Морганы снова в деле
У крупнейших американских банков в этом году довольно хорошие перспективы роста. Они выдержали удар пандемии, у них достаточно капитала, а инвестиционный сегмент их бизнеса еще и смог заработать на ценных бумагах.
Акции банков-гигантов США в наступившем году взяли бодрый старт. С начала года бумаги Bank of America (BofA)и JPMorgan Chase уже поднялись на 10%, 7,9% прибавил Wells Fargo, а акции Goldman Sachs и вовсе подскочили на 13,6%. Цифры особенно примечательные, учитывая, что индекс S&P 500 за это же время вырос всего на 1,83%.
Это тем более важно, поскольку последнее время акции банков находились у рынка в немилости: за последний год их котировки просели или лишь незначительно выросли (так, за последние 12 месяцев JPMorgan вырос на 1,3%, а BofA снизился на 3,65%, и это при мощном росте американских индексов).
Причина роста котировок банков в 2021-м быстрее рынка — как в надеждах инвесторов на скорое окончание пандемии благодаря вакцине (а значит, и на восстановление экономики), так и в том, что самые пессимистичные сценарии в банковском секторе в прошлом году не реализовались.
Важно и то, что в декабре прошлого года Федеральная резервная система США (ФРС) после второго раунда стресс-теста крупных банков признала, что достаточность капитала и общая устойчивость у них находятся на высоком уровне. В частности, капитал первого уровня в самых жестких тестах не падал ниже 9,6% при установленном минимуме 4,5%. ФРС даже объявила, что снимет ограничение для крупных банков на процедуру байбек. Некоторые банки уже готовы к ней вернуться: например, совет директоров JPMorgan одобрил программу выкупа на 30 млрд долларов. А ведь именно байбек является важным фактором роста стоимости акций. Не стоит забывать и о дивидендах. Те, кто все же решил в прошлом году их не выплачивать, могут вернуться к выплатам в этом году.
Наторговали на рекорд
Банки не сильно пострадали в прошлом году в первую очередь благодаря действиям американского регулятора. Напомним, в конце марта ФРС приняла решение о неограниченном выкупе ипотечных и казначейских бумаг. Кроме того, проводились масштабные операции репо (овернайт), появились новые программы кредитования в объеме три миллиарда долларов. А глава минфина США Стивен Мнучин заявлял о готовности высвободить до четырех триллионов ликвидности, чтобы межбанк не «высох».
Недавно крупнейшие банки США начали отчитываться за последний квартал и весь пандемийный 2020 год. Как видно из отчетов, дела идут не то чтобы гладко, но, что важнее для инвесторов, лучше ожиданий.
Банки-гиганты уже давно являются не столько банками, сколько крупными финансовыми компаниями, правда, специализация у них заметно различается. Если Bank of America — крупнейший лендер (кредитор) в США, то Goldman Sachs — это преимущественно инвестиции. Но в общем случае можно говорить, что банки занимаются понемногу всем. И ожидаемо в последние годы в большем выигрыше оказывались те, у кого сегмент инвестиций больше. Высокая волатильность рынков (а это именно та ситуация, которая сложилась в прошлом году), на руку брокерам и инвестбанкам.
«У американских банков большой ритейловый, корпоративный и инвестиционный бизнес. Финансовые рынки в прошлом году были крайне интересными, и инвестиционные сегменты банков смогли заработать хорошие деньги, — поясняет ведущий стратег по глобальным рынкам акций компании “Атон” Алексей Каминский. — Клиенты и активы приходят в движение, растет объем операций, растут комиссионные доходы и все с этим связанное. А вот с кредитованием все уже гораздо сложнее, особенно в части кредитования физлиц. Объемы упали, активность сократилась, и банки были вынуждены наращивать резервы в ожидании роста дефолтов».
Хорошим наглядным пособием здесь выступает JPMorgan. Будучи крупнейшим банком США по объему активов (3,38 трлн долларов), за минувший год он не смог удержать выручку в розничном сегменте — она снизилась до 51,2 млрд долларов против 55,13 млрд в 2019-м. А вот CIB-сегмент (корпоративно-инвестиционный бизнес) принес банку 49,28 млрд долларов дохода против 39,28 млрд в 2019 году. Управление активами тоже подросло. Выручка JPMorgan в целом выросла до 122,92 млрд долларов в ушедшем году против 118,46 млрд в 2019-м. Таким образом, потеряв в традиционно банковских сегментах, банк «выиграл на рынке».
Goldman Sachs отрапортовал о 12,08 доллара прибыли на акцию, а выручка холдинга составила 11,74 млрд долларов в четвертом квартале 2020-го. Консенсус-прогноз по этим показателям ожидался на уровне 7,33 доллара и 9,88 млрд долларов соответственно. За весь год выручка Goldman Sachs составила 44,56 млрд долларов. При этом инвестиционный банкинг заработал 9,42 млрд долларов, на 24% больше, чем в 2019-м.
Даже лучше коллег выглядит Morgan Stanley: он показал за 2020 год рекордную годовую выручку в размере 48,2 млрд долларов. Это целиком заслуга инвестиционного банкинга: соответствующие доходы выросли на 46% только за четвертый квартал 2020 года. Такой рост — результат того, что Morgan Stanley обслуживал сделки слияния и поглощения, а также отлично заработал на буме IPO. Подразделение Morgan Stanley по управлению активами увеличило выручку на 24%, частично благодаря завершенному приобретению крупного брокера E*Trade.
Чуть иная история у Bank of America, Wells Fargo и Citi, которые занимаются традиционным банковским бизнесом и не имеют таких мощных инвестподразделений. Так, по BofA аналитики ожидали 0,54 доллара на акцию и выручку 20,56 млрд долларов за последний квартал 2020-го; доход на акцию в этом банке составил 0,59 доллара, а вот квартальная выручка подкачала — 20,1 млрд долларов. Сходная картина у Wells Fargo: прибыль на акцию за квартал вышла лучше ожиданий — 0,64 доллара на бумагу против прогноза 0,6 доллара. Но вот бизнес Wells Fargo стагнирует: по квартальной выручке аналитики ожидали показателя 19,34 млрд долларов, однако получилось всего 17,93. Такая же ситуация у Citigroup. Чистая прибыль за весь год составила 11,37 млрд долларов. Это заметно хуже, чем годом ранее (19,4 млрд долларов) при сравнимой годовой выручке (74,29 млрд в 2020-м против 74,27 млрд долларов в 2019-м).
С надеждой на инфляцию
Долгое время акции банков находились на рынке в лучшем случае на вторых ролях. Безусловно, многие крупные и средние игроки держали пакеты этих бумаг в портфелях, однако от них ничего особо не ожидали. Всех затмевали FAANG (технологические гиганты Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Apple, Amazon Netflix, Google), хайповые компании вроде Tesla и Zoom или, как в прошлом году, акции биофармацевтических компаний. Причины на поверхности: эпоха сверхнизких ставок сжала маржу банков, сделав их менее привлекательными, а денежные вливания, неизбежно оказавшиеся на рынке, сделали разницу в темпах роста «популярных» и «непопулярных» акций слишком большой.
Теперь ситуация разворачивается в обратную сторону. «Техи» и «фармацевты», по оценкам аналитиков, уже слишком дороги, успехи вакцин, даже гипотетические, уже заложены в цену акций, к тому же перегретый рынок только и ждет повода скорректироваться. Причем в качестве триггера может выступить любое событие. Другое дело акции банков. Массовых дефолтов и списывания миллиардов, чего многие опасались, в первом-втором кварталах прошлого года не произошло и, видимо, уже не произойдет.
«В разгар кризиса финансовая устойчивость банков в большинстве своем заключается в темпах и возможностях формирования резервов под кредитные убытки, с чем банки справились отлично» — так оценивает прошлый год для американского банковского сектора директор аналитического департамента компании «Фридом финанс» Вадим Меркулов. Как он объясняет, введенная ФРС программа модификации кредитов позволила банкам не рассматривать многие кредиты как просроченные, что сыграло на руку финансовым институтам. «Исторически дефолты по кредитам демонстрировали рост по окончании кризиса, что может произойти и в этот раз, но мы считаем, что банки хорошо капитализированы и инвесторам не стоит ожидать повторения 2008 года», — прогнозирует Вадим Меркулов. А раз проблем не ожидается, значит, недооцененные акции становятся только перспективнее.
«Как с точки зрения фундаментального анализа, так и средних рыночных мультипликаторов за последние пять лет акции банков остаются перепроданными и сохраняют потенциал роста. Возобновившийся рост доходностей по долгосрочным государственным облигациям США сигнализирует о восстановлении чистой процентной маржи банков, которая, по нашему мнению, достигла плато в третьем квартале 2020 года. Непроцентный доход также показывает уверенный рост на фоне повышенной активности на рынках капитала», — подытоживает аналитик.
Примерно такую же оценку дает и Алексей Каминский: «Являются ли [акции банков США] привлекательными инвестициями? Да. Другое дело, что ожидать от них роста в 20–30 процентов стоимости в ближайшее время не стоит, после ралли следует ожидать некоего периода спокойствия. Но в условиях растущего цикла и восстанавливающийся экономики они будут показывать себя очень хорошо, как минимум до середины нового цикла».
Добавим, что, если прогноз о росте инфляции в США сбудется и ставки развернутся в сторону роста, это может повысить маржу банков, и они вздохнут свободнее.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl