Японский бизнес в России стремится сойти с наезженной колеи сотрудничества

ЭкспертБизнес

Не только газ и автомобили

Японский бизнес в России стремится сойти с наезженной колеи сотрудничества, которое сводится преимущественно к поставкам газа из РФ и к импорту автомобилей и комплектующих из Японии. Новые перспективные области развития совместного бизнеса двух стран — медицина, агропром, информационные технологии, робототехника

Материалы подготовил Алексей Грамматчиков

Производство новой модели Toyota RAV4 в Санкт-Петербурге

Быстро — это медленно, но без перерывов» — гласит японская мудрость. В соответствии с ней японский бизнес сотрудничает с Россией скорее осторожно и с оглядкой. Япония со своим ВВП в 4,8 трлн долларов — третья экономика в мире, но ее компании, увы, не играют ведущих ролей во внешнеэкономических отношениях России, хотя в последние годы страна уверенно входит в десятку ключевых для России экономических партнеров. Так, по итогам прошлого года она заняла по этому показателю девятое место после Китая, Германии, Нидерландов, Белоруссии, Италии, США, Турции и Кореи. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), общий оборот торговли Японии с Россией вырос на 13% и составил 18,2 млрд долларов (3,1% российской внешней торговли).

По оценке международной консалтинговой компании KPMG, в России сейчас работает около 400 японских компаний, некоторые из них сотрудничают с нашей страной еще с советских времен. Исторически их можно разделить на два основных типа: те, кто экспортирует из России в Японию природные ресурсы, и те, кто занимается поставкой своих продуктов на российский рынок.

Газовое доминирование

Торговый баланс между Японией и Россией сейчас склоняется в сторону нашей страны. Из 18,2 млрд долларов торгового оборота в прошлом году 10,5 млрд приходилось на экспорт из России в Японию, прирост за год составил 12%. В основном Россия поставляет в Японию сырьевые товары. По данным ФТС, три четверти объема экспорта — минеральные сырьевые ресурсы (75%), оставшаяся четверть распределяется следующим образом: металлы и изделия из них (10%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (4%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (4%), драгоценные металлы и камни (4%), наконец, есть небольшая доля поставок из России машин, оборудования и транспортных средств (3%, см. график 1).

Покупать сырье у России Япония начала еще на заре своих отношений с нашей страной. В царское время это были пушнина, рыба, лес, уголь. Позже, в советские времена, акцент переместился на нефть и газ. В 1960–1970-е годы советское правительство охотно заключало с японскими компаниями так называемые компенсационные сделки, в рамках которых СССР получал целевые кредиты на закупку японского оборудования и расплачивался поставками леса, угля, нефти, металла, добытых и произведенных с помощью купленных машин.

Постепенно японцы стали не только закупать российские ресурсы в обмен на оборудование, но и включились в их освоение. С середины 1970-х японские компании принимают активное участие, например, в освоении дальневосточных и сибирских месторождений каменного угля и природного газа, в разведке нефтегазовых месторождений и в добыче, прежде всего на севере Сахалина. Сегодня этот бизнес японских компаний продолжается. «Среди крупных импортеров сырья из России можно выделить игроков первой группы — Mitsui, Mitsubishi, Sumitomo. Они ввозили углеводородное сырье в Японию еще в советское время, а позже активно участвовали в развитии месторождений, например на Сахалине, чтобы расширить свой бизнес, в том числе в сегменте добычи», — рассказывает Георгий Патарая, руководитель группы по работе с японскими компаниями KPMG в России.

В настоящее время в крупнейшем российском шельфовом проекте по добыче газа и нефти «Сахалин-1» доля японского консорциума Sodeco составляет 30%; Mitsui и Mitsubishi владеют, соответственно, 12,5 и 10% акций проекта «Сахалин-2». Основной объект российского сырьевого экспорта в Японию — сжиженный природный газ, на долю которого приходится более половины всех сырьевых поставок. Японские бизнесмены одними из первых поняли перспективность поставок сжиженного газа из России: в 2009 году в рамках проекта «Сахалин-2» начал работу первый в России и один из крупнейших в мире заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ), который производит 11 млн тонн сжиженного газа в год, и 80% этого объема закупает Япония.

Развиваются и поставки в Японию российской нефти. Завершенный в 2012 году магистральный нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан позволил расширить доступ на японский рынок для российской нефти. Поставки по этому маршруту начались в январе 2013-го, и сейчас импорт нефти в Японию из России составляет порядка 10 млн тонн в год. Примечательно, что сотрудничество российских и японских нефтяных компаний продолжается и вне территории России. Недавно «Роснефть» и Японская буровая компания договорились о совместном бурении поисково-разведочных скважин на газово-нефтяном месторождении во Вьетнаме.

Впрочем, в последнее время японские компании стали относиться к газово-нефтяным проектам более сдержанно. «После резкого падения цен на нефть в 2014 году большинство японских компаний стали осторожнее инвестировать в сырьевые проекты, и их интерес к углеводородам не только в России, но и в целом, существенно снизился», — отмечает Георгий Патарая.

Тем не менее очевидно, что в ближайшем будущем поставки сырья из России в Японию будут увеличиваться, особенно в виде сжиженного газа. В частности, это будет происходить благодаря заработавшему в конце прошлого года в России крупному заводу по производству сжиженного газа «Ямал СПГ». Еще одно предприятие по производству сжиженного газа для поставки в Японию должно появиться на Дальнем Востоке в соответствии с соглашением, подписанным в декабре 2016 года «Роснефтью» и японской энергической компанией Marubeni.

Компании Sony и Superwave запустили совместное производство карт памяти в Ленинградской области

Автомобильный обгон

Что же касается японского экспорта в Россию, сейчас он занимает 42% общего российско-японского торгового баланса и в денежном выражении достиг 7,7 млрд долларов по итогам 2017 года (прирост по сравнению с 2016-м — 16%). Япония поставляет в Россию преимущественно высокотехнологичную продукцию: по статистике ФТС, 81% приходится на машины, оборудование и транспортные средства. Далее идут продукция химической промышленности (11%), металлы и изделия из них (3%), а также текстиль и обувь (1%, см. график 2).

Наибольшую активность в деловых отношениях с Россией проявляют японские компании, связанные с автомобильной промышленностью. Как и во всем мире, спрос на надежные и функциональные японские автомобили в России в последние годы особенно высок. По данным аналитического агентства «Автостат», сейчас по российским дорогам ездит порядка девяти миллионов машин японских марок, это около 40% всего парка иномарок страны.

Автомобильная отрасль стала первой сферой, где японские компании начали активно реализовывать политику локализации и открытия производственных мощностей на территории РФ. «Строительство завода Toyota в Санкт-Петербурге в 2005 году стало началом локализации японских предприятий в России и переходом к продаже на внутреннем рынке товаров, созданных на территории страны, — отмечает Георгий Патарая. — Следуя за Toyota, заводы в России построили и другие японские компании: Nissan, Mitsubishi Automotive, Komatsu, Yokohama и так далее. После того как Renault-Nissan Alliance объявил о расширении своей доли в АвтоВАЗе до мажоритарной, еще несколько японских автопроизводителей создали свои производства вокруг Санкт-Петербурга и в Приволжском федеральном округе».

По данным KPMG, сегодня в России работает более 50 заводов японских компаний, более 10 из них локализованы около Санкт-Петербурга, более 15 — в районе Москвы и Московской области и около 25 — в Приморском федеральном округе. И две трети этих предприятий имеют автопромышленный профиль. Так, свои заводы в России имеют ведущие японские автопроизводители Toyota, Nissan, Mitsubishi (совместно с Peugeot-Citroën). Совместные предприятия с российскими партнерами создали Isuzu и Mazda. Помимо непосредственного производства автомобилей многие японские компании успешно производят в РФ комплектующие. Так, в 2012 году в Липецке был открыт крупный завод японской компании Yokohama по выпуску шин; компания Asahi Glass развивает принадлежащий ей в России Борский стекольный завод; с 2014 года во Всеволожске Ленинградской области работает совместное предприятие с Mitsui по выпуску металлопроката, преимущественно для производства автомобилей.

Впрочем, несправедливо было бы говорить, что японские компании развивают свои производства в России исключительно в сфере автомобилестроения. Есть примеры успешно реализованных производственных проектов и из других отраслей. Например, с 2010 года в Ярославской области работает завод по выпуску экскаваторов и автопогрузчиков корпорации Komatsu. В 2014-м в Тверской области был открыт завод по производству гидравлических экскаваторов компании Hitachi Construction Machinery. В 2013–2014 годах Toshiba совместно с российскими «Силовыми машинами» запустила в Ленинградской области два предприятия по выпуску силовых трансформаторов.

Завод «Силовые машины — Тошиба. Высоковольтные трансформаторы» в Санкт-Петербурге

Медицина, агропром, хайтек

Деловое сотрудничество Японии и России имеет большой потенциал и может развиваться не только в газово-автомобильной сфере. Об этом в последнее время говорят и в деловых кругах обеих стран, и на высшем уровне. Еще в мае 2016 года в ходе встречи с российским президентом Владимиром Путиным в Сочи премьер-министр Японии Синдзо Абэ представил план развития экономических отношений с Россией, во многом нацеленный как раз на диверсификацию двустороннего бизнеса.

Стороны убеждены, что, например, большой потенциал сотрудничества между Россией и Японией заключается в области медицины и фармацевтики. Ведь уровень медицинских услуг в Японии, как известно, один из самых высоких в мире, и приход в Россию компаний из этой сферы имел бы не только деловую, но и социальную значимость. Последние несколько лет стремление к сотрудничеству в этой сфере начинает воплощаться в конкретные проекты. Например, в октябре 2017-го Mitsui приобрела 10% акций российской фармацевтической компании «Р-Фарм», благодаря чему последняя намерена расширить выпуск в России новых лекарственных препаратов. А в начале августа текущего года крупная японская фармацевтическая компания Takeda объявила о расширении своей производственной деятельности в России. В частности, на своем предприятии в Ярославле она открыла новый производственный участок, который будет выпускать инновационный лекарственный препарат иксазомиб (для лечения миеломы).

Неплохие перспективы у российско-японского бизнеса есть и в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. Некоторые японские предприятия начинают развивать взаимодействие и в этой сфере. Например, недавно в Якутске при участии компаний Hokkaido и Hokko построен и начал работу крупный комплекс по круглогодичному выращиванию свежих овощей. А недавно Mitsui подписала с «Русагро» меморандум о сотрудничестве в области выращивания зерновых, развития животноводства, производства масложировой продукции, а также сахара.

Постепенно на Россию обращают все большее внимание японские компании из области тяжелого машиностроения: недавно подписано соглашение, в соответствии с которым Kawasaki планирует начать совместное строительство на Дальнем Востоке предприятия по выпуску малых газотурбинных установок, используемых в электроэнергетике.

Наконец, внушительный потенциал развития японского бизнеса в России кроется в области хайтека и информационных технологий, ведь в этой сфере японцы тоже занимают ведущие мировые позиции. «Информационные технологии — очень перспективное направление, в последнее время интерес японского бизнеса к России в этой сфере усиливается. Как представитель крупной японской ИТ-компании, могу подтвердить, что в этой области прогресс совершенно очевиден и в последнее время идеи, обсуждаемые в двустороннем диалоге между российскими и японскими компаниями, трансформируются в реальные проекты, — говорит Виталий Фридлянд, генеральный директор японской компании Fujitsu в России и СНГ. — В частности, наша компания в последнее время все более успешно поставляет вычислительную технику и инфраструктурные решения для предприятий России и стран СНГ. В относительных цифрах бизнес Fujitsu в России год от года растет на 10–30 процентов при росте российского ИТ-рынка на 5–10 процентов».

Прославленные японские решения по роботизации и автоматизации многих сфер промышленности и экономики также могут быть очень востребованными в России. В некоторых российских городах уже внедряются умные японские системы автоматизации работы городской инфраструктуры. Например, в Воронеже при участии Kosan Electric и Sekisui Chemical недавно внедрены умные светофоры и запущен проект по совершенствованию коммунальных систем.

Японские хайтек-решения могли бы быть очень востребованы в России в той же индустрии автомобильного транспорта. «В последнее время мы все чаще слышим о появлении в городах новых зарядных станций для электромобилей, о выпуске на маршруты электробусов, о возможном вытеснении дизельного транспорта. И если в России это направление только начинает набирать популярность, то в Японии оно вышло на такой массовый уровень, что зарядных станций уже стало больше, чем заправочных. — рассказал “Эксперту” Владимир Максимов, руководитель департамента развития новых направлений бизнеса российского подразделения Toshiba. — Помимо производства ноутбуков и телевизоров Toshiba принимает участие в разработке таких специальных решений для электротранспорта, как быстрые батареи SCiB, способные длительное время сохранять заряд (до 200 километров пути) и восполнять его за рекордные шесть минут. Вполне возможно, что такие батареи будут использованы в московских электробусах, запуск которых намечен на сентябрь этого года. Наработки и опыт японской компании будут и в дальнейшем способствовать развитию электротранспорта в России».

Одновременно японские высокие технологии находят применение в автоматизации разных сфер российской экономики, например логистики. «Для самого крупного почтового оператора в стране, “Почты России”, Toshiba разработала решение, которое позволило увеличить мощности крупных логистических центров, повысить скорость обработки входящей и исходящей почты и сократить время доставки отправлений до адресатов, — продолжает Владимир Максимов. — За четыре года сотрудничества с почтовым оператором нам удалось в 13 раз увеличить число международных отправлений и вдвое сократить время доставки писем и посылок из Москвы в другие российские города. Известно также, что “Почта России” активно сотрудничает с “Почтой Японии”, в 2017 году эти организации подписали соглашение о развитии сотрудничества в области ИКТ и почтовой связи, а в июле этого года похожее соглашение подписали министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков и министр по внутренним вопросам и связи Японии Сэйко Нода. Вполне возможно, в ближайшем будущем мы услышим о новых совместных проектах России и Японии в сфере почтовых услуг».

Впрочем, в сфере ИТ и высоких технологий не только японские решения могут внедряться в России, но и наоборот. Многие российские ИТ-компании говорят, что они могли бы, например, вполне успешно поставлять свое программное обеспечение в Японию. Возможность российского экспорта касается даже робототехники: например, недавно российская компания «Сервосила» поставила партию роботов японским заказчикам для работы в службах быстрого реагирования, службах спасения, а также в пожарных и полицейских частях. А казанская компания «Эйдосмедицина» поставила в один из японских медицинских университетов роботов-симуляторов для обучения студентов хирургическим операциям.

Потенциал российского рынка

Развитие японского бизнеса в России не обходится и без сложностей. Начать с того, что не все японские компании, которые запустили производство в России, довольны результатами своей деятельности, прежде всего из-за последнего кризиса в российской экономике. «Нельзя сказать, что реализация производственных планов японских компаний сейчас на подъеме. Большинство из них до сих пор сталкивается с трудностями в достижении прибыльности своих предприятий из-за низкой загрузки производственных мощностей. Японские компании озадачены снижением расходов, оптимизацией процессов и персонала, реструктуризациями и так далее, — рассказывает Георгий Патарая из KPMG. — Таким образом, можно сказать, что развитие японского бизнеса в России застопорилось в силу экономического спада и экономических санкций. А японские инвестиции сдерживают кризис в российской экономике, санкции и сложная международная обстановка».

Помимо сложной экономической ситуации японцев сдерживают и другие факторы. «Есть традиционные факторы бизнес-среды в России, которые не удовлетворяют японцев, — продолжает Георгий Патарая. — Это наличие пробелов в законодательстве и регулировании, вопросы правоприменительной практики, процедурная бюрократия и большое количество документации. Беспокоит японский бизнес и не вполне прозрачная процедура государственных закупок, недостаток качественной рабочей силы и качественных поставщиков в регионах. Однако эти проблемные факторы не являются решающими при принятии решения об инвестициях. Большинство японских предпринимателей, работающих с РФ, причинами, которые действительно стопорят развитие японского бизнеса в нашей стране, считают недостаточное количество информации о России, деформированное представление о стране в головах топ-менеджеров японских компаний, а также геополитическую неопределенность и санкционный режим».

Не стоит забывать и о сложностях культурного плана. «На мой взгляд, по-прежнему одна из самых больших трудностей для японского бизнеса в России — диалог культур, — считает Тарик Альхаурани, директор по развитию бизнеса российского подразделения Kyocera Document Solutions. — Японцы консервативны и не склонны к принятию рискованных решений, без которых в бизнесе не обойтись. Гипер-ответственность и основательный подход к решению любого вопроса могут занять довольно много времени и тем самым замедлить рост бизнеса за рубежом. Особенно это характерно для японских стартапов, которые тщательно продумывают каждый шаг и боятся различных рисков, выходя на новые рынки. На мой взгляд, это самая большая сложность — трансформировать бизнес-подходы под реалии зарубежного рынка. Таким образом, продуманно-неторопливый стиль ведения бизнеса может привести к двум последствиям: либо бизнес заслужит лояльность заказчиков и клиентов и вырвется на лидирующие позиции — медленно, но верно, либо его затмят конкуренты, которые быстрее реагируют на изменения и тренды и принимают рискованные решения».

Однако все же потенциал российского рынка в ближайшее время должен разрушить все препятствия на пути японского бизнеса в России. «Россия — целевой рынок для японцев не только с точки зрения освоения территории, но и как новый рынок сбыта, — говорит Николай Дмитриев, президент Konica Minolta Business Solutions Russia. — Согласно опросу Jetro, японской организации по развитию внешней торговли, проведенному в 2016 году, ключевым преимуществом бизнеса в России более чем для 80 процентов японских компаний является увеличение объема продаж, для 53 процентов — потенциал увеличения рынка. Так что число японских компаний и их производств в России в ближайшее время будет увеличиваться. Мы видим, что многие японские компании уже начали программы обучения специалистов и вывоза за рубеж отечественных менеджеров для повышения квалификации».

График 1. Россия в Японию экспортирует в основном нефть и газ

Источник: ФТС

График 2. Из Японии в Россию преимущественно поставляются автомобили и комплектующие

Источник: ФТС

Фото ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Профессиональный бармен отвечает на глупые вопросы Профессиональный бармен отвечает на глупые вопросы

Профессиональный бармен отвечает на глупые вопросы

Maxim
Синдром манекенщиц, или Как я победила анорексию Синдром манекенщиц, или Как я победила анорексию

Синдром манекенщиц, или Как я победила анорексию

Psychologies
Деньги крупным кланом Деньги крупным кланом

История семьи, завладевшей экономикой США

GQ
Ручное управление: почему ЦБ остановил ослабление рубля Ручное управление: почему ЦБ остановил ослабление рубля

Центробанк приостанавливает покупку валюты по поручению Минфина

Forbes
Мужчины, вас обманули! Лабковский о ложности выбора «карьера или семья» Мужчины, вас обманули! Лабковский о ложности выбора «карьера или семья»

Мужчине вовсе не обязательно делать выбор между карьерой и личной жизнью

Playboy
Золотые метры. Правила успешных инвестиций в зарубежную недвижимость Золотые метры. Правила успешных инвестиций в зарубежную недвижимость

Как правильно инвестировать в зарубежную недвижимость

Forbes
5 книг про авиацию 5 книг про авиацию

5 книг про самолеты, ракеты, дирижабли

Популярная механика
Грубите коллегам? Подумайте об их детях Грубите коллегам? Подумайте об их детях

Почему жертвы грубого отношения на работе становятся авторитарными родителями

Psychologies
6 рецептов вкуснейших завтраков от шеф-повара Cook'kareku 6 рецептов вкуснейших завтраков от шеф-повара Cook'kareku

Как приготовить традиционный завтрак народов мира

Cosmopolitan
Как скрестить Канта с хоррором и описать воображаемый СССР? Как скрестить Канта с хоррором и описать воображаемый СССР?

Беседа c Адамом Робертсом

Мир Фантастики
«Надо всегда быть недовольным»: правила жизни Юрия Дудя «Надо всегда быть недовольным»: правила жизни Юрия Дудя

Юрий Дудь о том, как попал на YouTube, и что помогло добиться успеха в интернете

Forbes
Дедлайн? 8 способов, как проработать всю ночь (кокаин не предлагаем) Дедлайн? 8 способов, как проработать всю ночь (кокаин не предлагаем)

Только полезные и проверенные временем советы как проработать всю ночь

Playboy
Михельсон газует Михельсон газует

Битва за локализацию производства судов для транспортировки СПГ в самом разгаре

Эксперт
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Венсан Кассель выглядит лучше, чем на собственной свадьбе

GQ
Девушки рассказывают о самых ужасных поступках по отношению к парням Девушки рассказывают о самых ужасных поступках по отношению к парням

Девушки рассказывают о самых ужасных поступках по отношению к парням

Maxim
Назад в будущее: как две женщины совершили путешествие во времени Назад в будущее: как две женщины совершили путешествие во времени

Свою историю Моберли и Журдан рассказывали всю свою жизнь

Cosmopolitan
Почему я слишком откровенничаю? Почему я слишком откровенничаю?

«И кто тянул меня за язык?..»

Psychologies
Чужие мечты: как понять, что вы строите не свою карьеру Чужие мечты: как понять, что вы строите не свою карьеру

Образ успешной карьеры часто формируется окружением

Forbes
Американская мечта. Как стать своим для партнеров из США Американская мечта. Как стать своим для партнеров из США

Что нужно учитывать, налаживая деловые связи за океаном

Forbes
4 кружка для будущего ученого 4 кружка для будущего ученого

Чем занять ребенка, если он обожает конструкторы с компьютерами

Лиза
Сбой системы. Выборы ставят власть под угрозу Сбой системы. Выборы ставят власть под угрозу

Во время выборов система может начать давать сбои

Forbes
Трое в MINI: вечер в Суздале и неожиданная встреча Трое в MINI: вечер в Суздале и неожиданная встреча

Сумерки в Суздале – это что-то особенное

Cosmopolitan
Немецкая надежность. Выгодно ли покупать жилье в Германии Немецкая надежность. Выгодно ли покупать жилье в Германии

Бум на германском рынке недвижимости может скоро закончиться

Forbes
Классика по-новому Классика по-новому

Работа с модными оттенками и их сочетаниями

SALON-Interior
Почему женщины живут с манипуляторами? Почему женщины живут с манипуляторами?

4 разновидности самообмана, которым занимаются женщины в абьюзивных отношениях

Psychologies
Секс и каннибализм: зачем животные поедают партнеров для спаривания Секс и каннибализм: зачем животные поедают партнеров для спаривания

Что, если ваш партнер вдруг захочет откусить вам голову?

Популярная механика
Что нужно для счастья чувствительному человеку: 10 условий Что нужно для счастья чувствительному человеку: 10 условий

Что нужно для счастья чувствительному человеку: 10 условий

Psychologies
Что нужно знать о первой коллекции Рикардо Тиши для Burberry Что нужно знать о первой коллекции Рикардо Тиши для Burberry

Рикардо Тиши наконец показал свою первую коллекцию для Burberry

Esquire
Обида – взрослое чувство Обида – взрослое чувство

Разные стороны такого сложного переживания, как обида

Psychologies
Тральщик Т-116: история гибели арктического конвоя Тральщик Т-116: история гибели арктического конвоя

Им приказали не возвращаться на берег, пока не потопят немецкую подлодку

Maxim
Открыть в приложении