Интервью с автором либретто мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда»

ЭкспертЗнаменитости

Тим Райс: «Хорошая история — прежде всего»

Интервью с автором либретто мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда» и обладателем премий «Оскар», «Эмми», «Грэмми» и «Тони»

Вячеслав Суриков

Тим Райс, Алла Пугачева, с которой драматург познакомился в 1983 году, и прототип главного героя мюзикла «Шахматы» Анатолий Карпов

Тим Райс — легенда мировой музыкальной индустрии, ворвавшийся в нее в составе творческого дуэта с Эндрю Ллойдом Уэббером уже в двадцать шесть лет с шедевром «Иисус Христос — суперзвезда». В ходе своей карьеры он работал с ведущими композиторами. Песни, для которых он писал тексты, трижды получали «Оскар»: A Whole New World для анимационного мюзикла «Алладин», автор музыки — Аллан Менкен, Can You Feel the Love Tonight из «Короля Льва», музыку для которой написал Элтон Джон, и You Must Love Me из «Эвиты» с музыкой Эндрю Ллойда Уэббера. Райс — автор текстов для одного из самых успешных бродвейских мюзиклов «Красавица и Чудовище», русская версия которого впервые была поставлена в 2008 году. Она шла на протяжении двух сезонов в МДМ, а в 2014-м вернулась еще на один сезон на сцену театра «Россия».

В октябре этого года в МДМ состоится премьера мюзикла «Шахматы», который Тим Райс написал вместе со шведскими композиторами Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом. На сюжет мюзикла Райса вдохновила серия матчей на первенство мира с участием Бориса Спасского, Роберта Фишера, Виктора Корчного и Анатолия Карпова. Он провел три недели в Мерано, наблюдая за ходом поединка между Корчным и Карповым. Главный герой мюзикла получил имя Анатолий и стал собирательным образом советского шахматиста. В 1983 году в ходе подготовки к написанию либретто «Шахмат» он приезжал в Москву, где встречался с Аллой Пугачевой и ходил на ее концерт.

«Эксперт» попросил британского драматурга рассказать, что для него значит эта работа и каковы его ожидания от московской постановки.

Тим Райс — один из немногих обладателей наград «Оскар», «Тони», «Грэмми» и «Эмми»

— Судя по сюжету мюзикла «Шахматы», ваши симпатии явно на стороне русского шахматиста. Так ли это? Как это оказалось возможным в период холодной войны?

— Скорее всего, так и есть. Реальный шахматный поединок между Бобби Фишером и Борисом Спасским, который вдохновил меня на создание мюзикла, проходил как раз во время холодной войны в 1972 году. В ходе матча Фишер проявил себя как крайне неприятный человек. Тогда как Спасский, наоборот, был благожелателен и производил очень приятное впечатление. Возможно, все это нашло свое отражение в мюзикле. Но на самом деле мне хотелось, чтобы зритель полюбил американского гроссмейстера так же, как русского.

— Вам приходилось защищать свой сюжет из-за того, как вы расставили в нем акценты?

— Записи мюзикла были крайне популярны. Может быть, у кого-то не нашла отклик сама история. Но у меня в связи с этим не было никаких проблем.

— В процессе подготовки к написанию либретто для «Шахмат» вы приезжали в Москву. Как вы тогда оценивали вероятность постановки этого мюзикла в России?

— Когда я впервые приехал в Москву в 1983 году, у меня даже в мыслях не было, что этот мюзикл может быть поставлен в СССР. И только спустя годы, после того как Россия очень изменилась и в Москве стали появляться постановки зарубежных мюзиклов, я начал допускать мысль, что однажды и «Шахматы» прозвучат на московской сцене. Мне всегда этого очень хотелось.

— Что тогда на вас произвело наибольшее впечатление в Москве?

— Меня очень впечатлили архитектура и погода. Я посетил православную церковь. Мне не очень понравились люди, они были крайне неприветливыми, но было интересно общаться с Аллой Пугачевой. Поездка в Москву стала захватывающим приключением: тогда мало кто из Великобритании мог попасть в Россию, и здесь все очень сильно отличалось от того, что происходило в Европе. Сейчас же Москва — современный европейский город.

— Будучи в Советском Союзе, вы пытались договориться с Аллой Пугачевой об ее участии в постановке мюзикла «Шахматы». Как это было?

— Мы с Бенни и Бьорном приехали к ней домой, поужинали вместе, хорошо общались. Она была очень мила. Потом даже сходили на ее концерт. Я был под впечатлением. Но, как вы знаете, наше сотрудничество не сложилось.

— Представляли ли вы себе в 1983 году, насколько уже тогда был популярен в Советском Союзе мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда»?

— Я знал, что «Иисус Христос — суперзвезда» был популярен среди советских меломанов, несмотря на то что в то время было очень трудно заполучить запись. Я убежден, что люди по всему миру, будь то европейцы, американцы или русские, очень похожи. И если какой-то мюзикл очень популярен в США и Европе, то почему бы ему не быть популярным в России?

— Вы играете в шахматы? Насколько эта игра вдохновила вас на создание мюзикла?

— Я не слишком хорошо играю в шахматы, хотя знаю правила. В процессе работы над мюзиклом я встречался с великими шахматистами, но самой игрой так и не увлекся. В ней меня привлекает прежде всего психологический поединок между игроками. И поединок в матче на первенство мира между Бобби Фишером и Борисом Спасским, и поединок между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в 1981 году произвели на меня впечатление.

— Почему с идеей мюзикла «Шахматы» вы пришли к музыкантам группы ABBA?

— Эндрю Ллойд Уэббер на тот момент был занят написанием «Призрака Оперы», я думал о других британских театральных композиторах. Но случайно от американских продюсеров узнал, что Бенни и Бьорн хотели бы написать мюзикл. Несмотря на то что тогда они еще были участниками ABBA, я предложил им сотрудничество. И они согласились.

— Вы могли предполагать в процессе создания мюзикла, что он окажется столь популярным и будет востребован даже спустя многие годы?

— Я работал с композиторами, создателями и участниками группы ABBA — Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом. Конечно, я осознавал, что мюзикл вызовет какой-то интерес. Но когда ты работаешь над мюзиклом, когда он еще не поставлен, ты никогда не сможешь предугадать реакцию зрителя. Я только знал, что Бенни и Бьорн проделали колоссальную восхитительную работу. Мне казалось, что и я сам поработал неплохо. Мы понимали, что создали хорошее произведение, которое нравится нам, но как на него отреагирует публика, мы, конечно, до первых показов не могли предположить.

— Что для вас значит постановка этого мюзикла в Москве?

— Я очень волнуюсь и очень жду октябрьской премьеры. Я уверен в постановочной команде Дмитрия Богачева, которая также работала над российской версией мюзикла «Красавица и Чудовище». Уверен, что постановка «Шахмат» будет впечатляющей.

— Насколько в индустрии мюзиклов важны слова и фигура автора либретто?

— В любой песне, даже очень популярной, текст не так важен, как музыка. Но если автор рассчитывает на то, что песня будет жить долго, то он должен создавать как можно более качественный текст. Взять, к примеру, Элтона Джона. Для некоторых его песен написал качественные тексты Берни Топин, эти композиции живут до сих пор. Без хороших текстов даже музыкально интересная песня очень быстро исчезает. Если говорить о театральном представлении, то текст должен быть первоклассным, и его написание — это очень сложная и кропотливая работа.

— В чем секрет написания либретто для успешного мюзикла? Чем он должен отличаться от пьес для драматического театра?

— У мюзикла должна быть сильная история, которая увлечет зрителя. Хорошая история — прежде всего. Этот принцип неизменен для любого вида произведения: спектакль, кино, книга. Можно писать истории по-разному. В случае мюзиклов «Иисус Христос — суперзвезда» и «Эвита» сильная история уже существовала: были реальные события, и требовалось их увлекательно переложить. В мюзикле «Шахматы» все нужно было придумать и выстроить от начала и до конца. Это намного сложнее, потому что ты до конца не знаешь, как это все вместе будет работать.

— Какой должен быть баланс между словами и музыкой в мюзикле?

— В хорошем мюзикле музыка и слова одинаково важны. Эта формула сработала во всех самых знаменитых мюзиклах: «Моя прекрасная леди», «Вестсайдская история». Если же текст оказывается слабее музыки, то и музыка пользуется меньшей популярностью. У меня как раз был такой случай с одной из песен из «Иисус Христос — суперзвезда», I Don’t Know How to Love Him. Поначалу она не пользовалась такой же популярностью, как другие песни из этого мюзикла, но стоило мне переписать слова, как она тоже стала востребована публикой.

— В прошлом году в прокате прошел фильм «Алладин», в котором вы являетесь одним из авторов текстов песен, и собрал огромную аудиторию. Что для вас значит этот успех?

— Я очень рад, что мои песни нашли новую аудиторию. Хотя, на мой взгляд, анимационная версия получилась более удачной.

Фото: Евгений Смирнов; Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Что происходит с лишней кожей после экстремального похудения — рассказывает врач Что происходит с лишней кожей после экстремального похудения — рассказывает врач

После резкого похудения многие сталкиваются с новой проблемой — избытками кожи

Cosmopolitan
Обидная повесть Обидная повесть

За что «Тараса Бульбу» не любили в Польше

Дилетант
Четыре истории об отцах: как взрослели дети знаменитых людей Четыре истории об отцах: как взрослели дети знаменитых людей

Отрывок из книги Джошуа Дэвида Стайна «Для меня он был просто папой»

РБК
В плену антиутопий В плену антиутопий

Настоящая битва экосистем развернулась между «Яндексом» и «Сбером»

Forbes
Настоящая Мулан: не обрезала волосы и 12 лет притворялась мужчиной Настоящая Мулан: не обрезала волосы и 12 лет притворялась мужчиной

В самой ранней версии легенды Хуа Мулань воевала 12 лет

Cosmopolitan
Нет начёсу! 9 неудачных причесок, из-за которых мы выглядим старше своих лет Нет начёсу! 9 неудачных причесок, из-за которых мы выглядим старше своих лет

Неудачная прическа может нас "состарить" на 10 и даже больше лет

Cosmopolitan
Наука о блондинках и брюнетках: кто умнее? Наука о блондинках и брюнетках: кто умнее?

Светловолосые от рождения вовсе находятся на грани вымирания

Популярная механика
Твое тело – твое дело Твое тело – твое дело

Бодипозитив – это история о любви и принятии

Cosmopolitan
Гибкая диета Гибкая диета

Основной принцип флекситарианской диеты – никаких жестких органичений

Лиза
Конец салонной эпохи Конец салонной эпохи

Почему некогда популярный формат автосалона уходит в историю

Robb Report
«Заплаканные» глаза: 7 бьюти-приемов, которые портят твой макияж «Заплаканные» глаза: 7 бьюти-приемов, которые портят твой макияж

Ошибки в макияже глаз, которые создают эффект уставшего вида

Cosmopolitan
Счастье женщины в труде Счастье женщины в труде

Коуч Алексей Ситников учит читательниц «Татлера» искать работу

Tatler
Энтеротипы: что это такое и как правильно питаться при каждом из них Энтеротипы: что это такое и как правильно питаться при каждом из них

Почему одни девушки не могут жить без сладкого, а другие выбирают стейки?

Cosmopolitan
Горчичник на грудь Горчичник на грудь

Как в СССР лечили простуду и кашель

N+1
Племя молодое Племя молодое

У большинства из этих ребят еще нет паспорта, зато есть международное признание

Vogue
Чистая работа Чистая работа

Современный, минималистский интерьер

SALON-Interior
Замедление Китая: судьба или выбор? Замедление Китая: судьба или выбор?

Как отреагирует Китай, когда мировая экономика войдет в рецессию в этом году

Эксперт
Учителя йоги: система ценностей Учителя йоги: система ценностей

Опытные мастера рассказывают о своих правилах жизни

Yoga Journal
Код независимости: как Лукашенко снижает зависимость Белоруссии от России через цифровую экономику Код независимости: как Лукашенко снижает зависимость Белоруссии от России через цифровую экономику

Александр Лукашенко пытается снизить влияние России на Белоруссию

Forbes
Играй, как будто никто не видит Играй, как будто никто не видит

Как избавиться от скованности, обрести свободу и просто стать счастливее?

Psychologies
Каким мы запомним Эдуарда Лимонова — литератора, который прожил все свои сюжеты Каким мы запомним Эдуарда Лимонова — литератора, который прожил все свои сюжеты

В жизни этого человека реальность невозможно было отделить от вымысла

Esquire
Сверхпроводники обнаружили сразу в двух метеоритах Сверхпроводники обнаружили сразу в двух метеоритах

Американские ученые обнаружили внеземные сверхпроводящие материалы

N+1
Взгляд за звёзды: что встречается за пределами Галактики Взгляд за звёзды: что встречается за пределами Галактики

И Млечный Путь, и другие галактики таят в себе множество неизведанного

Популярная механика
По теории струн нанесен серьезный удар По теории струн нанесен серьезный удар

Астрономы не смогли обнаружить гипотетические частицы, называемые аксионами

Популярная механика
О катастрофах и страхах. Размышления о прошлом на фоне настоящего О катастрофах и страхах. Размышления о прошлом на фоне настоящего

В том, что происходит сегодня во всем мире, нет ничего пугающего

СНОБ
Возраст — не помеха: как добиться успеха после 35 Возраст — не помеха: как добиться успеха после 35

Добиться желаемого можно в любом возрасте, утверждает Надежда Дешковец

Psychologies
Кредитка доверия Кредитка доверия

Рассказываем, как ты можешь заработать на кредитной карте

Cosmopolitan
Выделенки — это ловушка для водителей. Почему по ним лучше не ездить Выделенки — это ловушка для водителей. Почему по ним лучше не ездить

Объясняем, почему выделенками лучше не пользоваться

РБК
Вне системы Вне системы

Актриса Ольга Сутулова в профессии набирает и набирает обороты

OK!
Открыть в приложении