О подарках под ёлочку

ЭкспертОбщество

О подарках под ёлочку

Александр Привалов

Минпрос составил очередную распорядительную бумагу — новый порядок аттестации педагогов. О содержании бумаги чуть позже и очень коротко, ибо форма представления бумаги это самое содержание вполне характеризует. Форма же такова: проект, в полном соответствии с законом, вывешен на правительственном сайте для обсуждения интересующимися гражданами. Вывешен он 20 декабря, срок для замечаний и предложений — до 2 января. Интересующиеся этой бумагой граждане суть педагоги; у них в эти дни конец четверти (конец полугодия), то есть дым коромыслом на работе втрое гуще обычного плюс, возможно, предпраздничные хлопоты. А третьего января, когда у кого-то из них и мог бы выдаться наконец свободный час для этой бумаги, поезд уже уйдёт. По мне, понять это издевательство можно одним-единственным способом: сами авторы считают свою бумагу так явно неприятной её объекту, то есть педагогическому сообществу, что и слышать его мнение не хотят. Понимаете, не учесть не хотят — мнения нечиновных критиков и никогда не учитываются в сколько-нибудь важных вопросах, — а именно слушать стоны не хотят. Берегут свои нежные нервы. Хотя ничего очень уж неожиданного бумага не содержит, всё в прежнем русле. Основная новация: начальство на местах сможет отныне изобретать какие угодно способы оценки педагога, претендующего на первую и высшую категории. Как, например, учитывать при аттестации «практические результаты инновационной деятельности» аттестуемого школьного учителя? А как захочешь, так и учитывай. То есть начальникам жить станет ещё чуть лучше, педагогам — ещё чуть труднее. Привычное дело.

Впрочем, возможно, труднее станет не «чуть», а весьма ощутимо — во всяком случае, от аттестации, проводимой по очень похожей методе, стоном стонут сейчас преподаватели детских школ искусств (ДШИ) Москвы. Действующее образовательное начальство помешано на идее, что можно и нужно объективно судить о качестве образования, не глядя ни на учителя, ни на ученика, а глядя исключительно в бумажки, — это у них называется «педагогические измерения», и в упомянутой кампании оно царит в неправдоподобной, гомерической степени. Бедные педагоги ДШИ будут проходить аттестацию заочно. По баллам. Как обучаемые педагогом детишки играют на скрипочках или танцуют па-де-патинёр, никому вообще не интересно. Интересно, как педагог ответит на компьютерный тест (знаешь, какая система образования в Сингапуре или, там, когда разразился маньеризм, — получи балл, не знаешь — не прогневайся, и таких вопросов с полста) и как напишет мотивационное письмо. В нём педагог должен объяснить, почему посмел претендовать на первую или высшую категорию (даже если он её давным-давно имеет). Потратьте минуту и прикиньте, как бы подобное письмо написали вы, — правда же, весёленькое заданьице? К письму надо приложить портфолио, которое тоже будут оценивать в баллах: проектные деятельности, инновации, эффективности и прочая того же рода бессмысленная в этом контексте шелуха. Прежде в основе аттестации был открытый урок, который затем члены комиссии обсуждали с педагогом, теперь — да кому ты нужен, на уроки твои ходить. Подвесь видеозапись на YouTube, а мы её, если выдастся минутка, посмотрим. А не выдастся, так и не посмотрим. А результаты мы тебе сообщим через два месяца… Пока действует ст. 282 УК РФ в её нынешней редакции, я не вижу возможности печатно комментировать описанное измывательство.

В соцсетях и на форумах очень принято возводить генезис подобных начальственных действий к знаменитым майским указам. Действительно, установленные тогда требования к величине зарплат в образовании труднодостижимы везде, а в иных местах (регионах, муниципиях) и совсем недостижимы. Чтобы как-то выползать на заданные средние цифры, локальное начальство увидело себя вынужденным резко сокращать численность педагогического персонала, а для масштабных сокращений нужен свирепый инструментарий — такие ломы, против которых и приёма нет. Например, аттестации обсуждаемого здесь рода. Но такое толкование, хоть и вполне справедливо, раскрывает скорее повод, чем причины; причины всё-таки в другом — ведь и до майских указов вожди нашего образования шли ровно по той же дороге, дороге абсолютного недоверия ко всякому живому человеку.

Что они, не понимают, что проектная да инновационная деятельность, которую им будет вынужден демонстрировать всякий учитель — неважно, английского языка, химии или сольфеджио, – есть в огромном большинстве случаев бессмысленная туфта? Понимают, конечно, — взрослые же люди. Однако альтернатива их, прости господи, «педагогическим измерениям» для них неприемлема категорически, потому что всякая альтернатива непременно сводится к тому или иному изводу того самого простодушного открытого урока, к суждению о качестве образования, исходящему как раз из внимательного взгляда на ученика и учителя, а не на цифирь. Известно, что опытный педагог, посидев на уроке, всегда безошибочно скажет, насколько проводивший его учитель хорош (плох), а обычно ещё и посоветует аттестуемому, над чем и как тому стоит поработать для повышения своего уровня. Почему так нельзя? Нам говорят: потому что это необъективно и потенциально коррупциогенно. На самом же деле образовательные начальники считают, что так нельзя, поскольку в этом случае оказалось бы под сомнением их право безапелляционно командовать.

Не только в образовании так — посмотрите, что делается в медицине, что происходит в науке. Во всех этих областях мнение профессионалов, мнение людей, репутация которых говорит сама за себя, год за годом и месяц за месяцем планомерно лишается веса и значения. Безоговорочную власть имеют теперь в этих сферах менеджеры (в основном эффективные, конечно), которые не отличат хорошего учителя (врача, физика) от плохого, даже если будут глядеть на них в упор целый год. Отсюда — немыслимые, противоестественные, постоянно растущие горы отчётности, отсюда надуманные KPI там, где в принципе нечем заменить живой человеческий взгляд. Поэтому люди уже не учат и не лечат, а заполняют формы и выполняют заданные показатели. И от того, что этих людей так демонстративно не уважают, лучше учить и лечить они точно не станут.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робот берет на работу Робот берет на работу

Роботы начинают заменять человеческий труд и в сфере подбора персонала

Эксперт
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Либерализм нуждается в демократии Либерализм нуждается в демократии

В России рождается демократия, способная развивать суверенное государство

Эксперт
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
IKEA вернется уже на совершенно иной рынок IKEA вернется уже на совершенно иной рынок

Преимущество у мебельных компаний, которые смогут перестроиться под новые реалии

Эксперт
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Семи триллионов пока будет достаточно Семи триллионов пока будет достаточно

Интервью с замдекана экономического факультета МГУ Олегом Буклемишевым

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
В чем горе В чем горе

«Вечная зима»: драма о бессмысленности силы

Weekend
Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером

Световые мечи из «Звездных войнов» — не просто фантастика

ТехИнсайдер
Легенды Имандры Легенды Имандры

Что же влечет туристов в место, расположенное среди каменистой тундры и гор

Отдых в России
Спокойно, первоклассник Спокойно, первоклассник

Как первоклассникам и родителям прожить период адаптации и сохранить мотивацию?

Новый очаг
«Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера» «Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера»

Отрывок из книги «Настоящее время», написанной сотрудниками фонда «Вера»

СНОБ
«Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог «Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог

Как начать жить, если родители внушили чувство долга перед ними?

Psychologies
Вы поразитесь, как диабет влияет на ваши глаза! Вот о чем предупредили эксперты Вы поразитесь, как диабет влияет на ваши глаза! Вот о чем предупредили эксперты

Неочевидно, но диабет может привести к серьёзным проблемам и с глазами

ТехИнсайдер
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Наука о счастье: какой может быть хэппиномика Наука о счастье: какой может быть хэппиномика

Какой может быть наука о счастье и что она способна дать человечеству?

Forbes
6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане 6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане

Фильмы и сериалы, которые стоит пересмотреть ради заднего плана

Maxim
Беги, мой хороший Беги, мой хороший

Пронзительная история проживания горя после потери любимой собаки

VOICE
Любимчик фортуны Любимчик фортуны

10 способов приманить удачу и стать успешной

Лиза
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Открыть в приложении