YouTube-каналы самых узнаваемых персонажей культурного мира

ЭкспертHi-Tech

Русский культурный YouTube: Парфенов, Эйдельман, Юзефович

YouTube-каналы самых узнаваемых персонажей культурного мира.

Вячеслав Суриков

Parfenon Леонида Парфенова

Дата основания — 16 февраля 2018 года, 990 тыс. подписчиков, 81,8 млн просмотров

Пришествие на YouTube Леонида Парфенова три года назад само по себе стало событием. Он один из самых значительных персонажей отечественного телевидения 1990-х, с карьерой, прочертившей сложную траекторию, в одной из самых длительных фаз которой он оставался автором документальных проектов для Первого канала. Ему удалось создать два выдающихся телевизионных бренда — «Старые песни о главном» и «Намедни». Если «Песни» запомнились как один из самых ярких проектов 1990-х, всколыхнувших ностальгию по советскому времени, но быстро исчерпавших себя, то «Намедни» был придуман как проект, длящийся непрерывно, обращенный не только в прошлое отдаленное, но и в прошлое, которое свершилось буквально вчера. И самым ожидаемым событием, связанным с появлением Леонида Парфенова на YouTube, было как раз возобновление «Намедни», которое в конце концов и состоялось. В дополнение к 43 сериям, снятым на телеканале НТВ, за три года на YouTube Парфенов снял еще 33 серии, в которых то погружается на историческую глубину до 1946 года, то дотягивается до недавнего 2020-го.

Формат программы «Намедни», которая в процессе работы над проектом трансформировалась в НМДНИ (канал НТВ выразил претензию из-за использования изначального бренда), заметно усовершенствовался. Из камерной телевизионной студии, оформленной в стиле библиотечной картотеки, Леонид Парфенов перебрался на большую эффектно оформленную сцену. В кадре стали появляться не только исторические объекты, но и исторические персонажи. Если в случае повествования о периоде с 1946 по 1960 год в этом качестве выступали актеры с той или иной степенью внешнего сходства с историческими прототипами, то в фильмах, повествующих о последнем семнадцатилетии, в студию стали приходить уже сами герои тех или иных событий. Еще одно новшество, которого не было в фильмах, сделанных на НТВ, — участие музыкантов, резко преобразивших концертными номерами устоявшийся формат информационного шоу. Длительность эпизодов заметно увеличилась — в отличие от эфирного телевидения YouTube не обязывает к ограничениям по хронометражу.

Но самым любопытным явлением на канале Parfenon стала серия программ, в которых Леонид Парфенов рассказывал о том, на каких выставках побывал и какие театральные представления видел, выступая здесь в не самой привычной для него роли культурного обозревателя. По всей видимости, это были программы с самым минимальным бюджетом из всех, сделанных Парфеновым. В этом случае он чаще обходился без оператора, снимая сам себя, а затем объединяя сюжеты в единую программу, вместо студии сидя в домашнем интерьере среди растений или на фоне книжных полок с неизменным бокалом вина в кадре. Именно в этих выпусках Леонид Парфенов проявил умение оставаться узнаваемым по стилю ведущим даже при минимуме технических возможностей, наравне с большинством ютьюберов обходясь минимум технических средств. В его лице зрители обрели эрудированного рассказчика, который попадал в самые необычные культурные места и мог эффектно их описать.

Леонид Парфенов как знаковая фигура своим появлением ускорил процесс превращения YouTube из «подпольного» телевидения в новый мейнстрим. Своим примером он продемонстрировал, что на YouTube можно не только показывать программы, которые уже вышли в телевизионный эфир, как делает большинство телевизионных каналов, присутствующих на YouTube, и собирать дополнительную аудиторию, но и создавать здесь оригинальные проекты. Документальные фильмы на YouTube стали привлекать аудиторию, вполне сопоставимую по численности с аудиторией федеральных каналов. На сегодняшний день проекты Парфенова — самые масштабные и самые технически и организационно сложные в русском сегменте YouTube, которые соседствуют с нарочито просто сделанными выпусками, предполагающими минимальные затраты.

Уроки истории с Тамарой Эйдельман

Дата основания — 8 октября 2019 года, 236 тыс. подписчиков, 13 млн просмотров

До создания канала на YouTube Тамара Эйдельман на протяжении всей своей учительской карьеры сочетала преподавание в школе с взаимодействием с медиа в самых разнообразных форматах. Она дочь одного из самых известных советских историков Натана Эйдельмана, который, ко всему прочему, был еще и популяризатором исторической науки. Тамара Эйдельман — один из не слишком частых случаев, когда дочь становится продолжателем дела своего отца. И все же до сих пор она находилась на периферии общественного внимания, оставаясь в тени тех медийных брендов, с которыми сотрудничала. Выйти из этой тени ей позволили новые медиа — она завела Telegram-канал, для которого писала столь яркие тексты, что их стали цитировать другие медиа; следующим шагом стало создание канала на YouTube (на тот момент ей было почти шестьдесят лет), где храбро ринулась на завоевание внимания новой аудитории. Несмотря на то что ее продукт визуально очень прост, альтернативы ему на YouTube на момент его появления не было и до сих пор нет.

Это не что иное, как уроки истории, которые по формату представляют собой иллюстрированную лекцию. В ней Тамара Эйдельман предстает перед аудиторией как способный увлечь ее рассказчик. В ее роликах история предстает в виде, наиболее соответствующем первоначальному значению этого слова, — это именно история, у которой есть завязка, кульминация и развязка. До Тамары Эйдельман в схожем формате историю для широкой публики популяризировала Наталья Басовская, которая просто не успела создать персональный канал. Если бы не ее смерть в 2019 году, вполне возможно, что и она однажды решилась бы обратиться к аудитории через YouTube. В стиле общения Тамары Эйдельман просматривается дидактичность, видимо, сказывается опыт школьной работы, стаж которой, по ее собственным словам, насчитывает сорок лет. Тамара Эйдельман умеет и увлечь, и настоять на той интерпретации, которая ей самой кажется наиболее убедительной.

Меньше чем через два года после появления канала Тамара Эйдельман завершила свою учительскую карьеру, видимо посчитав, что дань школе и ученикам за сорок лет была отдана ею сполна, или же сочтя необходимым сосредоточить все усилия на развитии собственных медиа на платформах Telegram и YouTube. Для поддержки канала она принимает пожертвования на платформе Patreon, одной из самых популярных среди авторов YouTube, и заявляет о своей открытости рекламным предложениям. По ее словам, поступления через платформу Patreon позволяют ей обеспечить качественную съемку — ее картинка смотрится намного эффектнее некоторых выпусков, например, канала Parfenon, а в будущем она обещает выйти за рамки собственной квартиры, которая сейчас выступает в роли студии, и отправиться в путешествие на места истерических событий и проводить съемки уже там. Возможно, если планы Тамары Эйдельман осуществятся, в итоге мы увидим на ее канале что-то похожее на исторические фильмы, жанр которых кристаллизовался усилиями журналистов британского BBC.

Самый большой хит Тамары Эйдельман — ролик «Загадки цивилизации майя». У него больше пятисот тысяч присмотров. Из него следует, что очень часто историки довольно смутно представляют себе события, которые происходили на Земле несколько тысяч и даже несколько сотен лет назад. Им доступно только приблизительное знание, но что было на самом деле, узнать, скорее всего, уже не суждено. Этот ролик самый концептуальный из всех, что есть на канале Тамары Эйдельман. В нем история предстает не как цепь очевидных, связанных друг с другом событий, смысл которых можно легко трактовать даже обычным школьникам, а как цепь загадок, которые ученые не могут разгадать и по сей день. И как только мы начинаем смотреть на исторические события именно в этом ракурсе, они сразу приобретают дополнительную притягательность.

Галина Юзефович

Дата создания — 2 октября 2020 года, 59,8 тыс. подписчиков, 2,5 млн просмотров

После того как Лев Данилкин сложил с себя полномочия главного книжного критика, они перешли Галине Юзефович. Она стала критиком, к мнению которого прислушивается наибольшее количество читателей. Этот статус она обрела, еще будучи автором сайта «Медуза» (средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента) и утвердилась в нем, став постоянным ведущим рубрики «Библиотека имени Эрнста» в популярнейшем шоу «Вечерний Ургант». Здесь Юзефович рассказывает о книгах, которые прочитала, и определяет их читательскую ценность. Галина Юзефович, в отличие от Леонида Парфенова, не относится к числу людей, которые словно были рождены, чтобы работать на камеру. Но ее появление в «Вечернем Урганте» прибавило ей не только узнаваемости, но и уверенности в себе. Что роднит ее с Парфеновым и Эйдельман, так это владение навыком рассказчика, отточенным на лекциях, которые она помимо Creative Writing School и Высшей школы экономики читает в самых разнообразных местах, популяризируя книги, их авторов и чтение как процесс.

На момент выхода этого текста на канале Галины Юзефович 31 ролик, в которых развернутый рассказ о книгах в рубрике «Юзефович рекомендует» перемежается с интервью с персонажами, которые могут привлечь внимание аудитории YouTube. Самое большее количество просмотров — больше 300 тысяч — у ролика, в котором Галина Юзефович интервьюирует одного из самых востребованных политологов современности Екатерину Шульман. У роликов, посвященных исключительно книгам, записанных в жанре книжного стендапа, просмотров заметно меньше. Самой большой результат у «Что почитать на майских праздниках» — 37 тысяч. В качестве интервьюера Галина Юзефович пока только осваивается, но даже по ее первым опытам можно заметить, что этот жанр ей не чужд, и, несмотря на пока еще очень скромный опыт, она в состоянии им овладеть. Но и уже достигнутые результаты, исчисляющиеся сотнями тысяч просмотров, производят впечатление.

В роликах Юзефович не просматривается какой-то стройной стратегии. Скорее всего, она действует или по наитию, выбирая того собеседника, с которым ей самой хотелось бы поговорить, а тот готов откликнуться на ее предложение, либо, как это обычно бывает, сам собеседник готов прийти к ней на встречу и ответить на вопросы. Авторов художественных произведений среди собеседников Юзефович всего четверо: Александр Пелевин, Захар Прилепин, Дмитрий Глуховский и Яна Вагнер. На канале есть интервью с Антоном Долиным — кинокритиком и автором книг о кино и Дианой Арбениной — музыкантом и автором книг поэтических. По количеству просмотров каждого из роликов можно оценить степень персональной публичности этих персонажей: наибольшее число просмотров у интервью с Долиным — 246 тысяч, наименьшее, 42 тысячи, — у автора книги «Эпидемия» Яны Вагнер.

Опыт Галины Юзефович свидетельствует о том, что современным писателям, за редким исключением, не свойственна публичность. Автор канала, посвященного книгам, который заинтересован в том, чтобы его ролики получали как можно большее количество присмотров, будет вынужден приглашать на свой канал людей с уже прокачанной медийностью: актеров, режиссеров, музыкантов. Впрочем, для канала, созданного всего полгода назад, два с половиной миллиона просмотров — отличный результат, который обеспечен прежде всего активностью Юзефович в социальных сетях Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а с недавних пор еще и ведением Telegram-канала «Рыба Лоцман». Мы имеем дело с автором канала, который стал таковым, скорее всего, в силу необходимости выхода на новую аудиторию, после того как ее прирост в соцсетях стабилизировался. В успехе этого канала заинтересован и сам автор, который видит свое назначение в общении с как можно большей аудиторией, и книжная индустрия, у которой каждый популяризатор книжного чтения где бы то ни было на особом счету.

Почему YouTube

YouTube все еще проходит по категории альтернативной реальности, несмотря на то что основные медийные корпорации сейчас производят контент в расчете на две аудитории: тех, кто смотрит его традиционным способом, переключая каналы на домашнем телевизоре, и тех, для кого YouTube стал всеобъемлющей информационной вселенной. YouTube удалось главное: он смог сделать привычным просмотр видео на смартфонах, стимулировав как их продажи, так и развитие мобильного интернета, который уже сегодня необходим пользователям в неограниченных количествах и во все более отдаленных местах. YouTube идеально приспособился к ритму жизни современного человека, заполняя все паузы в его жизни, наполняя смыслом время, которое до сих пор казалось потерянным. Вместе с ритмом потребления контента он изменил и круг его производителей. Теперь помимо привычных игроков в него смогли войти люди, которые до недавних пор даже не представляли себя в таком качестве. YouTube дал им шанс. И они им воспользовались.

Платформа работает по рекламной бизнес-модели, позволяющей пренебречь платой за размещение контента в неограниченных объемах, которую, например, не могут себе позволить платформы, предоставляющих возможность размещать аудиофайлы. Более того, YouTube готов делиться рекламными доходами с владельцами контента, чьи ролики оказываются востребованы аудиторией. И это еще одно колоссальное преимущество YouTube, которое позволяет ему мотивировать авторов на создание роликов, которые решают одновременно две задачи: они восполняют информационный вакуум, а YouTube позволяет своим авторам получать дополнительный, иногда очень существенный, доход. Если же автор оказывается последователен и ритмичен в производстве контента и ему удается достичь не только точечного успеха в отдельных роликах, но и набрать критическую массу подписчиков (этот порог на данный момент оценивается на уровне сто тысяч пользователей), то он выходит на новый уровень взаимодействия с рекламодателями.

Реклама внутри авторских проектов, которая делается самим авторами и произносится от своего лица, — еще одна новация, которая утвердилась на YouTube. Если общепринятая этика ограждает журналистов от прямого донесения рекламы до аудитории, то на YouTube все совсем иначе: вместо роликов — непосредственное обращение автора к зрителям с характеристикой того или иного продукта или услуги. Совмещение амплуа человека, который доносит до зрителей информацию о тех или иных событиях, высказывает свое мнение или интервьюирует знаменитостей и претендует на максимальное доверие аудитории, и амплуа рекламного агента пока никого не смущает. Если ведущий традиционного медиа может дистанцироваться от рекламируемого продукта, то на YouTube автор берет на себя все репетиционные риски, связанные с товаром, который он рекламирует. Самая сомнительная с этой точки зрения акция — реклама алкоголя, который так или иначе появляется в роликах популярных блогеров на YouTube. Как можно догадаться, встав на путь прямой рекламы, блогеры добиваются экономического эффекта: минимум посредников — максимум прибыли.

Этот этический вопрос еще нуждается в выработке общепринятой нормы. Пока ее нет, каждый выживает так, как считает для себя возможным. Культурному сегменту YouTube пока приходится сложнее остальных. Он не так востребован аудиторией и ограничен внутренними рамками. И все же он постоянно расширяется, привлекая все новых и новых людей, которые до недавнего времени и не думали о себе как о ведущих, способных выйти на большую аудиторию. Здесь требуется гибкий подход, как можно более чуткое взаимодействие с аудиторией, к которым небольшие коллективы адаптируются куда легче. И главное, продукт не обязательно должен быть дорогим. Картинка важна, но она не является конкурентным преимуществом. Куда важнее харизма человека, который с тобой разговаривает и его умение рассказывать истории. В этом смысле здесь все по-настоящему.

Фото: Александр Манзюк/ТАСС, Анна Салынская/ТАСС, Владимир Гердо/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бедные англичане остановятся на «Светофоре» Бедные англичане остановятся на «Светофоре»

Российская сеть магазинов низких цен вышла на рынок Великобритании

Эксперт
Редкий, яркий и скрытный: кто такой зеленый голубь Редкий, яркий и скрытный: кто такой зеленый голубь

Голубь с необычной зеленой окраской, занесенный в Красную книгу

Вокруг света
О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки

Почему сделка по Украине в формате «Минска-3» реальна впервые за семь лет

Эксперт
«Слитая переписка стала ударом для Оли»: отрывок из книги пиар-агента Бузовой «Слитая переписка стала ударом для Оли»: отрывок из книги пиар-агента Бузовой

Отрывок из книги Антона Богославского «Больше чем пиар. Как создать звезду»

Cosmopolitan
Век Африки Век Африки

Рост населения в Западной Африке грозит гуманитарной катастрофой

Эксперт
Как из-под земли: 10 самых интересных тоннелей по всему миру Как из-под земли: 10 самых интересных тоннелей по всему миру

Самые примечательные тоннели в мире

Вокруг света
Долг лишился иллюзий Долг лишился иллюзий

Вкладчики долго скупали облигации «Роснано». Теперь они столкнутся с реальностью

Эксперт
Гремучая смесь: самое удивительное животное Австралии Гремучая смесь: самое удивительное животное Австралии

Млекопитающее, птица или рептилия?

Вокруг света
«Закладывается новая эпоха в мировых отношениях» «Закладывается новая эпоха в мировых отношениях»

Андрей Сушенцов о переговорах с США: «Добро пожаловать в реальность»

Эксперт
Чем занять ребенка летом? Все «за» и «против» спортивных детских лагерей Чем занять ребенка летом? Все «за» и «против» спортивных детских лагерей

Летом перед родителями встает вопрос: чем занять ребенка во время каникул?

СНОБ
От диэлектриков до космических кораблей От диэлектриков до космических кораблей

Завод «ИК Масловский» дал старт кластеру по выпуску композитов

Эксперт
Как распознать в соседе маньяка. Советы психологов Как распознать в соседе маньяка. Советы психологов

Специалисты сервиса психологической помощи — как узнать маньяка?

СНОБ
«Конкуренцию за желудок Советский Союз, конечно, проиграл» «Конкуренцию за желудок Советский Союз, конечно, проиграл»

Товарный дефицит сыграл свою роль в падении СССР

Эксперт
Полосатый в рейсе Полосатый в рейсе

Правила и рекомендации для тех, кто решил поехать в отпуск с любимым питомцем

Cosmopolitan
Серийного убийцу «Фантома из Хайльбронна» не могли поймать 16 лет. Просто его никогда не существовало Серийного убийцу «Фантома из Хайльбронна» не могли поймать 16 лет. Просто его никогда не существовало

Следователи 16 лет искали преступника, которого не существовало в реальности

Популярная механика
«ДАУ», «Борат», «Чебурашка»: каким фильмам не повезло с Минкультом «ДАУ», «Борат», «Чебурашка»: каким фильмам не повезло с Минкультом

Вспоминаем фильмы, которым тоже не повезло с прокатным документом

РБК
Из глубины сердца Из глубины сердца

Откуда мы знаем, что ЭТО точно любовь?

Psychologies
Пудинг от леди Ди, чатни от Кейт Миддлтон и другие рецепты королевской семьи Пудинг от леди Ди, чатни от Кейт Миддлтон и другие рецепты королевской семьи

Кулинарные привычки жителей Лондона и любимые блюда королевское семьи

Cosmopolitan
Как создать идеальное тело: 10 ценных советов от фитнес-блогеров Как создать идеальное тело: 10 ценных советов от фитнес-блогеров

Популярные фитнес-блогеры - о том, как всегда оставаться в хорошей форме

Cosmopolitan
Пища будущего: космические эксперименты с альтернативным мясом и гипоаллергенный кальмар Пища будущего: космические эксперименты с альтернативным мясом и гипоаллергенный кальмар

Морепродукты, напечатанные на 3D-принтере, и мясо из стволовых клеток

Популярная механика
Путеводитель по музею Фаберже Путеводитель по музею Фаберже

Самое крупное в мире собрание работ знаменитой ювелирной фирмы

Культура.РФ
На все сто На все сто

Сто мест для интересного и необычного отпуска в России

Cosmopolitan
Дайсон против Дайсона Дайсон против Дайсона

Как работает сфера Дайсона

Наука и жизнь
Когда прошлое не дает двигаться вперед Когда прошлое не дает двигаться вперед

Случалось ли вам чувствовать, что вы словно буксуете?

Psychologies
«Глупая программа со стоковыми картинками» с оценкой в $15 млрд: как развивался австралийский сервис Canva «Глупая программа со стоковыми картинками» с оценкой в $15 млрд: как развивался австралийский сервис Canva

История успеха проекта Canva — стартапа для дизайнеров

VC.RU
3 главных средства для ухода за лицом 3 главных средства для ухода за лицом

Что нужно, чтобы всегда выглядеть свежей

Cosmopolitan
Необязательный интеллект: почему ИИ до сих пор глупый и как где его вообще можно использовать Необязательный интеллект: почему ИИ до сих пор глупый и как где его вообще можно использовать

Теперь нам предстоит совсем другая эпоха – косяков искусственного интеллекта

Популярная механика
10 правил: как похудеть незаметно 10 правил: как похудеть незаметно

Можно ли похудеть незаметно для себя?

Здоровье
Путешествие на Запад: как шаурма заняла достойное место среди мирового стритфуда Путешествие на Запад: как шаурма заняла достойное место среди мирового стритфуда

Денер-кебаб — настоящий кулинарный захватчик

Вокруг света
Игра со временем. Триллер Франка Тилье: «Жил-был раз, жил-был два» Игра со временем. Триллер Франка Тилье: «Жил-был раз, жил-был два»

Отрывок из нового триллера мастера детективов Франка Тилье

СНОБ
Открыть в приложении