Обманчивый блеск
В последнее время профессиональные инвесторы все больше увеличивают долю драгоценных металлов в своих портфелях. Ставка на золото и палладий может защитить инвестора от падения акций, но не стоит ждать от нее сверхдоходностей
В последнее время из-за нестабильности на мировых финансовых рынках, падения доходностей по облигациям и торговых войн инвесторы все больше внимания уделяют «вечным ценностям» — золоту и другим драгоценным металлам. Не отстают от этой тенденции центральные банки многих стран, которые увеличивают долю золота в резервах. На фоне возросшего спроса цена золота в августе достигла шестилетних максимумов. Аналитики дают противоречивые рекомендации: одни считают, что мир сползает в рецессию, поэтому спрос на драгметаллы как на защитный актив будет расти, другие — что на фоне той же рецессии спрос на драгметаллы (а заодно и бриллианты) как предметы роскоши сократится, что скажется и на ценах.
На самом деле на рынке драгметаллов не может быть единой динамики. Прежде всего потому, что структура спроса на серебро, платину, палладий (наиболее популярные драгоценные металлы) и их предложения — очень разная. Например, по данным старшего аналитика по металлургическому сектору «Атона» Андрея Лобазова, доля спроса со стороны ювелирного сектора в потреблении золота составляет около 50%, платины — 30%, серебра — 20%, а палладия — всего 5%. Соответственно, изменение потребительских настроений в отношении предметов роскоши будет оказывать разное влияние на потребление этих металлов.
Использование драгметаллов в инвестиционных целях тоже различается. «Сорок процентов спроса на золото приходится именно на инвестиции — производство монет и слитков. Доля инвестиционного спроса в серебре всего 15–20 процентов, в платине — 5–10 процентов, а в палладии и того меньше, — рассказывает г-н Лобазов. — Размер рынков тоже разный: потребление серебра в 2018 году составило 32 тысячи тонн, золота — 4300, палладия и платины — всего 335 и 250 тонн соответственно».
Конкурент доллара
В связи с этим рассматривать драгоценные металлы мы будем по отдельности. Начнем, естественно, с золота — самого «защитного» из всех защитных активов. Цена на него достигла своих почти шестилетних максимумов, а точнее, уровней сентября 2013 года, поднявшись выше 1500 долларов за тройскую унцию. В то же время шансы на то, что цена золота продолжит расти без новых импульсов, невелики. «На цену золота влияют не столько добыча и спрос в промышленности, сколько финансовые факторы: в первую очередь политика ФРС — это главный драйвер роста (или падения) цен. Фактически золото — это конкурент доллару США, — рассказывает вице-президент Золотого монетного дома Алексей Вязовский. — Еще один важный фактор — бегство от отрицательных активов. Все больше растет количество облигаций, которые не приносят инвесторам доходов. Bloomberg насчитал облигаций с отрицательной доходностью на 17 триллионов долларов. Инвесторы бегут из этих облигаций в защитные активы, среди которых золото на первом месте».
Как отмечает аналитик УК «Альфа-Капитал» Артем Копылов, пока золото продолжает расти благодаря опасениям инвесторов по поводу начала рецессии в экономике США — об этом недавно просигнализировали государственные облигации США, когда доходность десятилетних бумаг оказалась ниже доходности двухлетних.
Что же касается ценового взлета в золоте, который наблюдался в начале августа, то непосредственно он был связан с очередным провалом американо-китайских торговых переговоров. «Торговые прения США и КНР имеют шансы перерасти в валютные войны. Заметим также, что геополитические угрозы, такие как возможный брекзит без сделки, напряженность по линиям США — Иран, США — Северная Корея способны внести заметный дополнительный вклад в рост котировок золота», — говорит инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин.
Наконец, не стоит забывать и о наращивании доли золота в резервах мировых центробанков — так они пытаются снизить зависимость от долларовых активов. Например, доля золота в ЗВР Банка России достигла нового исторического максимума — 19,6% и составляет 2219,29 тонн.
Как видим, рост цены на золото во многом обеспечивается интересом инвесторов и центробанков, а не балансом спроса и предложения на само золото как таковое. Более того, физический спрос на золото в мире продолжает снижаться, а его производство — увеличиваться, то есть наблюдается устойчивый профицит предложения. Для примера приведем такие цифры: по данным Всемирного золотого совета (World Gold Council, WGC), в первом полугодии 2019 года чистый приток в золотые ETF (инвестиционный спрос) составил 107,5 тонны, а совокупные объемы активов фондов достигли шестилетнего максимума — 2,548 тыс. тонн. При этом общий мировой спрос на золото за этот период вырос на 8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, составив 2,182 тысяч тонн. Значительную его долю формируют как раз центробанки, в первом полугодии закупившие в свои резервы суммарно 374,1 тонны золота (+73% к аналогичному периоду 2018 года), из них 96 тонн приобрел Банк России, а 71 тонну — Банк Китая.
В то же время со стороны ювелирной промышленности спрос падает. «По оценкам GFMS Refinitiv, за второй квартал 2019 года потребление золота ювелирной отраслью во всех основных регионах снизилось на 18 тонн. При этом из-за высоких цен на металл и экономического замедления существенно сократился спрос на золотые украшения в странах Европы. Кроме того, уже третий квартал подряд фиксируется падение промышленного спроса на золото (3% во втором квартале 2019-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), — дополняет Александр Бахтин. — Стоит учитывать и тот факт, что предложение на рынке золота растет, что тоже оказывает сдерживающее влияние на цены. В частности, во втором квартале этого года добыча этого металла увеличилась на девять процентов (по сравнению со вторым кварталом 2018-го), до 882,6 тонны. В целом же в первом полугодии объем мирового предложения золота составил 2323,9 тонны, что является максимальным полугодичным показателем за последние три года».
Однако даже с учетом всего вышеизложенного аналитики прогнозируют к концу года рост цен на золото до 1600 долларов за унцию (примерно +6% к текущей цене) — слишком уж боятся инвесторы падения акций. «По нашим оценкам, в случае сохранения повышенной неопределенности с торговой сделкой США и Китая и продолжения курса мировых ЦБ на снижение ставок спрос на золото во втором полугодии останется повышенным, новыми целями для котировок желтого металла в этот период могут стать уровни 1570–1600 долларов за тройскую унцию. При этом мы полагаем, что дальнейший рост цен на золото может столкнуться с ограничениями. Развитию сильной ценовой динамики металла может препятствовать снижение спроса со стороны ювелирной отрасли, потребителей в Европе, а также промышленности», — считает Александр Бахтин. В случае же снижения напряженности в мировой торговле, например даже частичного компромисса в торговом споре США и Китая, золото, по мнению аналитика, может вернуться в зону значений 1400–1430 долларов за унцию.
Артем Копылов из «Альфа-Капитал» согласен с оценкой 1600 долларов уже к концу года в случае, если торговая война между США и Китаем затянется. Однако в число риск-факторов он добавляет снижение спроса со стороны развивающихся стран. «Крупнейшими странами-потребителями золота являются Россия, Китай, Турция и Индия. Но за счет ослабления валют развивающихся стран металл становится для них дорогим, что может привести к снижению цен», — отмечает г-н Копылов.
Промышленные платина и серебро
Серебро в России рассматривается как драгоценный металл, но во многих странах это обычный металл, свободно распространяющийся в магазинах для любителей самостоятельно мастерить бижутерию. Поэтому подробно останавливаться на нем мы не будем. Серебро активно применяется в целом ряде отраслей (химическая промышленность, электроника, медицина, производство аккумуляторных батарей, производство зеркал и многие другие) и в меньшей степени рассматривается как объект для инвестиций. Поэтому оно в большей степени, чем золото, зависит от динамики мирового промышленного сектора. Как отмечет Андрей Лобазов, 60% спроса на серебро приходится на промышленное применение. Отсюда и разница в динамике цен. «В целом серебро повторяет динамику золота. Однако если угрозы от торговых войн в виде замедления роста крупнейших экономик мира играют на руку золоту, то для серебра это, напротив, является серьезным сдерживающим фактором, — говорит Александр Бахтин. — В 2018 году промышленный спрос на серебро снизился на один процент, до 578,6 миллиона унций, в этом году, по прогнозам, умеренно негативные тенденции могут продолжиться». Его ценовой прогноз по серебру на перспективу до конца 2019 года — 16–17,5 доллара за унцию, что примерно соответствует текущей цене.
Ситуация с платиной очень похожа на ситуацию с серебром — она тоже весьма активно используется в промышленности. Однако при этом платина как раз является полноценным драгоценным металлом, что отражается на ее ценах. Платина, помимо использования в ювелирной промышленности, применяется в химической промышленности, в автомобильной промышленности для производства катализаторов для дизельных автомобилей, в медицине, электронике и других отраслях. Однако что касается автомобилестроения, то из-за повышения требований к экологических характеристикам популярность дизельных автомобилей с 2000 года плавно снижается, а вместе с ней отмирает и часть спроса на платину. Дальнейший рост популярности электромобилей только усилит эту тенденцию.
«В целом динамика цен на этот металл напоминает серебряную, так как платина, как и серебро, тесно зависит от промышленного спроса, в особенности в Китае, — говорит Александр Бахтин. – В этом году спрос на металл сократился как со стороны автомобилестроения, так и со стороны ювелирного сектора. Наш ценовой прогноз по платине на перспективу до конца 2019 года — 840–890 долларов за унцию». Этот прогноз отражает колебания вокруг текущей цены.
Палладий в лидерах
Палладий, в отличие от других драгметаллов, практически не применяется в ювелирной промышленности. Восемьдесят процентов спроса на него приходится на довольно узкую сферу применения — катализаторы для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Причем в отличие от дизельных двигателей, где применяется платина, производителям машин с ДВС удалось вписаться в экологические нормативы. Так что долгосрочным риском для палладия является только переход на электромобили, ведь даже в гибридных двигателях он находит применение. Однако такая сильная зависимость от состояния автомобильной отрасли несет существенные риски. «За последние семь месяцев Китай произвел на 14 процентов меньше автомобилей, чем год назад, что может указывать на постепенное ослабление спроса на платину и палладий и привести к дальнейшему снижению цен», — рассказывает Артем Копылов.
Как отмечает Александр Бахтин, палладий за последние годы вырос в цене в несколько раз и даже обошел по стоимости золото. С начала года котировки металла выросли более чем на 17%. Откуда же берется такой рост цен при отсутствии спроса со стороны автопрома, который находится далеко не в лучшем положении? Проблема в том, что производство палладия не успевает за спросом. По оценкам экспертов «Норникеля», дефицит палладия на мировом рынке к концу 2019 года составит 0,6 млн унций, а в 2020 году достигнет 0,8 млн унций. Палладий в основном получают как сопутствующий продукт при добыче платины, никеля, серебра и меди. Причем технология является довольно «грязной». Так что ужесточение экологических норм может отрицательно сказаться на его производстве. К тому же при некоторых условиях палладий может быть заменен на платину при производстве ДВС. Да и угрозы дальнейшего спада крупнейших авторынков, в частности в КНР и США, будут сдерживать котировки. Прогноз «БКС Премьер» по палладию на перспективу до конца 2019 года — 1440–1520 долларов за унцию, то есть плюс-минус 3% к текущей цене.
Слитки через биржу
Перспективы драгоценных металлов вызывают закономерное желание на них заработать. Способов сделать это не много. Можно купить монеты из драгметаллов, слитки или завести металлический счет в банке. Однако шокирующая разница в ценах покупки и продажи по этим инструментам может отпугнуть даже самого оптимистичного инвестора. Чтобы такая разница окупилась, потребуются годы. К тому же покупка слитков из драгоценных металлов облагается НДС. Вроде бы президент уже подписал закон об отмене НДС с 1 января 2020 года, но при внимательном прочтении выясняется, что отменяется НДС на банковские операции со слитками, о продаже слитков физическим лицам речи не идет. Ждем разъяснений и правоприменительной практики, но пока лучше не рисковать.
Как вариант, можно купить акции добывающих компаний. Однако в этом случае не забываем, что помимо риска падения цены самих драгоценных металлов мы берем на себя еще риск возникновения проблем у самих компаний и риск девальвации (если брать акции в рублях). Впрочем, хорошим вариантом может оказаться, например, «Норникель». Компания помимо платины и палладия добывает никель, который применяется в аккумуляторах. Так что компании не приходится опасаться перехода автопрома на электромобили.
Есть, конечно, фьючерсы на драгметаллы и другие производные инструменты, на которых профессионал может заработать, но этот вариант, скорее, для профессиональных биржевых игроков. Да и длительные инвестиции с помощью фьючерсов неудобны: во-первых, они истекают через три месяца, во-вторых, с их держателей ежедневно списывается вариационная маржа. Обычному инвестору больше подойдут ETF (индексные фонды), основанные на активах, имеющих отношение к драгметаллам. Шире остальных распространены, разумеется, ETF на золото. Крупнейший фонд для золота — SPDR Gold Trust ETF, для серебра — iShares Silver Trust, пример фонда платины — Aberdeen Standard Physical Platinum Shares ETF, палладия — Aberdeen Standard Physical Palladium Shares ETF. При этом SPDR Gold Trust и iShares Silver Trust, например, торгуются на Санкт-Петербургской бирже. Есть также «золотой» FinEx Gold ETF, который торгуется на Московской бирже, однако в отличие от остальных упомянутых фондов его базовым активом являются не физические слитки драгметаллов в хранилищах фондов, а свопы на золото.
В заключение необходимо отметить, что драгметаллы являются скорее защитным активом на период падения акций и рассматривать их как единственный инструмент точно не стоит.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl