Зачем ледоколу тропики
На всемирной выставке «Экспо» в Абу-Даби россияне продемонстрировали площадку для защиты и внедрения изобретений, а также представили ряд перспективных проектов

«Экспо», проводимая раз в пять лет, — матерь всех выставок. Всемирная, глобальная. И по размаху примерно как советская ВДНХ, только павильонов, таких же разных, на порядок больше и представительность шире. На проходящей уже полгода, с 1 октября, в Абу-Даби «Экспо-2020» тематических павильонов три: «Устойчивость», «Мобильность» и «Возможности», а вот страновых аж 188.
Задача каждой страны-участницы — показать всему миру… нет, уже не достижения, как это было на всемирных и международных выставках, предшественницах современных «Экспо», а скорее лицо страны, ее возможности для дружбы и сотрудничества. И если изысками в архитектуре павильона удивить было трудно — в ход шли компиляции всех известных в мире стилей и направлений, от модерна до биодизайна, и даже пресловутого «национального колорита» особо не наблюдалось ни у кого, настолько все было «смешано, но не взболтано», — то в части содержания каждый старался на свой лад.
Ключевая тема павильона Франции — экология, переданная в стилистике «Маленького принца». Нидерланды — единение с природой: грибы (грибы, просто грибы), дождь (каждому посетителю на входе выдают зонтик, а затем «включают» дождь). Австрия — опять экология, но переданная через архитектуру, навеянную арабскими строительными традициями (явно в расчете на диалог Запада с Востоком). Армения — традиции и артефакты в контексте поп-арта и дополненной реальности. Беларусь — инсталлированная в «жизнь леса», но, в общем, предсказуемая тема промышленности и строительства, при этом приятно удивившая эргономичной организацией внутреннего пространства павильона. Швеция — еще один подход к лесной теме, теперь уже допускающий ненавязчивое внедрение цифрового мира в природу, которое не мешает тишине и спокойствию.
Спросите: а как же инновации и демонстрация прорывных технологий? А это не сюда. Конечно, без них не обходилось, но проявлялись они весьма ненавязчиво. Между павильонами курсировали автопоезда на сжатом воздухе, полицейские сновали на электрических скутерах, а у входа на выставку нас встречал фургон, переделанный словаками под использование водорода. В самих же павильонах встречалось немало диковин… давно знакомых завсегдатаям автосалонов и шоу потребительской электроники. Задача стран — экспонентов этой выставки, еще раз подчеркну, другая: знакомить массового посетителя со страной и приглашать к сотрудничеству на государственном уровне чиновников и инвесторов. В первую очередь арабского мира — именно поэтому «Экспо» впервые в ее истории проводилась на Ближнем Востоке.

Под куполом — мозг
Потерялась ли на этом фоне Россия? Точно нет. Более того, ее павильон был узнаваем издалека; если большинство участников решило согласовывать экстерьер строений с окружающим миром (читай: пустыней) и выделяться только формой, но не цветом, в основном уклонявшимся в оттенки серого, то наши… По замыслу авторов, российской Simpateka Entertainment Group и архитектора Сергея Чобана (они же, к слову, разрабатывали российский павильон и для предыдущей выставки, миланской «Экспо-2015»), «купольный объем из переплетенных разноцветных трубок-нитей символизирует бесконечный процесс познания, стремительно растущие скорости прогресса и неостановимое движение вперед». Это согласно релизу. На деле же… Кому-то сферообразный павильон (диаметр 37 м, высота 26 м, площадь 3,6 тыс. кв. м) напоминает кружение колец Сатурна, кому-то — клубок ниток, кому-то — жгуты проводки, у кого-то рождает ассоциации с трикотажем Sonya Ryckiel, но однозначно выглядит ярко, броско и смело. И модно: напомню, в дизайне нынче тренд на «ревущие 80-е».
Это снаружи. А внутри, на контрасте, темные строгие тона и яркие световые эффекты. Общая тема — интеллект в целом и наука как его квинтэссенция. Центральная экспозиция павильона, занимающая целиком второй этаж и названная «Механика чуда», — мультимедийный перформанс о работе человеческого мозга. Устройство, раскрывающее основы работы нейросетевой структуры мозга — и как таковой, и как базового принципа действия современных информационных технологий, — представлено в виде трехмерной иммерсивной кинодиорамы, в центре которой кинетическая скульптура головного мозга человека. А вдоль стены (напомню, круглой) — дополнительные инсталляции. Например, «Кроличья нора», рассказывающая о том, как видят мир дикие звери, насекомые и другие существа.