Выгода на дне бутылки
Почему автоматы по приему вторичной тары за редким исключением остаются в России только имиджевым продуктом
Сегодня в России ежегодно собирается более 65 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), и бóльшая их часть попадает на мусорные полигоны. Которые, в свою очередь, расширяются примерно на 10% ежегодно, отмечают экологи. Решить проблему свалок и снизить до минимума объем захоронения отходов призвана так называемая мусорная реформа, начатая в России в 2019 году. Она включает в себя правильный — раздельный — сбор мусора и прием вторсырья от населения, организацию работы комплексов сортировки и заводов по утилизации отходов и т. д.
Увеличить показатели сбора и переработки вторсырья можно хорошо забытым советским способом — принимая вторсырье вообще и тару в частности напрямую от населения. Причем в автоматическом режиме: сдал — получил. Этот метод хорошо зарекомендовал себя в Европе, но насколько выгодным окажется в России, пока большой вопрос.
Что за чудо-автомат
Стимулировать население сдавать тару призваны автоматические приемщики — фандоматы (от нем. Pfand — «залог»). Смысл в том, что в цену продукции, помещенной в пластиковую или стеклянную тару, входит и стоимость последней, которая может быть возвращена при сдаче упаковки, в том числе в тот же самый фандомат. Известная в СССР схема, только у нас в ней не участвовали приемные автоматы.
Впрочем, на российской почве речи о залоге не идет, поскольку отечественное законодательство определяет сданную тару как товар, с продажи которого физическое лицо обязано уплатить НДФЛ. Так что пока отечественные фандоматы в обмен на сданную тару могут выдать только бонусы и скидки. Между прочим, вопрос с другим вторсырьем — макулатурой — решить удалось: за ее сдачу можно кроме бонусов и купонов получить пусть небольшие, но живые деньги.
Оператором крупнейшей в стране сети фандоматов является группа компаний EcoPartners, которая с 2005 года занимается переработкой отходов пластиковой упаковки, производит оборудование для отрасли и предоставляет комплексные решения по экологизации бизнеса: от раздельного сбора отходов до производства обуви (сабо с содержанием отходов жевательной резинки). Здесь на данный момент есть четыре модели фандоматов: для приема пластиковых бутылок из-под воды, флаконов от бытовой химии (маркировка 2, полиэтилен низкого давления), алюминиевых банок, стеклянных бутылок и упаковки «ТетраПак».
В компании «РТ-Инвест», которая контролирует производителя фандоматов «Группа Тарас», пояснили, что их аппараты «полностью отечественного производства и делают их на предприятии, расположенном в Волгограде».
«Наши модели высокотехнологичны: они могут разделять тару по типу материала не только по штрихкоду, но и по физическим характеристикам и делают это достаточно точно, — уверяют в компании. — Если тара заполнена или в ней остался напиток, фандомат ее не примет. К тому же наши аппараты принимают стеклянную тару, в отличие от большинства моделей конкурентов».
Однако качественные показатели меркнут на фоне количественных. «Да, сто установленных нами аппаратов в рамках страны (а по всей России их, по нашей оценке, сегодня не более двухсот пятидесяти) — это капля в море, — признает руководитель направления по развитию сети фандоматов ГК EcoPartners Иван Панфилов, — но пока это количество позволяет удовлетворить спрос рынка на такие устройства».
По его словам, совместное с компанией «Зеленая собака» (Санкт-Петербург) предприятие при необходимости может резко увеличить производство и изготавливать около 500 аппаратов в месяц, подключив для этого мощности второго завода — «Ржевмаша» (Тверская область). А волгоградский завод «РТ-Инвеста» способен выдавать 300 аппаратов ежемесячно — если бы в них появилась необходимость. Но пока компания сообщает, что к 1 сентября текущего года установила первые 50 фандоматов в образовательных учреждениях ряда городов Московской области. В планах — разместить их в общедоступных местах: парках, скверах и физкультурнооздоровительных комплексах. Всего до конца года «РТ-Инвест» установит еще более 500 фандоматов в Московской области. Впрочем, пока это похоже больше на просветительскую деятельность, нежели на полноценный бизнес.
Банки наши, сенсоры — ваши
Первые аппараты EcoPartners привозила из Китая, а потом создала собственное производство: на площадке завода «Ржевмаш» и в рамках СП с компанией «Зеленая собака». «На сегодняшний день мощностей в Санкт-Петербурге хватает, чтобы обеспечить наши контракты, поэтому пока задействуем только эту площадку», — поясняет Панфилов.
В отличие от «РТ-Инвеста» остальные производители признают наличие в их продукции импортных комплектующих. «В наших аппаратах используется около 80 процентов продукции отечественных производителей, — поясняет Иван Панфилов. — Если говорить об иностранных комплектующих, то к ним относятся сканер, компьютер, монитор и некоторые датчики». По его словам, компания пытается снизить долю импорта и прорабатывает разные варианты поставок оборудования. Но не на всё есть отечественная альтернатива. «А если и есть, то по характеристикам оказывается хуже, тогда как по цене — более дорогим», — говорит он.
По словам основателя и совладельца компании Ecoplatform (тоже занимается производством фандоматов) Максима Каплевича, его компания старается локализовать производство и использовать российские комплектующие. «Но часть компонентов все равно остается импортной, например чипы и сенсоры», — уточняет он.
По подсчетам Ивана Панфилова, на сегодняшний день в России присутствует пять-шесть основных игроков, производящих или импортирующих фандоматы либо оборудование для их производства, причем каждый имеет свое конкурентное преимущество. «Мы, например, делаем ставку на циклическую экономику, то есть на комплексность проекта, включая дизайн фандомата, разработку информационной кампании, логистику собранных отходов, их обязательный рециклинг на мощностях нашего тверского завода и даже производство новой продукции из переработанной упаковки», — поясняет он.
Стоит ли банка выделки
Мнения по поводу востребованности фандоматов довольно противоречивы. Например, руководитель общественной организации «Мусора.Больше.Нет» Карина Ивченко полагает, что в российских реалиях такие устройства сомнительны как с точки зрения эффективности приема сырья, так и в смысле просвещения граждан. «Окупаемость фандоматов под большим вопросом, так как зачастую это просто вложения в одну сторону, — считает она. — Если аппарат будет принимать тару в круглосуточном режиме в течение пяти лет, только тогда можно выйти хотя бы в ноль. Потому что сырье дешевое, объемы вмещаются маленькие, а расходы на оборудование и обслуживание большие».
Отвечая на вопрос об окупаемости, Иван Панфилов привел такой расклад. «Средняя стоимость наиболее популярной модели фандомата сейчас около 450 тысяч рублей, — говорит он. — Доход в год от продажи вторсырья из одного фандомата может варьироваться от десяти до ста тысяч рублей, в зависимости от системы мотивации и активности населения. Сроки окупаемости очевидны».
По словам Максима Каплевича, окупаемость зависит от многих факторов: проходимости, выбранной для пользователя модели мотивации, аудитории и т. д. «Есть имиджевые истории, а есть те, что имеют понятные сроки окупаемости», — отмечает он.
Еще один аспект, на который, по словам Карины Ивченко, стоит обратить внимание: фандоматы создают у граждан ложное впечатление, что сырье стоит больших денег. «А как иначе, если за пластиковую бутылку, которая на оптовом рынке вторсырья стоит десятьпятнадцать копеек, дают несколько рублей или купон на сто рублей? — продолжает она. — Потом мы сталкиваемся с возмущением или удивлением: почему вот эти хорошие ребята так много платят за сырье, а за углом стоит контейнер, куда я бесплатно должен все отдавать? По их мнению, кто-то явно наваривается, а в итоге портится весь рынок».
Впрочем, стоимость тары — вопрос спорный, потому что определить ее довольно сложно, считает Максим Каплевич. По его словам, цена на вторичные пластиковые бутылки постоянно колеблется и диапазон довольно широк: от 15 до 40 тыс. рублей за тонну (в которой содержится примерно 30 тыс. штук). В среднем получается около рубля за одну использованную бутылку. Много это или мало, зависит от конкретной ситуации.
По мнению Карины Ивченко, все бонусы, купоны и скидки в России спонсируют обычно крупные компании, ритейлеры, которые таким образом привлекают покупателей к себе в магазин. «По сути, они оплачивают эти чудо-машины из маркетингового бюджета, — продолжает она. — За границей это обычно работает иначе: люди платят не только за товар, но и за тару. Условно: купил лимонад за 50 рублей, из них пять рублей — стоимость бутылки. И когда они сдают бутылку в фандомат, эти же пять рублей им и возвращаются». Резюмируя, эколог заявила, что выступает против повсеместной установки этих устройств: они неэффективны в плане сбора сырья и затрат на их содержание. «За такие деньги можно поставить обычные контейнеры по приему сырья, принимать гораздо более значительные объемы отходов на переработку, гораздо больше видов сырья и к тому же тратить меньше средств на их обслуживание», — поясняет она.
Запутались в сетях
Представители торговых сетей заявляют о планах нарастить количество фандоматов, но в их прибыльность не верят.
«В своих магазинах фандоматы мы вместе с партнерами (это наши поставщики — Unilever и Procter & Gamble) устанавливаем с 2019 года, — пояснили в торговой сети “Магнит”. — Сегодня компания установила уже 71 фандомат в Москве и Московской области, Краснодарском крае, Твери, Туле и СанктПетербурге, а до конца года их число достигнет 85». В итоге, как полагают в «Магните», создаваемая ими сеть по приему пластика станет крупнейшей в России. На вопрос «зачем?» здесь отвечают с пафосом: «Для “Магнита” это социальные инвестиции и пример ответственности как одного из крупнейших ритейлеров, ведь именно сбор и сортировка — самое слабое звено в цепочке переработки тары и упаковки». Так что вопрос о прибыльности отходит на второй план, чего в компании не скрывают. «Текущая аналитика показывает, что устройства интересны жителям, — заявляют там. — При этом было замечено, что система мотивации в виде скидок на продукцию (в частности, выдаются купоны на скидку в 25 процентов на продукцию P&G в перерабатываемой упаковке за любое количество сданной тары) не является для потребителя ведущей. Конверсия купонов несущественна, так что, выходит, покупатели сдают пустые бутылки, реализуя свою потребность минимизировать ущерб природе».
В свою очередь, представитель компании X5 Group, объединяющей несколько торговых сетей различного формата («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), вообще заявил, что сборы через фандомат нельзя считать эффективным способом решения мусорной проблемы, хотя и они подтверждают тезис, что тару сдают «из любви к природе».
«Средний показатель сбора в наших магазинах очень скромный: около 20 бутылок в день. При этом мотивация через предоставление скидок при передаче сырья на переработку тоже неэффективна: покупатели используют лишь десять процентов выданных купонов на скидку, — говорит он. — Это позволяет нам заключить, что потребители сдают в фандоматы бутылки в силу экологической сознательности, а не для выгоды». Резюме: «Х5 Group рассматривает установку фандоматов как локальную инициативу, которая нацелена на просвещение и вовлечение потребителей в практики ответственного потребления, но не имеет потенциала как массовый канал сбора отходов упаковки».
В то же время мнение производителей неоднозначно. В «РТ-Инвесте» развитие системы фандоматов считают одним из наиболее эффективных решений для реализации системы раздельного сбора мусора. «Выброшенная в контейнер бутылка имеет максимум 20 процентов шансов попасть на переработку, — пояснили в компании. — Тогда как через фандоматы во вторичный оборот можно вернуть до 90 процентов пластиковой, стеклянной и алюминиевой тары. Например, в Эстонии благодаря таким устройствам было собрано более 260 миллионов упаковок из-под напитков и девять из десяти банок были переработаны; это один из самых высоких показателей в Европе». Однако на вопрос, можно ли сделать на фандоматах бизнес, не ответили.
Иван Панфилов из EcoPartners отмечает, что уровень оснащенности страны фандоматами крайне низок и пока никакого эффекта, кроме экологического просвещения, они не приносят. «Каждый установленный фандомат вызывает положительный отклик у населения, типа “наконец-то и у нас стало как в Европе”, — говорит он. — Но не более того».
А чтобы стало «совсем как в Европе», в России, по его мнению, не хватает благоприятных условий. «Установка таких аппаратов наберет популярность при введении в нашей стране залоговой стоимости тары, как это работает во многих странах», — полагает он.
А вот Максим Каплевич из Ecoplatform, признавая существование проблемы отсутствия залоговой системы, считает, что даже в нынешних условиях можно получить выгоду от сбора использованных бутылок и банок. «Мы единственные, кто реально собирает их много по 12 регионам страны, — заявляет он. — Конечно, ситуации разные: где-то фандоматы стоят как имиджевое “украшение”, но где-то приносят реальный доход. У нас есть точки в магазинах, где фандоматы принимают по 300–500 бутылок в день. И для нас это прибыльный бизнес, хотя конкретные показатели я бы озвучивать не хотел».
По мнению гендиректора группы компаний «Тамаки» Андрея Белянина, на ценнике товара необходимо указывать как его стоимость, так и отдельно стоимость тары. «Это денежный депозит, который покупатель может получить, сдав использованную бутылку или банку на переработку, — поясняет он. — Далее государство должно продумать экономические стимулы для предприятий, которые будут заниматься приемкой и переработкой сырья из фандоматов». Кроме того, по его мнению, нужна и продуманная система мотивации жителей, потому что сама по себе установка фандоматов желаемого результата не даст. «Они будут работать только в том случае, если станут звеном хорошо отлаженной системы утилизации ТКО, которая включает в себя сбор, разделение и переработку отходов, а также большую просветительскую работу на уровне государства, — считает он. — Без нее фандоматы — бессмысленная трата денег, причем существенных».
Аналогичной точки зрения придерживается и Максим Каплевич. По его словам, российский рынок фандоматов пока только зарождается и одним из главных препятствий на пути более широкого их внедрения является отсутствие в России стимулов для сборщиков упаковки. «Есть только компенсация для переработчика в рамках расширенной ответственности производителя, но и этот механизм пока почти не работает», — сетует он. У нас же, по его словам, нет ни депозитной системы, ни системы компенсаций, что делает бизнес-модель сложнее.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl