Повестка дня

Главные новости этой недели

ЭкспертБизнес

Повестка дня

Срыва экспорта зерна удалось избежать

Волнения транспортников, грозившие сорвать экспортные поставки зерна на Юге России, не привели к ожидаемым последствиям — это отмечают сами перевозчики, крупные зернотрейдеры и эксперты.

В конце января в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях прокатились акции протеста грузоперевозчиков, которые выразили недовольство сложившейся на рынке ситуацией. Главные проблемы — коррупция, низкие тарифы на транспортировку зерна, недобросовестная конкуренция среди перевозчиков. По оценкам президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, в забастовках участвовало несколько тысяч водителей грузовиков, что составляет около 70% всех перевозчиков зерна. Во время акции, по мнению местных активистов «Грузавтотранса», только в Ростовской области была приостановлена отгрузка порядка 90 тыс. тонн зерна. Примерно такую же картину наблюдали и в других крупных регионах Юга России. По сведениям «Грузавтотранса», всего на время акции остановилась отгрузка почти 30% месячного объема экспортируемого зерна, и это грозило сорвать часть поставок. По данным аналитического центра «Совэкон», в январе 2019 года общие объемы зернового экспорта составили 2,3 млн тонн.

Волнения перевозчиков не сорвали экспорт. Фото: ТАСС

«Сейчас острой фазы нет, большинство перевозчиков работает, — комментирует ситуацию Владимир Матягин. — Главная задача акции — обратить внимание федеральной власти на существующие в нашей сфере проблемы: поставки с перегрузом, недобросовестную конкуренцию на рынке, низкие тарифы, которые не менялись уже восемь лет, финансовую и экономическую неграмотность многих индивидуальных предпринимателей, работающих в грузоперевозках сами на себя. В Минсельхозе, Минтрансе, ФАС России и администрации президента РФ внимание на кризис в сфере перевозок обратили. Сейчас идет поиск путей решения проблем».

Сразу несколько крупных зернотрейдеров сообщили «Эксперту», что на данный момент угроза срыва поставок отсутствует. «Сложности существуют всегда. Это и плохие погодные условия, и сложившиеся на рынке высокие цены на зерно. Однако это вполне рабочая ситуация, катастрофы нет», — отмечают в офисе ТД «Риф» (один из крупнейших в России экспортеров сельхозпродукции). По мнению представителей компании, волнения автоперевозчиков тоже сильно не повлияли на работу, «это было в большей степени искусственное раздувание конфликта». «Акция перевозчиков нам абсолютно не помешала, поскольку мы возим зерно своим транспортом», — говорят в ГК «Астон».

По словам директора центра «Совэкон» Андрея Сизова, сейчас на рынке происходит сокращение темпов поставок зерна на экспорт. Так, если в декабре 2018 года за рубеж отправили 3,7 млн тонн российской пшеницы, то в январе 2019-го — на 1,4 млн тонн меньше. «Это связано не с забастовкой перевозчиков, а со снижением конкурентоспособности российской пшеницы на внешнем рынке (из-за высокой стоимости нашего зерна) и во вторую очередь — с плохими погодными условиями. В частности, со штормами на Черном море (они мешали своевременной отгрузке и отправке судов)», — считает Сизов. По его оценке, за семь месяцев текущего сезона за рубеж было отправлено 26,9 млн тонн пшеницы. Всего же, согласно прогнозу центра «Совэкон», общий объем российского экспорта пшеницы за весь сезон составит 35,6 млн тонн. Таким образом, оставшиеся 8,7 млн тонн — выполнимая задача даже в текущих непростых условиях, уверен эксперт.

Гендиректор ООО «Прозерно» Владимир Петриченко считает, что в целом для рынка акция автоперевозчиков прошла незамеченной. Снижение экспорта в январе и феврале 2019 года Петриченко оценивает как естественное и закономерное, поскольку в первой половине текущего сезона на зарубежные рынки была отправлена бльшая часть запланированного на этот сезон объема. «Темпы оказались значительно выше, чем в 2017 году, вот и результат», — резюмирует эксперт.

Стройка без конца

Правительство РФ поменяло руководство госкомпании «Автодор», занимающейся в России строительством платных дорог. Вместо Сергея Кельбаха ее возглавит его первый заместитель Вячеслав Петушенко.

Главная причина смены руководителя госкомпании — срыв сроков строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Трассу в Подмосковье протяженностью 500 км и стоимостью 300 млрд рублей должны были построить в 2014–2018 годах. Однако сроки неоднократно переносили, а по четвертому участку трассы стройка фактически началась лишь в прошлом году. По данным Счетной палаты РФ, завершить трассу удастся не ранее конца 2021-го.

Срыв сроков строительства ЦКАД привел к увольнению главы «Автодора». Фото: ТАСС

«Автодор» не сумел привлечь достаточное внебюджетное финансирование в проект строительства ЦКАД, чтобы реализовать схему государственно-частного партнерства. По первоначальному плану половина бюджета проекта (150 млрд рублей) выделялась из Фонда национального благосостояния, еще 80 млрд приходилось бы на бюджетные субсидии, а остальное должны были составить частные инвестиции. Этот план не выполняется: в 2018 году лишь на одном из пяти участков ЦКАД были вложены средства частных инвесторов (и то вдвое меньше, чем запланировано), по остальным частям трассы внебюджетные средства вообще не привлечены. Проектом не удалось заинтересовать ни одного иностранного партнера, а ожидалось, что они станут в нем концессионерами.

Проект ЦКАД пока подорожал на 13 млрд рублей, но есть риск, что стоимость еще резко увеличится. По крайне мере, аудиторы Счетной палаты отмечают, что полную стоимость ее строительства сегодня оценить невозможно, поскольку «Автодор» так и не заключил ряд контрактов с подрядчиками и не изъял часть земельных участков под дорогу. Проверка Счетной палаты, проведенная в прошлом году, зафиксировала низкую эффективность деятельности «Автодора», в частности плохое качество проектирования и затянутые сроки изъятия и оформления земельных участков. В октябре прошлого года по поручению президента РФ был создан оперативный штаб строительства, а Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и Счетной палате РФ поручили провести проверку соблюдения интересов государства при заключении и выполнении госконтрактов, а также обоснованности стоимости работ.

«Автодор» не успел в срок построить и другой свой крупный объект — трассу М11 Москва — Санкт-Петербург. Дорогу протяженностью 600 км и стоимостью 450 млрд рублей строили восемь лет и должны были запустить к чемпионату мира по футболу. Сначала срок сдвинули на полгода. Сегодня строители обещают завершить стройку в 2019-м.

Шестая республика

Протесты «желтых жилетов» во Франции, несмотря на жесткий полицейский террор и многочисленные социально-экономические уступки, на которые пошли французские власти, не выдохлись. Более того, «жилеты» заручились поддержкой профсоюзов, примкнувших к их акциям протеста, и получили неожиданную помощь из-за рубежа. Подобно Суворову, два итальянских вице-премьера, Маттео Сальвини и Луиджи Ди Майо, легко преодолев Альпы, принялись громить французские правительственные силы. Луиджи Ди Майо, еще месяц назад выразивший протестующим поддержку и обещавший им помощь от лица своей партии «Движение пяти звезд», перешел от слов к делу, встретившись с кандидатами от «желтых жилетов» на выборах в Европарламент. Французские власти отреагировали на столь опасный для них альянс очень резко: помимо заявления о недопустимости вмешательства в дела Франции они отозвали французского посла в Италии для консультаций. К диалогу присоединился и Маттео Сальвини, которого с президентом Франции Эммануэлем Макроном связывает давняя и крепкая взаимная антипатия. Итальянский вице-премьер и министр внутренних дел обвинил Францию в укрывательстве террористов, выдачи которых добивается Италия, и в восстановлении пограничного контроля внутри ЕС с целью избавиться от беженцев за счет нее. В результате получилось, что евроскептики из итальянского правительства требуют от Франции соблюдать принципы функционирования ЕС, а президент Франции неожиданно превратился в защитника интересов национального государства.

Луиджи Ди Майо (слева) и Маттео Сальвини встретились с кандидатами в Европарламент от французских «желтых жилетов». Фото: ТАСС

Эммануэль Макрон, вместо того чтобы бросить все силы на урегулирование текущих проблем, решил создать себе еще одну — предпринял попытку поссориться с Германией. По мнению немецкой газеты Sddeutsche Zeitung, Париж намеревался поддержать распространение на газопровод «Северный поток — 2» правил Третьего энергопакета, запрещающего быть продавцом и одновременно оператором поставок газа внутри ЕС. Берлин, в свою очередь, выступал за освобождение «Северного потока — 2», проходящего в международных водах, от этих требований Евросоюза. В результате страны ЕС достигли соглашения по этому вопросу, но заявление канцлера ФРГ Ангелы Меркель, что этого удалось добиться благодаря «тесному сотрудничеству Франции и Германии», говорит о разногласиях, которые удалось преодолеть. Отказ президента Франции принять участие в Мюнхенской конференции по безопасности (она пройдет с 15 по 17 февраля) лишь подтверждает версию об охлаждении отношений между Францией и Германией.

Тем временем итальянское правительство евроскептиков и популистов, пользуясь преимуществами членства в ЕС, не ограничивает свою активность Евросоюзом, а активно вмешивается в решение мировых проблем. Италия наложила вето на решение ЕС о признании лидера оппозиции Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы и выступила против иностранного вмешательства в дела этой страны. Для Франции, ФРГ, Испании, Нидерландов и Великобритании, выдвинувших Венесуэле ультиматум с требованием провести досрочные президентские выборы, невозможность сформировать единую позицию Евросоюза по этому вопросу стала болезненным ударом. Новое итальянское правительство, первоначально вызывавшее у скептиков сомнения в его жизнеспособности, сегодня претендует на европейское лидерство, а вчерашние европейские авторитеты стремительно теряют поддержку своего народа. «Лига Севера» и «Движение пяти звезд», не найдя общего языка с большинством европейских лидеров, способны помочь приходу к власти в странах ЕС подобных себе политиков, а пробным камнем призвана стать бунтующая Франция.

Программа роста: продажи российского софта
за рубежом бьют рекорды

За последний год продажи за рубежом российского программного обеспечения установили рекорд как в показателях объема, так и по динамике прироста: по итогам 2018-го экспорт софта из России превысил 10 млрд долларов (столько же зарабатывает наша страна на экспорте зерна), что на 19% больше, чем в 2017 году. Об этом сообщают представители ассоциации «Руссофт»; они констатируют, что за последние пять лет экспорт отечественного софта увеличился почти вдвое: с 5,4 млрд долларов в 2013 году до 10,5 млрд в 2018-м. При этом темп прироста поставок за рубеж в последние годы заметно ускорился: в 2015–2017-м он составлял соответственно 12, 13 и 16% (см. график).

Экспорт российского софта достиг рекордных показателей

Примечательно, что сегодня российского софта за рубеж продается уже существенно больше, чем на внутреннем рынке, как по объему, так и по динамике развития: согласно опубликованному исследованию «Руссофта», объем реализованных отечественными производителями внутри страны программных продуктов в прошлом году составил 6,33 млрд долларов — на 15% больше, чем в 2017-м.

Фото: ТАСС

Сегодня в России насчитывается более сотни значимых компаний, занимающихся поставками программного обеспечения за рубеж, среди них «Лаборатория Касперского», Veeam, ABBYY, Acronis, EPAM, Parallels, Auriga, InfoWatch, Naumen, Spirit, Vist и другие. Возрастает спрос на российское программное обеспечение в США, Германии, Франции, Швеции, а также в государствах Южной и Восточной Азии, Южной Америки и Ближнего Востока. Наш софт охотно приобретают в таких отраслях, как телекоммуникации, промышленное производство, транспорт, государственное управление, здравоохранение, наука. Например, недавно томская компания «Микран» начала продажи программных решений для телекоммуникационного рынка Индонезии, министерство безопасности Вьетнама решило внедрить софт по кибербезопасности от российской компании InfoWatch, компания NtechLab успешно внедряет в США свои программные решения, связанные с распознаванием визуальных образов, компания InformUnity объявила о разработке мобильного приложения для правительства Мексики, а Yandex запустил в Турции поисковую систему под брендом Yaаni. (Подробнее о росте экспорта российского программного обеспечения читайте в следующем номере журнала «Эксперт».)

Старая школа

Сергей Юрский прожил без месяца восемьдесят четыре года и вместил в свою жизнь так много, что его нельзя причислить к разряду людей, которые проживают свою жизнь, вращаясь вокруг единственной звезды. Ведь если бы он не покинул Большой драматический театр и продолжил играть на его сцене одну роль за другой, его звездой навсегда остался бы Георгий Товстоногов. Но Юрский, чтобы стать тем, кем стал, ушел из БДТ, при этом он все равно часть его легенды. Вне БДТ он оставался тем, кем был и до того: актером, режиссером, драматургом и поэтом. Еще в пятидесятые в его жизни возник мир кино и с тех пор никуда от него не уходил. Золотой период, когда актеру достается одна главная роль за другой, для Юрского пришелся на шестидесятые годы. Тогда он легко влезал в шкуру как героев ударных строек («Время, вперед!»), так и их антагонистов («Золотой теленок»). Семидесятые—восьмидесятые для Юрского — время ролей второго плана, иногда эпизодических, но сделанных почти ювелирно («Место встречи изменить нельзя», «Ищите женщину», «Любовь и голуби») и никак не ассоциирующихся с тем, что играл до того. Последнее десятилетие прошлого века и первое нынешнего — период особенно сильного тяготения к собственным проектам, продлившийся до его последних дней.

Фото: ТАСС

Юрский — из породы актеров, воспринимавших свое ремесло всерьез и доводивших порученную им работу до совершенства. О стихах, которые он читал со сцены, можно сказать: им повезло быть прочитанными вслух Сергеем Юрским. Актер обладал невероятной магической способностью оживлять все, к чему прикасался: и тексты, и существующих внутри них персонажей. Даже если бы он был просто чтецом, мы были бы счастливы. Он мог стать кем угодно, но нам повезло: он был еще и актером, и мы могли видеть его игру и можем это делать до сих пор, включая старые оцифрованные записи, а после просмотра говорить друг другу: «Да, это старая школа!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вагон наличных Вагон наличных

Физик из России заработал $90 млн на азиатских заемщиках

Forbes
«Древо жизни»: почему нам важно знать историю своего рода «Древо жизни»: почему нам важно знать историю своего рода

О том, почему нам нужно знать о собственных корнях

Psychologies
Интернет-гиганты уходят под воду Интернет-гиганты уходят под воду

Google и другие технологические гиганты начали активно строить подводные кабели

Эксперт
Как малому бизнесу поднять деньги с помощью краудфандинга Как малому бизнесу поднять деньги с помощью краудфандинга

Краудфандинг может быть полезен не только венчурной индустрии

Inc.
Никола Андреатта (CEO Roger Dubuis): «Мы преодолеваем силу гравитации» Никола Андреатта (CEO Roger Dubuis): «Мы преодолеваем силу гравитации»

Интервью с генеральным директором часового бренда Roger Dubuis

GQ
Ленин: история пломбированного вагона Ленин: история пломбированного вагона

Отрывок из книги «Ленин. Человек, который изменил все»

СНОБ
«Яндекс» показал новое поколение беспилотников на базе Hyundai Sonata «Яндекс» показал новое поколение беспилотников на базе Hyundai Sonata

Российская компания впервые разработала беспилотник

VC.RU
Трамп-миссия «Антикитай» Трамп-миссия «Антикитай»

Все банкротства Трампа так или иначе связаны с игровым девелопментом

Эксперт
Только плохие руководители ждут, что их сотрудники будут постоянно заняты работой Только плохие руководители ждут, что их сотрудники будут постоянно заняты работой

В современном мире важно уметь правильно распределять собственные усилия

Inc.
Друг за другом Друг за другом

Начало XX века — время расцвета мотоциклов с продольными «четвёрками»

Мото
Почему детям нужны разочарования и как помочь с ними справиться Почему детям нужны разочарования и как помочь с ними справиться

Чего мы лишаем детей, когда не даем им почувствовать разочарование

Psychologies
Чему (на самом деле) завидуют дети? Чему (на самом деле) завидуют дети?

Почему ребенок начинает чувствовать злость и досаду по отношению к сверстнику

Psychologies
Временное искусство и ландшафтный размах: 5 фактов о художнике Христо Явашеве Временное искусство и ландшафтный размах: 5 фактов о художнике Христо Явашеве

Ушел из жизни американский скульптор и художник Христо Явашев

Esquire
Как ученый из СССР создал одну из главных американских компаний в области ИИ Как ученый из СССР создал одну из главных американских компаний в области ИИ

Евгений Ижикевич — о том, почему нейроученый должен уметь программировать

Inc.
Семья – это не только союз женщины и мужчины Семья – это не только союз женщины и мужчины

И у представителей ЛГБТ-сообщества тоже должно быть право вступать в брак

GQ
Семечки не работают: как мотивировать сотрудников после окончания карантина Семечки не работают: как мотивировать сотрудников после окончания карантина

Как руководители смогут мотивировать сотрудников в мире после пандемии

Forbes
«Наша цель — дарить людям время». История питерского стартапа «Самокат», который захватывает рынок онлайн-доставки продуктов «Наша цель — дарить людям время». История питерского стартапа «Самокат», который захватывает рынок онлайн-доставки продуктов

Как родилась идея стартапа «Самокат», и почему время — самый ценный ресурс

Inc.
Не в ресурсе: почему мы кричим на детей и причем тут эмоциональное выгорание Не в ресурсе: почему мы кричим на детей и причем тут эмоциональное выгорание

Почему иногда в общении с детьми так сложно удержаться от крика

Forbes
Поднять всех наверх: грандиозные клады ХХI века Поднять всех наверх: грандиозные клады ХХI века

Далеко не все некогда потерянные или спрятанные богатства были обнаружены

Популярная механика
Юрий Постригай: «Чем больше ошибок ты совершаешь, тем удачнее все складывается дальше» Юрий Постригай: «Чем больше ошибок ты совершаешь, тем удачнее все складывается дальше»

Юрий Постригай – о том, как использовал изоляцию с пользой для бизнеса

GQ
Почему меня возбуждают очкарики? Почему меня возбуждают очкарики?

Их выбор неизменно останавливается на мужчинах в очках

Psychologies
От озера до озера От озера до озера

Путешествие от озера Абрау-Дюрсо до Байкала на мотоциклах

Мото
Саянское кольцо Саянское кольцо

Лайт-вариант поездки по величественным Саянам

Мото
Монстр на колесах: на что способен самый большой в мире грузовик Монстр на колесах: на что способен самый большой в мире грузовик

Он размером с большой дом, а в его кузове поместится детская площадка

Популярная механика
Членство в секте и насилие над детьми: темная сторона жизни Эдуарда Успенского Членство в секте и насилие над детьми: темная сторона жизни Эдуарда Успенского

Чего мы не знаем о детском писателе Эдуарде Успенском?

Cosmopolitan
Электростанция внутри: что такое митохондрии и чем они важны Электростанция внутри: что такое митохондрии и чем они важны

Внутри тела скрыт источник энергии, от которого зависит наше здоровье

Psychologies
Пчеловечество в опасности Пчеловечество в опасности

Удастся ли остановить вымирание пчел и как обстоят дела с производством меда

Огонёк
Предчувствие девяностых Предчувствие девяностых

Сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» стал собранием штампов и нелепостей

Эксперт
Арсенал Арсенал

Анализируем «боевую» технику недонаступившего сезона MotoGP

Мото
Зачем стеклянным лягушкам прозрачная кожа? Зачем стеклянным лягушкам прозрачная кожа?

Стеклянные лягушки — это семейство бесхвостых земноводных

National Geographic
Открыть в приложении