Грустный «Сторож». Новый фильм Юрия Быкова — о злых бандитах и тоскливых охранниках
В последний конкурсный день «Кинотавра» показали новую работу всенародно любимого режиссера Юрия Быкова «Сторож». Кинокритик Егор Беликов объясняет, почему фильм получился не для широкого проката, а вот для онлайн-релиза подойдет отлично.
Юрий Быков — автор нескольких фильмов, многие из которых имеют строго двусложные названия: «Майор», «Дурак», «Завод», еще сериала «Метод» и вот теперь еще «Сторож». Не выходя за пределы эстетики ментовского многосезонника по НТВ, он снимает истории о полицейском произволе, гнусных чиновниках и совестливых работягах — словом, о жизни в той России, что не существует в одной реальности с гламурным «Кинотавром». Собственно, и фестивальный успех Быкова во многом объясняется все тем же намерением «краснодорожечной» публики обратить внимание на простой бедный народ. Этот псевдогуманизм дает гостям Канн, Венеции, Берлина и Сочи ощущение, что уже скоро настанет мир на земле, и никто не уйдет обиженным.
По мнению некоторых критиков, включая BadComedian, Быков заслуживает сравнения с Андреем Звягинцевым. Но в отличие от Звягинцева с его иносказательными размышлениями на тему Библии и трудов Томаса Гоббса, фильмы Быкова универсально понятны, они безыскусно обыгрывают знакомые всем проблемы коррупции и нравственного разложения общества.
Дозор
«Сторож» представляет из себя криминальный триллер, где сюжет разрешается очевидным образом — и на этом, к сожалению, фильм заканчивается, не оставляя зрителю никакой психологической деконструкции его героев.
Режиссер лично играет главную роль смотрителя в опустевшем на зиму санатории где-то в регионах, бездеятельного охранителя чужой собственности, чье бытие убого, а жизнь бессмысленна. Заброшенный советский санаторий — одновременно и метафорическая фигура для обозначения обломков огромной страны, на краях которых живут-поживают с нехитрыми пожитками последние свидетели падения колосса на глиняных ногах (в смысле, СССР — треста, который лопнул).