Русский Голливуд: кто покорял страну грез до Кантемира Балагова
Сильвестр Сталлоне, Анджелина Джоли и Джулиана Мур – в картинах режиссеров из России.
Сергей Эйзенштейн и «Американская трагедия»
В 1930 году компания Paramount Pictures заключила с режиссером «Броненосца «Потемкина» контракт на голливудскую экранизацию романа «Американская трагедия». К тому моменту автор текста Теодор Драйзер и Эйзенштейн были знакомы: во время поездки в Советский Союз в 1927 году американец видел работы режиссера и теперь был рад решению Paramount – привлечь к съемкам русского, уже два года путешествующего на Западе и изучающего звуковое кино. «Я впечатлен его желанием правдиво изображать в своих фильмах реальную жизнь, – писал Драйзер в дневниках. – В своих романах я стараюсь делать то же самое».
В готовом сценарии Эйзенштейна впервые в истории была представлена сцена внутреннего монолога героя, а вина за убийство Роберты Олден со слабовольного Клайда неожиданно переносилась на устройство жизни и американский идеал общественного процветания. Драйзер был в восторге от сценария, но Paramount решили расторгнуть контракт с Эйзенштейном уже после первой читки: продюсеры сомневались в коммерческом успехе будущей картины. В 1930 году сценарист Дэвид Селзник писал:
«Работа Эйзенштейна – самый трогательный сценарий из всех, что я читал в своей жизни. Но когда я осилил этот текст, то был так подавлен, что потянулся за бутылкой бурбона.
Это мученическая история. На то, чтобы стать успешной коммерчески у нее есть один шанс из ста. Не уверен, что Paramount имеет право рисковать, когда речь идет о таком культовом проекте, тем более – во времена Великой депрессии. Продвижение искусства в кино – это все же не наша задача. Два миллиона молодых американских граждан не захотят два часа подряд пребывать в состоянии стресса».
Кроме этого, как замечал адвокат Paramount в судебном иске «Драйзер против Paramount Corporation», поданном американским писателем после расторжения договора с Эйзенштейном, «сценарий советского режиссера претендовал на сорок катушек с пленкой, тогда как стандартная картина едва занимает девять; выпускать такой фильм было бы непрактично». Иск Драйзера был отклонен, а новым режиссером «Американской трагедии» стал Джозеф фон Штернберг.
Андрей Кончаловский и «Танго и Кэш»
В 1988 году режиссер Андрей Кончаловский проходил курс лечебного голодания в Германии, когда на том конце трубки не раздался голос его агента. «Слушай меня с таким вниманием, с каким никогда не слушал», – говорит агент. На руках у него был контракт на съемку первого в карьере Кончаловского голливудского фильма, заказанного Warner Bros. «Танго и Кэш» – история о двух полицейских-отличниках, которых решает подставить мафия. В главных ролях – Сильвестр Сталлоне и Курт Рассел.