использовать средства индивидуальной мобильности, внутреннее электротакси. Либо беспилотный транспорт (такси) условного «Яндекса», который мы планируем в этом году запустить вместе с коллегами в рамках экспериментального правового режима, причем сделать планируем это в полноценном беспилотном режиме ВАТС-2 без водителя в салоне совсем. То есть мы человеку изначально объясняем, что такое светлое будущее и что оно не представляет для него опасности, а наоборот, создает новые уникальные возможности. Все преимущества от транспортной революции, автоэволюции, как технологической, так и в формате ее восприятия клиентами, объясняются доступно, исключительно на примерах.

— Хочешь сказать, что «Сколково» — это пилотный регион для обкатки решений для всей страны?

— Мы на себя такой статус не брали, но делаем. И я могу сказать, что фидбэк от людей, которые здесь проживают, очень разный. Кто-то говорит, что ему нравится наш подход: возле дома никто не паркуется, в жилье тихо, мимо никто не проезжает вечером. Есть те, кто недоволен, есть сложные кейсы с доставкой продуктов и необходимостью привезти ребенка домой. Но эти моменты предусмотрены: в жилых кварталах есть места для временной стоянки. Но молодежь достаточно позитивно принимает наш подход. В последнее время у нас большое количество жалоб на неверно припаркованные автомобили, сообщество уже не приемлет такие моменты. Нам уже не нужно жестко администрировать, потому что нам об этом сообщают именно жители, которые говорят, что не хотят вести своего ребенка мимо парковки дымящих автомобилей в школу.

У нас экосистема, которая сейчас насчитывает порядка 15 тысяч человек, и большая их часть принимает новую для России городскую и транспортную идеологию. То есть личная машина, которая оставлена в паркинге вовне и человек идет пешком домой или использует какие-то наши внутренние сервисы — уже абсолютно нормальная картина. И уже не кажется таким ужасным дойти, условно, пятьсот метров до дома.

— Если мы вспомним, как собираются Новую Москву избавить от личного транспорта, то это уже не пятьсот метров. Это садись в электробус и в этом ковиднике езжай на работу.

— Ковид воспринимается как временное явление. Поэтому ожидается прекращение агрессивного периода пандемии. Но не стоит забывать и о проекте МЦД, где поезда должны соблюдать интервалы движения метрополитена, есть большой проект по развитию трамвайного сообщения, запущен проект транспорта по запросу. По пути, который локализован именно в Новой Москве, — комфортный способ не ехать в ковиднике за стоимость проезда в регулярном автобусе.

— Беспилотная машина — это, по факту, замена такси, а не личного транспорта.

— В каком-то виде замена всему. Для такси — снижение костов парков и повышение безопасности дорожного движения. Но с личным транспортом не соглашусь. Сейчас самая большая ценность — время, и, если бы у меня была возможность в пробках не смотреть вперед в попытке не уснуть от однообразной картинки, а заниматься своими делами, я бы был безгранично счастлив. Поэтому личный транспорт будет со временем «убит» беспилотным, как из поведенческих особенностей людей, так и ввиду экономической составляющей. Персонализация, пусть и условная, все же остается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Золотой» автобан «Золотой» автобан

Дорожное строительство в стране оказалось фактически парализовано

Эксперт
Выходные в Азербайджане: 48 часов автопутешествия мечты Выходные в Азербайджане: 48 часов автопутешествия мечты

Даже двух дней в Азербайджане хватит, чтобы набраться впечатлений и солнца

СНОБ
Американский флот слабеет. Китай получает исторический шанс Американский флот слабеет. Китай получает исторический шанс

Сравнительный анализ военно-морских сил США и Китая

Эксперт
«Джоли ужасно целуется!»: самые кошмарные поцелуи актеров в кино «Джоли ужасно целуется!»: самые кошмарные поцелуи актеров в кино

Эти актеры с негодованием вспоминают поцелуи с коллегами на съемочной площадке

The Voicemag
Павел Антокольский Павел Антокольский

Поэт Павел Антокольский глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Папа, дочь и долгий путь: фрагмент романа Оксаны Васякиной Папа, дочь и долгий путь: фрагмент романа Оксаны Васякиной

Отрывок из романа "Степь" — настоящей современной драмы

Esquire
Новая этика: как выбрать между совсем не близким и вовсе чуждым Новая этика: как выбрать между совсем не близким и вовсе чуждым

История #MeToo в России

Weekend
Как избавиться от постакне: все способы — от домашних до профессиональных Как избавиться от постакне: все способы — от домашних до профессиональных

Как избавиться от следов акне?

Cosmopolitan

Быть близнецами порой очень удобно

Playboy
Секстинг со стеснительной барышней: как втянуть ее во флирт Секстинг со стеснительной барышней: как втянуть ее во флирт

Месть должна подаваться холодной, а застенчивая девушка — горячей

Playboy
Как быстро Как быстро

Несколько способов избавиться от жира в области живота

Cosmopolitan
Гляциоизостазия повлияла на размытие Колумбийского плато в плейстоцене Гляциоизостазия повлияла на размытие Колумбийского плато в плейстоцене

Ледник деформировал земную кору и контролировал сток воды

N+1
Разбираемся, зачем нам нужна зима Разбираемся, зачем нам нужна зима

Почему не стоит убегать от зимы, даже если очень хочется?

GQ
Театр Табакова Театр Табакова

Павел Табаков учится продюсированию и признается в любви Ренате Литвиновой

Harper's Bazaar
Без образования, работы и свободы: как афганским женщинам живется при талибах Без образования, работы и свободы: как афганским женщинам живется при талибах

Как женщины стали невидимыми в Афганистане

Forbes
«Земля, одержимая демонами: Ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии» «Земля, одержимая демонами: Ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии»

Отрывок из книги Моники Блэк о вере немцев в сверхъестественное

N+1
В порядке опоздания В порядке опоздания

Как теперь читать современную поэзию

Weekend
Неолит в Юго-Восточном Узбекистане начался в VI тысячелетии до нашей эры Неолит в Юго-Восточном Узбекистане начался в VI тысячелетии до нашей эры

Археологи провели исследование скального навеса Кайнар-Камар

N+1
Еще в игре Еще в игре

Старая гвардия баскетбола, невзирая на свой возраст, все еще доминирует

Men’s Health
Заработала на квартиру, копирует даже духи: как живут двойники Кейт Миддлтон Заработала на квартиру, копирует даже духи: как живут двойники Кейт Миддлтон

Как живут самые популярные двойники Кейт Миддлтон

The Voicemag
Спокойной ночи: 25 идей для декора спальни Спокойной ночи: 25 идей для декора спальни

Думаешь, в спальне только спят, и заморачиваться с ее обустройством не стоит?

Cosmopolitan
Андрей Хржановский: «Есть один закон — следовать собственному представлению» Андрей Хржановский: «Есть один закон — следовать собственному представлению»

Режиссёр-мультипликатор Андрей Хржановский

Полка
В ритме города В ритме города

От исходной планировки отказались в пользу студийной организации пространства

Идеи Вашего Дома
О чем должно рассказывать искусство? Искусство вам ничего не должно О чем должно рассказывать искусство? Искусство вам ничего не должно

Об искусстве задавать вопросы и, самое главное, о праве их задавать.

GQ
Один из самых полезных злаков на Земле: 9 причин есть овес и овсяные хлопья Один из самых полезных злаков на Земле: 9 причин есть овес и овсяные хлопья

Овес — один из самых полезных злаков на Земле

Cosmopolitan
Ошибки кроя, которые дешевят образ: учимся избегать вещей с плохой посадкой Ошибки кроя, которые дешевят образ: учимся избегать вещей с плохой посадкой

Почему иногда образ смотрится дешево и как этого не допустить

Cosmopolitan
Выкупает бренды на Amazon и помогает им расти: разбор бизнеса Accel Club, который привлёк $170 млн Выкупает бренды на Amazon и помогает им расти: разбор бизнеса Accel Club, который привлёк $170 млн

Как стартап Accel Club выкупает бренды и что с ними делает?

VC.RU
Во Франции нашли поселение железного века и римскую виллу с термами и винным погребом Во Франции нашли поселение железного века и римскую виллу с термами и винным погребом

Находки археологов рассказали о процветании Руссильон в древности

N+1
Как зарегистрироваться в Тик Ток на телефоне или ПК Как зарегистрироваться в Тик Ток на телефоне или ПК

Регистрируемся в TikTok: подробная инструкция

CHIP
Что такое криптовалюта и блокчейн: переводим с языка программистов на человеческий Что такое криптовалюта и блокчейн: переводим с языка программистов на человеческий

Это деньги или нет? Рассказываем о том, как работает криптовалюта

Популярная механика
Открыть в приложении