Что стоит за атакой на танкеры в Оманском заливе?

ЭкспертОбщество

Танкеры вместо пробирок

Атака на танкеры в Оманском заливе выглядит как грубая попытка перевести противостояние США и Ирана в вооруженный конфликт. Кому это может быть выгодно?

Геворг Мирзаян*

ТАСС

Тринадцатого июня в Оманском заливе, предположительно торпедами, были атакованы два танкера с грузом нафты и метанола. В результате взрывов начался пожар, одно судно затонуло, команды, в составе которых оказалось 11 россиян, были эвакуированы.

В тот же день Вашингтон устами госсекретаря США Майка Помпео назначил виновного: по мнению американцев, «с большой долей вероятности» за атакой стоял Тегеран. США обвиняли Иран и в предыдущей атаке (почти месяц назад минной атаке подверглись четыре грузовых корабля), но тогда ограничились лишь риторикой. Сейчас же Вашингтон представил доказательства, по качеству и достоверности мало отличающиеся от «пробирки Колина Пауэлла», из-за которой США шестнадцать лет назад развязали войну с Ираком. На этот раз они выложили невнятную видеозапись плохого качества — и сами же рассказали, что на ней нужно увидеть. Якобы там бойцы Корпуса стражей исламской революции — элитного подразделения вооруженных сил Ирана — снимают неразорвавшуюся иранскую магнитную мину с одного из танкеров. Подобная «хайли-лайкли аргументация» оказалась, однако, достаточной для Саудовской Аравии — Эр-Рияд уже поддержал выдвинутое Соединенными Штатами обвинение.

На самом же деле виновный пока не найден: нет никаких конкретных доказательств причастности какой-либо конкретной силы к этой атаке, как нет и чьих-либо признаний в ее осуществлении. Возможно, исполнитель так никогда и не будет найден — район Оманского залива один из самых милитаризированных регионов Ближнего Востока. Кого там только нет — от американских и пакистанских военных до ЧВК и террористических ячеек.

Однако цели организаторов теракта очевидны — спровоцировать резкий рост напряженности в отношениях между США и Ираном с выходом на полномасштабное американское нападение на Исламскую Республику. И вот тут уже появляется пространство для анализа — можно просто поразмышлять о том, кому выгодно это нападение, а кому — нет.

Разные Штаты

На первый взгляд ответ очевиден. Основания для нападения на Иран нужны прежде всего самим потенциальным исполнителям — Соединенным Штатам. Напомним, что после прихода к власти президент Дональд Трамп взял курс на резкое обострение отношений с Исламской Республикой. Вышел из ядерной сделки, восстановил санкции, принудил европейцев их соблюдать — и теперь угрожает Ирану войной или ограниченной военной операцией против иранских ядерных объектов (что, по сути, вызовет военный ответ Тегерана и станет началом полноценной войны). Проблема лишь в том, что против этой операции выступает львиная доля государств, в том числе союзники США по НАТО. Аргументацию США из серии «Иран представляет угрозу всему миру, поэтому его надо наказать» европейцы не принимают и, скорее, уже склонны считать, что это Трамп своими действиями представляет угрозу миру и безопасности.

И в тот момент, когда американцам так нужны основания, происходит нападение на танкеры. Нападение, которое ставит под вопрос безопасность в одной из ключевых зон транспортировки нефти. Причем речь идет не об одной атаке, а о серии нападений: ровно месяц назад в том же Оманском заливе тоже атаковали танкеры — правда, нанеся им куда меньшие повреждения. Если в ходе следующего нападения танкер затонет и нефтепродукты из него разольются по воде, это вызовет экологическую катастрофу и попросту заблокирует судоходство в проливе. Если в ходе следующего нападения танкер получит хотя бы серьезные повреждения, то страховые компании (которые уже подняли стоимость своих услуг для проходящих через Оманский пролив нефтеналивных судов) могут вообще отказать им в страховании. А без страховки ни один танкер в море не выйдет. И если американцы убедят всех, что за этим стоит Иран, что именно по его вине может случиться коллапс мирового нефтяного рынка, то смогут использовать это как casus belli для начала военной операции.

Однако с американской позицией не все так просто. Да, возможно, такой логики придерживаются «ястребы» из американской администрации — тот же советник по нацбезопасности Джон Болтон. Однако сам Трамп не готов к войне, по крайней мере сейчас.

Трампу объяснили, что иранские вооруженные силы образца 2019 года на порядок лучше мотивированы и вооружены, чем иракские в 2003 году. Да, Иран проиграет в войне, но американцы понесут существенные потери. Кроме того, Иран, используя свои ракеты и дальнобойную артиллерию, сможет нанести «удар возмездия» по объектам, находящимся за границей Исламской Республики — американским базам (в том же Катаре или Ираке), кораблям ВМС США, городам и военным объектам союзников Вашингтона (Израиля, Саудовской Аравии), тем же танкерам в Персидском и Оманском заливах. В Штаты прибудут сотни, тысячи гробов, что абсолютно не нужно Дональду Трампу, пытающемуся переизбраться на второй срок в 2020 году. Для того чтобы избиратели сочли нападение на Иран оправданным, нужен повод уровня 11 сентября, а не пара подбитых танкеров. Тем более танкеров, не принадлежащих американских компаниям. Поэтому Трамп скорее всего не является организатором этой атаки. Да, он попытается извлечь из нее выгоду — использовать для того, чтобы лишний раз надавить на Иран. Но не более того.

Положение танкеров во время атаки 13 июня 2019 года

Иранские игры

Некоторые эксперты поддерживают официальную позицию США и уверяют, что за атакой стоит Тегеран. Либо иранские власти в целом, либо их радикальное крыло, выступающее против компромиссов в отношениях с Западом и заинтересованное в продолжении конфликта. В пользу этой версии есть свои аргументы, однако контраргументы выглядят весомее.

Да, иранские власти не удовлетворены нынешним статусом отношений с Западом. Обещания и обязательства, данные Тегерану, были нарушены. Причем не только американцами, но и европейцами. После выхода США из ядерной сделки Брюссель обещал в ней остаться и защитить от американских санкций европейские компании, которые продолжат работать в Иране. Однако на деле никакой защиты предоставлено не было: крупные компании из ЕС от греха подальше покинули иранский рынок и отказались от сотрудничества с Исламской Республикой. Попытка мирно убедить Европу держать свое обещание не удалась, и сейчас Тегеран перешел к политике принуждения. Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что его страна начала пошаговый процесс отказа от обязательств, которые взяла в рамках ядерной сделки, — вплоть до полного выхода из нее. И остановится лишь в том случае, если Европа начнет наконец выполнять свои обязательства и восстановит торгово-экономическое сотрудничество с Исламской Республикой. В этом плане, по мнению сторонников версии о вине Ирана, атака на танкеры может рассматриваться как еще одна демонстрация мускулов.

Может, но не рассматривается, ведь эта акция совсем не вписывается в иранскую стратегию принуждения. Действия Ирана в отношении ядерной сделки были законны и обоснованны — Иран выходил из сделки, которую не соблюдали другие. Тегеран прикладывает огромные усилия для того, чтобы в конфликте с США выглядеть стороной, четко соблюдающей нормы и принципы международного права. Атака же на танкеры будет однозначно восприниматься как акт международного терроризма и поставит жирный крест на хитрой иранской политике.

Лучше быть богатым, чем мертвым

Но западные эксперты настаивают, что далеко не все в иранском руководстве стремятся восстановить отношения с Западом. Значительная часть иранской элиты выступает против нормализации и за углубление конфликта, причем руководствуется она не только идеологическими, но и финансовыми причинами. Те же генералы Корпуса стражей исламской революции не только защищают страну, но и контролируют значительную часть иранской серой торговли. Когда при Бараке Обаме санкции ликвидировали и торговля стала вестись легально, руководство корпуса теряло деньги, поэтому генералы сейчас заинтересованы в том, чтобы санкции вернулись всерьез и надолго. Именно они, по данным американского министерства обороны, и организовали атаку на танкеры, что якобы подтверждает предоставленная США видеозапись.

Однако эта версия тоже не выдерживает критики. Да, генералам нужен конфликт, создающий комфортные условия для их бизнеса, но им не нужна война, которая уничтожит и этот бизнес, и их самих. Поэтому генералы могут саботировать переговорный процесс, перекрывать Хасану Роухани кислород и не позволять ему искать компромиссные решения с Трампом, но не будут давать американцам повод для военной операции. Именно поэтому заявления министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа о том, что обвинения со стороны США «безосновательны и надуманны», имеют под собой основания.

Дружеский толчок

Куда более заинтересованными в провоцировании американо-иранской войны являются две другие страны Ближнего Востока — Саудовская Аравия и Израиль.

Обе эти государства давно призывают американцев начать военные действия против Ирана, причем саудовцы даже предлагали эту операцию профинансировать. И настойчивость их понятна: ни Саудовская Аравия, ни даже Израиль не способны самостоятельно остановить геополитическую экспансию Ирана, которую оба государства считают угрозой своей национальной безопасности. Они уверены, что Иран нужно останавливать здесь и сейчас, даже войной, даже с учетом того ущерба, который Тегеран может нанести в ходе войны. Ведь если Иран не остановить сейчас, если ему дать усилиться, обрести ядерное оружие, то ущерб от такой войны будет на порядок больше.

Поэтому Тель-Авив и Эр-Рияд с энтузиазмом приветствовали разрыв Трампом ядерной сделки и курс США на конфронтацию с Ираном. И были очень разочарованы тем, что Вашингтон до сих пор не начал войну. Кто бы ни устроил провокацию с атакой на танкеры в Оманском заливе, она на руку саудитам и израильтянам. Даже если не удастся спровоцировать войну, эскалация поможет усилить позиции Болтона и других «ястребов» в вашингтонских коридорах власти. Пошатнувшиеся после того, как Трамп отказался от их советов вступить в самоубийственную для США и позиций самого Трампа войну.

*Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На пути к капсульному жилью На пути к капсульному жилью

На российском рынке жилья формируется новый сегмент малогабаритных квартир

Эксперт
Тест телевизора Samsung GQ65Q900: 8К это лишь PR-трюк? Тест телевизора Samsung GQ65Q900: 8К это лишь PR-трюк?

Что дает экстремально высокое разрешение? Ответы в данном обзоре

CHIP
Ученый не от Бога. Как российский историк превратился в душегуба Ученый не от Бога. Как российский историк превратился в душегуба

Реконструировали события из жизни Сира, чтобы выяснить, что привело к трагедии

Русский репортер
Йоги в парке Йоги в парке

Что вдохновляет преподавателей на классы под открытым небом?

Yoga Journal
Горизонт депрессии Горизонт депрессии

2030 год — точка, в которой бизнес и общество могут рассчитывать на перемены

Эксперт
Полет нормальный Полет нормальный

Долой страхи, которые мешают нам путешествовать и наслаждаться отпуском

Лиза
Ве­ли­кий нехо­чу­ха Ве­ли­кий нехо­чу­ха

GQ раз­би­ра­ет­ся, по­че­му че­ло­ве­ку из­ме­нил его ос­нов­ной ин­стинкт

GQ
Toyota Supra Toyota Supra

После долгих лет забвения японский спорткар вернулся во всей своей красе

Quattroruote
«Мой отец — социопат» «Мой отец — социопат»

Трудно, если родной отец, который должен защищать и заботиться, — социопат

Psychologies
Природа в доме Природа в доме

Растения заменяют арт-объекты в гостиных и приглашают на приём в оранжереи

Robb Report
Как дважды обанкротившаяся бизнесвумен заработала $240 млн на туалетном спрее Как дважды обанкротившаяся бизнесвумен заработала $240 млн на туалетном спрее

Сюзи Батиз пыталась открыть рекрутинговый сайт и свадебный магазин

Forbes
Я не смогу. Как стереотипы мешают делать карьеру Я не смогу. Как стереотипы мешают делать карьеру

С женщиной, успешно строящей карьеру, связано множество стереотипов

Forbes
Аттилио Марро, Bvlgari — о московской резиденции и люксе Аттилио Марро, Bvlgari — о московской резиденции и люксе

О новом пространстве на Большой Никитской, а также о роскоши и игре на гитаре

РБК
Как создавалась мрачная коллаборация Valentino и Undercover Как создавалась мрачная коллаборация Valentino и Undercover

Креативные директора Valentino и Undercover рассказали о восприятии красоты

GQ
В ожидании налоговых каникул В ожидании налоговых каникул

Хозяйство приносит государству все больше доходов, однако само хозяйство беднеет

Эксперт
«Эти 9 месяцев как 20 лет жизни»: что обрел в кругосветном путешествии основатель Qiwi «Эти 9 месяцев как 20 лет жизни»: что обрел в кругосветном путешествии основатель Qiwi

Основатель и совладелец Qiwi вернулся в Москву после девятимесячного путешествия

Forbes
Обзор и тест смартфона Honor 20: молодежный флагман Обзор и тест смартфона Honor 20: молодежный флагман

Пока производитель еще только думает, почем продавать это аппарат в России

CHIP
GPS и A-GPS: в чем разница и что лучше? GPS и A-GPS: в чем разница и что лучше?

В чем разница между GPS и A-GPS, и какие преимущества дает буква A

CHIP
Автоюристы больше не нужны? Автоюристы больше не нужны?

При спорах по ОСАГО автомобилистов будет защищать финансовый омбудсмен

АвтоМир
Искусство на миллион. Как утроить свои активы, инвестируя в искусство Искусство на миллион. Как утроить свои активы, инвестируя в искусство

Филип Хоффман рассказал Forbes Life о том, как и какое искусство нужно покупать

Forbes
Немецкие ученые опровергли миф о скупости богатых Немецкие ученые опровергли миф о скупости богатых

Новое исследование опровергает представление о скупости богатых людей

Forbes
Honda N600: романтическая история хэтчбека, который выжил Honda N600: романтическая история хэтчбека, который выжил

Когда провел 50 лет на помойке, а потом выяснилось, что ты — наследный принц

Maxim
Привычка питаться правильно: как уговорить организм есть то, что полезно? Привычка питаться правильно: как уговорить организм есть то, что полезно?

Как договориться с организмом, чтобы он хотел именно этого, а не шоколада?

Psychologies
Можно ли верить отзывам о гаджетах в Сети? Можно ли верить отзывам о гаджетах в Сети?

Как отличить достоверный отзыв о гаджете от заказной "воды"

CHIP
«Саша боится»: особняк Яны Рудковской атаковали потусторонние силы «Саша боится»: особняк Яны Рудковской атаковали потусторонние силы

Яна Рудковская пожаловалась, что потусторонние силы пугают ее сына Сашу

Cosmopolitan
Багратионы Багратионы

Грузинский род Багратионов считается одним из древнейших по меркам всей Европы

Дилетант
Русский след: 10 приложений от русскоязычных разработчиков Русский след: 10 приложений от русскоязычных разработчиков

Мобильные сервисы, созданные с участием специалистов из России и стран СНГ

РБК
Зяблик, развесёлый чиж и компания Зяблик, развесёлый чиж и компания

Сегодня речь пойдёт о птицах семейства вьюрковых отряда воробьинообразных

Наука и жизнь
Дорогие и дешевые защитные стекла: чем они отличаются? Дорогие и дешевые защитные стекла: чем они отличаются?

Есть ли смысл купить одно защитное стекло, но дорогое, или же пачку дешевых?

CHIP
Обзор смартфона INOI 7i: большой экран недорого Обзор смартфона INOI 7i: большой экран недорого

Тестируем смартфон за 5990 руб. с экраном 6,2 дюйма и отличной батареей

CHIP
Открыть в приложении