Почему она существует в киноиндустрии и как ее преодолеть

ЭкспертСобытия

За великой английской стеной

Почему она существует в киноиндустрии и как ее преодолеть

Вячеслав Суриков

Русское кино, в особенности русская анимация, все увереннее чувствует себя на международном рынке. Его смотрят практически по всему миру. Но есть две страны, ключевые для киноиндустрии: Великобритании и США, — которые, как правило, не входят в список стран, заинтересованных в прокате фильмов из России. И какими бы они ни были успешными в отечественном прокате, североамериканский и британский прокат их за очень редким исключением игнорирует. Есть несколько версий, почему это происходит.

Первая: англоязычный рынок замкнут внутри себя. Чужой продукт он воспринимает только в адаптированном виде, и Россия находится в таком же положении, что и все остальные страны. Вторая: США и Великобритания пребывают в перманентном политическом противостоянии с Россией. Это не мешает отечественному зрителю любить американское и английское кино, но любви к русскому от англосаксов ждать не приходится по определению. И третья версия, которая фигурирует в разговорах на эти темы: уровень качества русского кино просто меркнет на фоне английского и американского, просто не выдерживая конкурентной борьбы.

Одной из немногих лазеек, позволяющих проникнуть сквозь эту стену, которую возвели дистрибуторы вокруг англоязычного проката, являются крупнейшие европейские кинофорумы, в первую очередь Каннский кинофестиваль. Во многом успех именно на этом фестивале позволил Андрею Звягинцеву с учетом всех его предыдущих творческих достижений получить двукратную номинацию на премию «Оскар». «Левиафан» произвел столь сильное впечатление на американскую аудиторию, что легендарный сценарист Роберт Макки в одном из интервью заявил, что, если бы все русские фильмы «были так же хороши, как “Левиафан”, их бы показывали по всему миру». Благодаря этому фильму Алексей Серебряков, сыгравший запойного автослесаря Николая, стал самым узнаваемым актером для англоязычного зрителя. Скорее всего, именно этот фактор определил выбор в его пользу, сделанный продюсерами сериала «МакМафия» — высокобюджетного телевизионного продукта, произведенного сразу двумя мощнейшими игроками британского и американского медиарынков: компаниями BBC и AMC.

Какими они нас видят

Многосерийная криминальная драма «МакМафия» едва ли не первый большой проект, адресованный англоязычной аудитории, в котором играет такое количество русских актеров. При этом в кадре они говорят как по-английски, так и по-русски. Алексей Серебряков играет вора в законе «на пенсии». Его жену — Мария Шукшина. Мераб Нинидзе, который начал актерскую карьеру на Западе еще в начале девяностых, играет действующего криминального авторитета. В ролях второго плана в кадре появляются отечественные звезды Кирилл Пирогов, Елена Лядова, Данила Козловский и даже Лидия Федосеева-Шукшина — ей досталась роль матери грозного русского мафиози Вадима Калягина, которого как раз и играет грузин Мераб Нинидзе. Персонаж Алексея Серебрякова — еврей, о чем неоднократно говорит в кадре, и даже оправдывает этим отсутствие у него на теле татуировок. Создатели сериала, пригласив русских актеров, не избежали сильных допущений в распределении ролей между ними. Впрочем, не исключено, что они бросаются в глаза только отечественной аудитории.

Еще один глобальный проект, который в прошлом году взялся заполнить пустующую нишу «русских историй», стал сериал, производство которого заказал могущественный Amazon выдающемуся сценаристу, продюсеру и режиссеру Мэтью Вайнеру. Он снял сериал «Романовы», состоящий из восьми сюжетно не связанных друг с другом эпизодов, главными героями которых выступают потомки царской семьи. Большинство из них даже не аристократы, это обычные люди, которые уже очень смутно помнят о своих корнях. Родство с царской семьей может быть как крючком, который запускает сюжет в каждом эпизоде, а может быть просто ничего не значащим фоном — уловкой режиссера, которая позволила ему оформить именно этот сюжет в задуманный цикл. Заставка сериала, в которой раз разом на глазах зрителя расстреливается царская семья, демонстрирует, чем отличается казнь царя Николая II от казней Людовика XVI и Карла I, и то, что по-настоящему шокирует мировую аудиторию: в огне революции сгорают не только сам царь и его жена, но и их дети.

Восемь эпизодов сериала «Романовы», каждый из которых полноценный фильм с самостоятельной историей, по всей видимости, концентрирует в себе целостное представление о России. Если не считать таковым шпионский сериал «Американцы» (где главные герои — русские, где тоже фигурирует российская действительность) в силу очевидной условности происходящего на экране. В седьмом эпизоде сериала под названием End of the Line главные герои отправляются в Россию, чтобы усыновить ребенка, и добираются до детского дома во Владивостоке. Эта история рассказывается так, как будто это происходит сейчас или как минимум в совсем недавнем прошлом — до введения запрета на усыновление русских детей американцами. Мы видим мрачный город, в котором все настроены по отношению к добросердечным американцам либо корыстно, либо враждебно. По аэропорты расхаживают полицейские с автоматами. На улице может запросто валяться труп собаки. В гостиничном номере американцы спят не раздеваясь. Они вынуждены сопровождать каждый свой шаг мелкими взятками.

Какие есть возможности

Даже несмотря на все достижения отечественной индустрии, прежде всего фантастические успехи анимационного сериала «Маша и медведь», который претендует на то, чтобы быть сериалом номер один для детей всего мира; несмотря на то что кинокомпании «Среда» продала стриминговому видеосервису Netflix права на показ уже шести сериалов, а также на то, что сериал компании Yellow, Black and White («Лучше, чем люди») выйдет на том же Netflix на особых условиях под брендом Netflix Original, великая английская стена еще крепка и по-прежнему труднопроницаема. Генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин так объясняет невостребованность русского кино на англоязычных рынках: «Основная проблема заключается в том, что русские фильмы таргетированы на русскую аудиторию. Очень мало фильмов с универсальными проблемами, которые были бы интересны не только российскому зрителю, но и английскому. Даже такой фильм, как “Движение вверх”, в котором речь идет о противостоянии России и Запада, английские зрители не готовы воспринимать. Очень многое зависит от фона. Кроме того, к русским сейчас очень неоднозначное отношение, особенно в Англии, и это очень сильно влияет».

Продюсер Денис Крупнов, сооснователь европейской компании Reason8, которая занимается продажами фильмов и кинопроизводством, в свою очередь считает, что никаких предубеждений у прокатчиков против отечественных фильмов нет: «Если речь идет об авторском фильме, то нет никакой разницы, российский это фильм или французский. Как-то раз мы обсуждали возможность снимать русский фильм на английском языке, и нам сказали: зачем? У русского авторского кино хорошая репутация, снимайте на русском языке». Руководитель финансово-производственного департамента Фонда кино, который с начала прошлого года при экспертизе проектов учитывает их международный потенциал, Вадим Потапов сетует только на то, что в России пока еще слишком мало авторских фильмов: «Мы сейчас отрабатываем технику производства фильмов на блокбастерах, и когда поймем, что у нас прекрасно получаются блокбастеры и мы можем более масштабно подойти к производству серьезного, вдумчивого кино, тогда мы сможем предложить европейским прокатчикам более разнообразную палитру авторских фильмов».

Организатор Недели российского кино в Великобритании Филип Перкон так оценивает ситуацию на британском рынке: «Англия когда-то не просто владела всем миром, она интересовалась тем, что происходит в культуре подвластных ей колоний. Чтобы удостовериться в этом, достаточно пройтись по Британскому музею, где можно увидеть экспонаты, свезенные отовсюду. У американцев этого нет, они не интересуются чужими культурами». Тем не менее, что касается кино, то здесь интересы большинства англичан ограниченны. По оценке Филипа Перкона, только восемь-десять процентов англичан готовы смотреть фильмы, переведенные на английский язык. За эту аудиторию как раз конкурируют кинопроизводители всего мира. Арсен Манукян, вице-президент Университета «Синергия» — соорганизатора Недели российского кино в Великобритании обращает внимание на то преимущество, которое есть в этой конкурентной борьбе у отечественных кинематографистов: «В Великобритании проживают 350 тысяч наших соотечественников. Для островного государства это очень много. К тому же среди стран СНГ Россия — лидер по количеству студентов, обучающихся в местных учебных заведениях».

И все же, по общему мнению профессионалов, наиболее вероятной средой для масштабного проникновения русского кино станет не кинотеатральный прокат, а Netflix и подобные ему сервисы в наиболее востребованном международном формате — многосерийной истории. Продюсер, представитель немецкой компании Beta Film Леонид Годик считает, что успехи компании «Среда» на этом поприще неслучайны, но это только начало пути, который уже успела пройти Испания: «Никто не мог подумать, что однажды Испания станет одним из мировых лидеров в производстве сериалов. Тем не менее сериал “Бумажный дом” сейчас самый востребованный неанглоязычный сериал на Netflix. До 2008 года испанские сериалы была востребованы в основном в латиноамериканских странах. И здесь уместна аналогия с Россией, которая до недавних пор продавала свои сериалы в страны СНГ, в первую очередь в Украину. Испанские кинокомпании снимали сериалы, продавали их в латиноамериканские страны, и им хватало. После финансового кризиса в 2008 году они поняли, что теперь нужно искать деньги по всему миру. Им понадобилось десять лет, чтобы вывести кинопроизводство и создание сценариев на международный уровень. Россия может повторить этот путь».

Если это когда-нибудь произойдет, то гуманитарный эффект, сопутствующий экономическому, будет не менее важен. Тогда все, кто не попал на прошлогодний чемпионат мира по футболу, наконец узнают, что Россия — это родина не только миллиардеров, криминальных авторитетов и сотрудников спецслужб.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не стоит благодарности Не стоит благодарности

Уйти от неформальных платежей в медицине непросто

Эксперт
Интеллигенция и революция Интеллигенция и революция

Сказка Юрия Олеши о революции взорвалась новыми смыслами на сцене БДТ

СНОБ
Король под каблуком. Десять самых влиятельных фавориток в истории Король под каблуком. Десять самых влиятельных фавориток в истории

Forbes решил вспомнить самых известных фавориток в истории

Forbes
Кончил с отличием Кончил с отличием

Эротический пассаж. Корреспондент GQ отправляется на секс-тренинги

GQ
Пересядь с иглы: как работает скандальная реклама Пересядь с иглы: как работает скандальная реклама

Компания Reebok запустила феминистскую рекламу

Forbes
Штрафное лобби. Чем обернется снижение допустимого порога превышения скорости Штрафное лобби. Чем обернется снижение допустимого порога превышения скорости

МВД и Минтранс предложили уменьшить «нештрафуемый» порог превышения скорости

Forbes
Спецзоны для олигархов. Как внутренним офшорам выиграть гонку за капитал Спецзоны для олигархов. Как внутренним офшорам выиграть гонку за капитал

Смогут ли внутренние офшоры заменить зарубежные юрисдикции для олигархов

Forbes
Ниже пояса: 6 запретных фраз при расставании (ты же не хочешь ее добить?) Ниже пояса: 6 запретных фраз при расставании (ты же не хочешь ее добить?)

Ни в коем случае не произноси эти фразы!

Playboy
Porsсhe 911. Чистейшее техно Porsсhe 911. Чистейшее техно

Porsсhe 911. Чистейшее техно

АвтоМир
Как оставить прошлое в прошлом и начать жить Как оставить прошлое в прошлом и начать жить

Что плохого в том, что мы хотим получить признание по заслугам

Psychologies
Косметичка: хранить нельзя выбрасывать Косметичка: хранить нельзя выбрасывать

Вашей косметичке необходим срочный детокс

Psychologies
Кто бы мог подумать: генеративный дизайн Кто бы мог подумать: генеративный дизайн

Придумывать дизайн будущего станут не люди, а компьютеры

Популярная механика
Зачем Михаил Прохоров перевел холдинг «Онэксим» из офшора в Россию Зачем Михаил Прохоров перевел холдинг «Онэксим» из офшора в Россию

Зачем Михаил Прохоров перевел холдинг «Онэксим» из офшора в Россию

Forbes
Зона отчуждения. Почему нельзя запрещать мобильники в офисах Зона отчуждения. Почему нельзя запрещать мобильники в офисах

Тотальные запреты и слежка за сотрудниками чреваты большими проблемами

Forbes
Влюбленность: три ловушки, в которые мы попадаем Влюбленность: три ловушки, в которые мы попадаем

Каких эмоциональных ловушек следует опасаться

Psychologies
Бег по кругу: что мешает вам добиться успеха? Бег по кругу: что мешает вам добиться успеха?

Какие страхи мешают состояться в жизни и воплотить мечту

Psychologies
Brach по-французски Brach по-французски

"Я имею дерзость позволить людям удивляться" — интервью с Филиппом Старком

SALON-Interior
Утеплительный кросс: 8 моделей кроссовок, которые хороши в холода Утеплительный кросс: 8 моделей кроссовок, которые хороши в холода

Как носить кроссовки в холодное время года

Cosmopolitan
Причинение добра. Почему компаниям редко удается трансформация Причинение добра. Почему компаниям редко удается трансформация

Огромное количество трансформаций заканчиваются неудачно

Forbes
Инновации в жанре me too: почему Россия застряла среди стран, штампующих дженерики Инновации в жанре me too: почему Россия застряла среди стран, штампующих дженерики

В США бывшие сотрудники фармы помогают взращивать биотехнологические стартапы

Forbes
«Ван Гог. На пороге вечности» — фильм-симулятор художника: MAXIM делится впечатлениями «Ван Гог. На пороге вечности» — фильм-симулятор художника: MAXIM делится впечатлениями

Среди всей массы, конкретно этот фильм о Ван Гоге особенный

Maxim
Когда любовь сильнее смерти: беда, которая не разбила семью Когда любовь сильнее смерти: беда, которая не разбила семью

Подопечная Фонда борьбы с лейкемией была на грани жизни и смерти больше года

Cosmopolitan
Как носить береты Как носить береты

Как правильно носить берет и на что обращать внимание при покупке

Vogue
Чего не нужно ждать от психолога? Чего не нужно ждать от психолога?

Почему психотерапия помогает не всем

Psychologies
В каких ресторанах Нью-Йорка стоит греться между показами Недели моды В каких ресторанах Нью-Йорка стоит греться между показами Недели моды

Самые подходящие места для ужинов и вечеринок

Vogue
Как правильно подавать вино Как правильно подавать вино

Кьяра Солдатти расширяет наши вкусовые горизонты

Vogue
Ксения Дукалис: Ксения Дукалис:

SMM — модная аббревиатура, привлекающая к себе все больше и больше людей

Cosmopolitan
Грязная изнанка: что раздражает россиян в «мусорной реформе» Грязная изнанка: что раздражает россиян в «мусорной реформе»

Грязная изнанка: что раздражает россиян в «мусорной реформе»

Forbes
Punks not dead Punks not dead

16 февраля состоялось празднование 6-летия Гоголь-центра

OK!
Порядочная ведьма Порядочная ведьма

Там, где дома стоят выше облаков, бытовая магия — повседневность

Вокруг света
Открыть в приложении