Нефть и шопинг спасают США
США удалось избежать рецессии в 2022 году за счет роста экспорта нефти и газа, наращивания оборонных расходов и увеличения потребления
Ряд американских экономистов и бизнесменов, начиная с основателя хедж-фонда Bridgewater Associates Рэя Даллио и заканчивая Илоном Маском, не сомневаются: не за горами рецессия. Этот риск признает и глава минфина США Джанет Йеллен, заявившая в начале декабря, что для «снижения инфляции… экономический рост в США должен замедлиться».
Однако несмотря на то, что эти прогнозы звучат уже с весны, спад в американской экономике пока так и не начался. В третьем квартале 2022 года ВВП США вырос на 1,9% год к году.
Люди тратят
Напомним, что рецессия — это замедление экономического роста до нуля либо его падение на протяжении двух кварталов. Среди других маркеров — рост безработицы, падение доходов населения, снижение производства, рост инфляции и госдолга.
Последняя рецессия в США была во время пандемии: ВВП Штатов падал в годовом выражении со второго по четвертый квартал 2020 года.
Сегодня, несмотря на ряд негативных прогнозов западных экономистов и настороженные настроения американского бизнеса, никакого нового спада в американской экономике пока нет. ВВП год к году стабильно растет (см. график 1).
Большинство экономических показателей в США сейчас в норме, говорит руководитель научного направления Института США и Канады Виктор Супян. Например, в 2022 году в Америке число новых рабочих мест в частных корпорациях в ноябре выросло на 263 тысячи. Это больше, чем в прежних прогнозах аналитиков. Правда, среднемесячный прирост рабочих мест в 2022 году все же ниже, чем в 2021 году: 392 тысячи против 562 тысяч.
«В Штатах также увеличивалась инвестиционная активность. В стране низкий уровень безработицы, всего 3,5 процента. Эти показатели никак не коррелируют с понятием рецессии, наоборот, они говорят о хорошем потребительском спросе», — отмечает Супян.
Уверенность в стабильности заработка приводит к тому, что американцы не спешат сокращать потребительские расходы. А по словам главного аналитика компании «Открытие Инвестиции» Алексея Корнилова, потребительские расходы сегодня составляют львиную долю ВВП — до 70%.
Розничные продажи в ноябре 2022 года в сравнении с ноябрем 2021-го выросли на 5,41%, достигнув почти 600 млрд долларов. У жителей США полно денег.
Ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Павел Захаров объясняет, что розничные продажи растут за счет того, что потребители накопили во время пандемии подушку безопасности. «Теперь они активно тратят эти сбережения, опасаясь высокой инфляции», — отметил эксперт.
Текущий объем накопленных за период пандемии избыточных сбережений американских домохозяйств, по оценкам Freedom Finance Global, составляет 1,45 трлн долларов. «Это меньше пикового уровня 2,2 триллиона по состоянию на начало 2021 года, но все еще достаточно много для того, чтобы поддержать потребление», — говорит старший аналитик Freedom Finance Global Михаил Денисламов. Сокращение спроса во время пандемии, государственные трансферты в рамках программ поддержки и рост номинальных зарплат позволили увеличить чистое личное богатство населения. Потребуется еще некоторое время, чтобы оно было израсходовано.
Высокое потребление в США также поддерживается за счет роста потребительского кредитования. Его динамика как раз коррелирует с ростом розничных продаж. В октябре 2022 года этот вид кредитования, например, вырос на 6,9% в сравнении с октябрем 2021-го.
Готовность американцев тратить деньги помогает росту деловой активности в разных секторах экономики, в том числе в сфере услуг, составляющей 78% ВВП США. Индекс деловой активности в сфере услуг в ноябре вырос до 56,5%. В октябре он составлял 54,4%, сообщает американский Институт управления поставками. Это соответствует допандемийным уровням. Финансовый сектор — самый важный для ВВП США, его вклад наибольший (21%). Если прибавить к этому крупные отрасли оптовой и розничной торговли (см. график 2), становится понятно, почему потребительский ажиотаж так важен для американской экономики.
Нефть и оружие
Все хорошо и с промышленностью: она показывает положительную динамику. Индекс промышленного производства, по данным Federal Reserve Economic Data (FRED), сегодня чуть выше допандемийного уровня (см. график 4).
Значительный вклад в этот рост привнес нефтегазовый сектор. По словам генерального директора инвестиционной компании Peramo Invest Ольги Мещеряковой, нефтегазовая промышленность Америки создает более 10 млн хорошо оплачиваемых рабочих мест и почти 8% ВВП. «Геополитическая ситуация позволяет американцам устранить Россию на конкурентном рынке Европы. Высокие цены на энергоресурсы делают всю затею окупаемой, ведь в Европе газ в четыре раза дороже, чем в США», — отметила эксперт.
Уже к середине 2022 года США стали поставлять в ЕС газа больше, чем Россия, а выручка от экспорта газа США за 10 месяцев 2022 года удвоилась. По словам доцента департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Ольги Борисовой, рост добычи и экспорта нефти и газа положительно отразится на доходах государственного бюджета и деловой активности Штатов.
Серьезный вклад в развитие промышленности также внес военнопромышленный комплекс. Сильнее всего здесь росло производство оборудования для аэрокосмических и транспортных систем — на 10,2% в ноябре 2022 года в сравнении с ноябрем 2021-го. Машиностроение, в том числе военного назначения, в ноябре выросло на 5,3% год к году.
В то же время рост за счет внутренних секторов становится все более шатким, и у ВВП США остается пока лишь один надежный компонент — экспортный.
Так, по словам старшего преподавателя департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ксении Бондаренко, в третьем квартале 2022 года 0,5 п. п. роста в ВВП пришлось на повышение госрасходов, в том числе военных. Еще 0,8 ВВП дал рост потребления медицинских и других услуг. При этом инвестиции падали на 0,74 п. п., запасы — на 0, 97 п. п.
Как ни странно, несмотря на потребительский и кредитный бум, третий квартал подряд продолжается спад спроса на товары краткосрочного пользования: в третьем квартале 2022-го спрос на них сократился на -0,04 п. п. (Возможно, накопленные в пандемию деньги более активно тратятся на развлечения и крупные покупки.)
«Таким образом, большая часть роста ВВП была обеспечена активностью США за рубежом как экспортера энергоресурсов и важного геополитического игрока. В то время как ситуация внутри страны, в том числе изменение паттернов потребления и инвестиционной активности, остается под давлением инфляции и ужесточения денежно-кредитной политики», — объясняет Бондаренко.
Конец вечеринки
Действительно, рекордно высокая за последние сорок лет инфляция сильно тревожит экономистов и финансистов. В октябре она была 7,7%. В ноябре она, правда, несколько замедлилась — до 7,1%.
И большинство опрошенных «Экспертом» экономистов уверены: несмотря на благоприятное для экономики США окончание 2022 года, рецессия не за горами. Так, Павел Захаров полагает, что рецессия в Штатах разгорится в первой половине 2023 года — ее спровоцирует ужесточение денежно-кредитной политики ФРС. Рост ключевой ставки вызовет повышение уровня безработицы и падение ВВП в первых двух кварталах. Экономист из Чикагского университета Остан Гулсби напоминает, что две трети рецессий, произошедших после Второй мировой войны, были вызваны слишком быстрым повышением процентных ставок. Аналитик «КСП Капитал» Михаил Беспалов ждет дальнейшего ужесточения политики со стороны ФРС, что может негативно повлиять на потребительский спрос.
Кстати, ставки по кредитным картам в США уже в августе (последняя доступная статистика) поднялись до 16,27% — такого не было ни разу за всю историю наблюдений за этим показателем с 1994 года. Так что накопленное во время пандемии, возможно, скоро придется пустить на покрытие потребительских кредитов, так как рефинансировать их смогут все меньше американцев.
Не вызывает оптимизма и состояние жилищного строительства в США. С января по октябрь 2022 года в стране продали на 15% меньше домов для одной семьи, чем за аналогичный период годом ранее. Все это не могло не повлиять на настроения американского бизнеса. Индекс оптимизма малого бизнеса NFIB (Национальная федерация независимого бизнеса) в октябре просел на 0,8 пункта. И несмотря на то, что в ноябре он восстановился, показав рост на 0,6 пункта, он все равно остается 11-й месяц подряд ниже среднего значения за последние 49 лет.
Все вместе создает снежный ком проблем, которые могут подточить два главных столпа роста американского ВВП — разнузданный шопинг и экспорт. Ксения Бондаренко уверена, что экономика США может начать падать по причине уменьшения экспорта из-за укрепления доллара и ослабления мировой экономики, а также из-за снижения спроса на жилье на протяжении восьми месяцев подряд.
А Ольга Мещерякова напоминает, что цены на газ и нефть имеют свою сезонность. К тому же у американского нефтегаза есть серьезные проблемы, которые так и не удалось решить, — это недостаток инвестиций в новую добычу. «У американских сланцевиков явная стагнация из-за высоких цен на сталь, а стратегические запасы небесконечны. Ситуация может довольно быстро измениться в следующем году, и экспорт станет приносить убытки», — говорит Мещерякова.
Ольга Борисова подчеркивает, что в 2022 году у нефтедобывающих компаний США наблюдаются проблемы. Pioneer, Chevron и Exxon указывают на уменьшение запасов нефти, ConocoPhillips — на перебои в цепочках поставок и нехватку рабочей силы. «Согласно данным EIA, сегодня задействованы лучшие американские скважины и их производительность ухудшается. Очевидно, замедление роста производства и увеличение затрат продолжатся в 2023 году, что негативно повлияет на корпоративную прибыль, доходы сотрудников и государственный бюджет», — констатирует Борисова.
Фото: Zuma\TASS
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl