Революция по заказу
Почему в Венесуэле появился самопровозглашенный президент
На глазах у всего мира американцы в очередной раз пытаются свергнуть законно избранного президента суверенной страны. Правительство Николаса Мадуро в Венесуэле в кризисе, экономическом и политическом, уже не первый год, а на прошлой неделе грянула катастрофа. Лидер оппозиционеров Хуан Гуайдо решил провозгласить себя президентом и был немедленно признан Вашингтоном, а также каскадом стран — сателлитов американского руководства. Но примечательный факт — и это происходит впервые за последние три десятилетия: нашлось немало государств, которые немедленно поддержали Мадуро. И это не только Россия и Китай, у которых в Венесуэле многомиллиардные интересы. Другие страны, проводящие независимую внешнюю политику, тоже возмутились столь откровенным попранием национального суверенитета.
Международная поддержка и преданность армии — те два столпа, которые еще позволяют Мадуро удерживать власть. Надолго ли?
Что произошло
Массовые народные протесты в Венесуэле не прекращаются после смерти лидера Венесуэлы Уго Чавеса в 2013 году. Место команданте занял его давний соратник Николас Мадуро — революционер, а затем высокопоставленный чиновник правительства. Он стал консолидированным выбором чавистов, но, к сожалению для них, не обладал такой же сильной харизмой и рядом управленческих талантов, как Чавес. К тому же Мадуро не повезло с нефтяными ценами: они начали проседать, а с ними и экономика страны, на 90% зависимая от экспорта нефти. Рост преступности, дефицит продовольствия, инфляция, продуктовые карточки — и рост народного недовольства.
В декабре 2015 года оппозиция получила большинство мест в Национальной ассамблее (местном парламенте) и схлестнулась с Мадуро в новом статусе. В 2016-м президент объявил чрезвычайное положение и управляет страной минуя парламент. Инфляция достигла наивысших в мире значений. Протесты усиливаются, гибнут сотни, тысячи ранены. Первого августа 2017 года в военную тюрьму заключают лидера оппозиции Леопольдо Лопеса, затем помещают его под домашний арест. Тем временем парламент лишается полномочий: Верховный суд постановил, что сам будет исполнять законодательные функции Ассамблеи.
В мае 2018 года прошли внеочередные выборы, на которых Мадуро был объявлен победителем. Запад и ряд латиноамериканских стран итогов голосования не признают. Ситуация критически усугубилась, к концу года гиперинфляция исчислялась миллионами процентов. Наблюдается массовый исход населения в соседние страны. В августе происходит покушение на Мадуро, но президента не зацепило. В этом же году оппозиционную коалицию «Круглый стол демократического единства» возглавил Хуан Гуайдо, а 5 января 2019 года его избрали председателем Национальной ассамблеи. На фоне массовых протестов Гуайдо уже спустя две недели объявил себя президентом. Таковым его признали США, ряд стран Запада и Латинской Америки. Не признали и одновременно выразили поддержку Мадуро Россия, Китай, Турция, Мексика и другие.
За Мадуро играет высший военный эшелон, подавляющая часть верхнего политического слоя, пока еще — полиция и спецслужбы. Хуана Гуайдо поддерживает Госдепартамент США, партийные сторонники и внушительная, но не подавляющая часть населения.
Личность нового самопровозглашенного президента весьма примечательна. Ему всего 35 лет. Он получил степень магистра в одном из самых престижных частных вузов США — в Университете Джорджа Вашингтона. Его, к слову, в свое время заканчивала Жаклин Кеннеди. Высока вероятность, что молодого Хуана американские спецслужбы «вели» еще со студенческой скамьи.
Поддержка суверенитета Венесуэлы
Страны, поддержавшие законного президента Николаса Мадуро: Россия, Китай, Иран, Турция, Мексика, Боливия, Куба, Сальвадор.
Страны, признавшие самопровозглашенного президента Хуана Гуайдо: США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Дания, Грузия, Бразилия, Колумбия, Аргентина, Перу, Чили. Парагвай, Уругвай, Эквадор, Панама, Коста-Рика, Гватемала, Гондурас.
Рискованные инвестиции
На стороне Мадуро выступает целый ряд государств, включая Россию и Китай. Так, в ходе телефонного разговора с президентом Венесуэлы Владимир Путин подчеркнул, что «деструктивное внешнее вмешательство грубо попирает основополагающие нормы международного права» и высказался в пользу «поиска решений в рамках конституционного поля и преодоления разногласий в венесуэльском обществе путем мирного диалога». Китай устами представительницы своего МИД Хуа Чуньин так и вовсе заявил, что «Китай поддерживает правительство Венесуэлы в их усилиях по поддержанию стабильности, сохранению суверенитета и независимости, мы всегда придерживаемся принципа невмешательства во внутренние дела других стан, выступаем против любого вмешательства во внутренние дела Венесуэлы». Еще бы: по данным The New York Times, Пекин одолжил Каракасу 60 млрд долларов, а взамен получил доступ к внутреннему рынку Венесуэлы, выгодные инфраструктурные концессии. Аналогично и Россия. По данным TheWashington Post, ссылающаяся на научного сотрудника Института Латинской Америки РАН Дмитрия Розенталя, Москва может потерять до 25 млрд долларов инвестиций.
Согласно подсчетам Reuters, российское правительство и госкомпания «Роснефть» предоставили Венесуэле ссуды и кредитные линии на сумму не менее 17 млрд долларов. Но эта информация появилась еще до последней встречи Путина и Мадуро в Москве 5 декабря прошлого года. А после нее пошли сообщения о новом кредите Венесуэле на 5 млрд долларов по линии «Роснефти», еще миллиард мог быть вложен в добывающие отрасли.
Если к власти придет проамериканский Гуайдо или иная фигура, ориентированная на Вашингтон, всем кредиторам, читай России и Китаю, ответят как в фильме: кому я должен — всем прощаю. И никаких способов воспрепятствовать этому не будет. Силовым путем в случае падения Мадуро уже ничего не добьешься. Время будет безвозвратно утеряно. Вашингтон успеет взять под контроль Венесуэлу, продавит создание военной базы под любым предлогом. С учетом географической удаленности противопоставить такому ходу событий ни Россия, ни Китай ничего не сумеют. На текущий момент на своем «заднем дворе» у США ресурсов гораздо больше.
Хрупкая устойчивость
Нельзя сказать, что в текущем кризисе виноват сугубо внешний фактор. Проблемы в управлении социально-экономической сферой, коррупционная составляющая, сращивание отдельных околовластных структур с наркобизнесом — транзитом колумбийского кокаина через Венесуэлу — все способствовало утрате контроля над ситуацией. Никакие «цветные революции» не делаются без внутренних проблем и кризиса. Разумеется, внешние игроки постараются воспользоваться внутренними проблемами и сознательно обострить их через санкции и другие меры экономического давления.
В странах с устойчивыми политическими системами такой сценарий не проходит. Пример тому китайские события 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине, где «безоружных» студентов пришлось усмирять танками. При этом танков было подбито великое множество. Другой пример — Иран. В 2009 году Запад уже пытался инспирировать «зеленую революцию» под предлогом фальсификаций на президентских выборах. Аятоллы, как и китайская компартия, устояли. А все потому, что и в Китае, и в Иране военно-политическое руководство не потеряло доверия народа. Об этом забыли Муаммар Каддафи и Виктор Янукович. Итог известен.
Поэтому для Николаса Мадуро и чавистов в целом нынешняя катастрофа станет тем испытанием, по итогам которого будет дан ответ, адекватна ли действующая социально-политическая модель. Если да, то чависты устоят и у них появится шанс уже в чрезвычайном режиме попытаться вытянуть страну из кризиса. Если нет — коллапс системы неизбежен.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl