Наталия Опалева: «Зверев — выдающаяся фигура в арт-сообществе 60–70-х годов»
Седьмого сентября в Музее AZ открылась выставка одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства Дмитрия Плавинского «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Это новый проект музея, в основе собрания которого лежат работы Анатолия Зверева. «Эксперт» поговорил с одной из основательниц AZ Наталией Опалевой о том, чем ее так привлекает музейная деятельность.
— Почему именно Зверев?
— Зверев — выдающаяся фигура в арт-сообществе 60–70-х годов. С этим согласны абсолютно все. Зверев, как гениальный художник, не мог не рисовать. Он рисовал постоянно, на всем, что попадалось под руку: на салфетках, на газетах, на нотах.
И до того, как мы открыли музей, я бывала на выставках Зверева. Но они были составлены из работ, которые совершенно не показывали этого художника достойным образом. Я очень понимаю тех, кто, посмотрев только такого уровня работы, задается вопросом: «Это что? Гений? Это невозможно». И когда мы стали делать музей, то решили, что будем отбирать работы музейного уровня, которых у Зверева тоже очень много.
— Что такое музейный уровень?
— Если посмотреть на историю музеев, то их миссия менялась. Изначально они создавались для хранения коллекций и ценностей. Первые музеи не были предназначены для широкой публики. В них могли попасть только специалисты, которые изучали то или иное направление искусства. И только в двадцатом веке музеи поменяли формат. Они начали ориентироваться на современное искусство. В двадцать первом веке произошел технологический скачок, и это еще раз все изменило. Музеи меняются, но, так или иначе, они должны оставаться хранилищами работ. Я с трудом представляю себе музей без коллекции. А дальше все зависит от возможностей, от финансирования, от фантазии тех людей, которые занимаются музеем.
В нашем случае мы, создавая музей, посвященный одному художнику — Анатолию Звереву, сразу думали о том, чтобы это не было похоже на старинное хранилище с пыльными шторами и смотрительницами на стульях. Изначально задумывался музей-трансформер, который менялся бы от выставки к выставке. Чтобы каждый раз создавалось ощущение, что ты попал в совершенно другое пространство. Это первая установка. Вторая — актуализация коллекции.
— Как вы это делаете?
— Пятьдесят лет — срок, позволяющий объективно анализировать и осмыслять то или иное явление. Большая часть коллекции музея состоит из работ 60–70-х годов. Показывая их, мы стараемся провести нить через прошлое, настоящее и пытаемся заглянуть в будущее. В ткань наших выставок, по замыслу куратора Полины Лобачевской, вплетаются работы и современных художников. В результате между художниками возникает диалог. Так, художников второй половины двадцатого века мы приводим в век двадцать первый. Мы очень благодарны тем людям, которые еще с давних времен знают и любят творчество Зверева. Эти люди были первыми, кто нас поддержал. В то же время деятельность музея рассчитана на привлечение нового поколения. Например, фильмы про художников, которые мы снимаем, сделаны уже на языке двадцать первого века. Еще для музеев очень важен хороший свет. Сколько раз в самые лучшие музеи приходишь и видишь: все шикарно, но где свет? Ничего не видно. Это может свести на нет все усилия.