Леонид Роберман о миссии театрального продюсера

ЭкспертКультура

Леонид Роберман: «Всё настоящее рождается вопреки обстоятельствам»

Создатель независимого театра — агентства «Арт-Партнер» рассказывает о работе с режиссером Дмитрием Крымовым, о миссии театрального продюсера и о том, почему нужно закрыть театры, у которых нет идеи и лидера

Вячеслав Суриков

Театральный продюсер Леонид Роберман

В пространстве Музея Москвы — новый продюсерский проект Леонида Робермана: спектакль Дмитрия Крымова «Двое». В новой постановке режиссер рассказывает свою версию истории встречи двух актеров, Соломона Михоэлса и Чарли Чаплина, которая и в самом деле состоялась в начале сороковых годов прошлого века. «Двое» — третья совместная работа Робермана и Крымова, которой предшествовали «Безприданница» и «Борис». Созданное Леонидом Роберманом агентство «Арт-Партнер» уже четверть века выпускает спектакли с ведущими российскими актерами и режиссерами.

«Эксперт» поговорил с продюсером о том, как возникают и реализуются проекты в независимом театре.

— С вашей точки зрения, почему сейчас, не раньше и не позже, так ярко раскрылся творческий потенциал Дмитрия Крымова?

— Я думаю, что долгое время он был заложником лаборатории, которую сам создал. Пространство театра «Школа драматического искусства» предполагает экспериментальную работу. И там те спектакли, которые появились потом, не могли бы появиться. Просто не могли. Только в тот момент, когда связь была разорвана и он ушел из театра, он перестал быть заложником данного себе слова — работать только с этими людьми, по большей части своими учениками. Он обрел другое пространство, других артистов. Он жил в замкнутом мире, пространства которого до определенного момента было достаточно, зная, что есть иной мир. Человек жил у озера, и каким бы большим оно ни было, это всего лишь озеро, а есть море, есть океан. И он вышел в этот океан. При том что он давно умел плавать. Он давно знал, какой может быть эта вода, но нужно было ее достичь.

— В чем заключается миссия театрального продюсера?

— Реализовывать совместно с режиссером творческие идеи, какими бы объемными и сумасбродными они не казались на первый взгляд. В один из моментов работы над «Борисом», Крымов мне сказал: «Кроме “Бориса”, у меня сейчас ничего нет». Я этому не обрадовался. Мне стало очень тревожно, мне стало страшно. Я осознал всю степень ответственности, что с этого корабля мне никуда не деться. Я никуда не смогу уйти, мы должны сделать этот спектакль. В тот момент я был тем самым человеком, от которого во многом зависел не столько спектакль «Борис», сколько то, как будет, может быть, развиваться в дальнейшем жизнь самого режиссера. Впрочем, и я тогда еще не понимал, что и моя судьба в этот момент тоже решалась и определялась.

И для меня этот спектакль стал поворотным. Я понял, что больше не могу и не хочу заниматься тем, чем занимался до этого. Есть лодка с веслами, а есть парусник, который дает тебе совершенно другое ощущение, на нем ты совершаешь другое плавание. Я познал, что такое плыть под парусами, и начал заниматься тем, чем не занимался всю жизнь: ввязываться в авантюры. Авантюры — это история, предполагающая определенный риск и не обреченная изначально на успех. И чаще всего шансов не выбраться или закончить не так, как хотелось бы, значительно больше. Но другое мне уже перестало быть интересно, поэтому появились спектакли, в которых я очень сильно рисковал. Последним из них был спектакль «Смерть Тарелкина» Оскараса Коршуноваса, который мы поставили в театре «Балтийский дом» в Петербурге. Это был мой первый совместный проект с немосковским театром. Это была моя первая работа с Сергеем Шубом, бессменным руководителем театра «Балтийский дом». И это была увлекательнейшая работа с Оскарасом Коршуновасом. С режиссером, чьи спектакли девять раз были представлены в основной программе Авиньонского фестиваля.

В мире нет другого режиссера, чьи спектакли так часто включали бы в программу самого престижного мирового фестиваля. Это человек космического уровня. Для меня это, если говорить о тех, кто жив сейчас, уровень Туминаса. Это высочайшего уровня люди. И это те, ради кого имеет смысл заниматься театром, вкладывать деньги, время, силы, здоровье и рисковать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ELLE Тренд ELLE Тренд

Илона Столье — о двойных стандартах инстаграма и любви к обнаженному телу

Elle
Subaru Outback. Куда же без подвоха Subaru Outback. Куда же без подвоха

Новый Subaru Outback похож на предыдущий и внешне, и по ощущениям

4x4 Club
Можно помедленнее? Можно помедленнее?

Slow sex («медленный секс»). Точно стоит попробовать, если есть время и силы

Cosmopolitan
«Моя девушка моется раз в две недели, поэтому я сплю отдельно» «Моя девушка моется раз в две недели, поэтому я сплю отдельно»

Мужчина лишь после переезда узнал о странных гигиенических привычках подруги

Psychologies
Золотая лихорадка Золотая лихорадка

Что такое моделинг в Китае

Vogue
Водородный разворот: ближайшее будущее нового топлива Водородный разворот: ближайшее будущее нового топлива

Как устроена водородная энергетика и чем «водоробус» лучше электробуса

Популярная механика
«У нас есть план А, план Б и план Х» Юлия Пересильд — о съемках в космосе «У нас есть план А, план Б и план Х» Юлия Пересильд — о съемках в космосе

Юлия Пересильд рассказывает, как готовится к полету на МКС

РБК
Вредные советы для предпринимателей: как попросить денег на стартап Вредные советы для предпринимателей: как попросить денег на стартап

Прочитайте эти советы для привлечения денег в стартап и сделайте наоборот

Forbes
«Я больше не боюсь ездить в лифте»: как гипноз спасает от панических атак «Я больше не боюсь ездить в лифте»: как гипноз спасает от панических атак

Как работает гипноз и может ли он действительно помочь?

Psychologies
«Советский Союз часто называют “империей наоборот”» «Советский Союз часто называют “империей наоборот”»

Нельзя говорить, что Советский Союз был «тюрьмой народов» и поэтому развалился

Эксперт
Археологи нашли погребение алеманнского всадника с вооружением и гребнем из слоновой кости Археологи нашли погребение алеманнского всадника с вооружением и гребнем из слоновой кости

Археологи обнаружили в Баварии два погребения алеманнов VI века нашей эры

N+1
Явление кракена Явление кракена

Не все персонажи средневековых бестиариев относятся лишь к сфере мифологии

Вокруг света
Монополия на насилие. Почему запрет «Мужского государства» не имеет ничего общего с защитой женщин Монополия на насилие. Почему запрет «Мужского государства» не имеет ничего общего с защитой женщин

Государство хочет сохранить монополию на насилие?

СНОБ
Ученые опознали глубоководных монстров Ученые опознали глубоководных монстров

На стадии личинок сложно понять, каким вырастет животное

National Geographic
Теплое местечко Теплое местечко

Электрические и водяные полы, что это – блажь или умное вложение?

Лиза
Итого Итого

Как подсчитать свою личную инфляцию

Лиза
Сильная & смелая Сильная & смелая

Столкнувшись с насилием, важно найти в себе силы вернуться к достойной жизни

Домашний Очаг
«С нуля до профи» «С нуля до профи»

Какие знания и умения необходимы лидеру для проведения ESG-трансформации

РБК
5 неочевидных симптомов варикоза 5 неочевидных симптомов варикоза

Какие симптомы предупреждают о варикозе?

Лиза
Гайд по экранам ноутбуков: что важно знать Гайд по экранам ноутбуков: что важно знать

Мы собрали для вас краткий гайд, который поможет разобраться в типах дисплеев

CHIP
«Движовый» регион для самого молодого губернатора «Движовый» регион для самого молодого губернатора

Как Калининградская область и Антон Алиханов понравились друг другу

Эксперт
15 мыслей Игоря Бутмана 15 мыслей Игоря Бутмана

Игорь Бутман — о возрасте, тишине, кино и Моргенштерне

GQ
Жаркое из печеной тыквы с ореховой дуккой Жаркое из печеной тыквы с ореховой дуккой

Жаркое, которое порадует не только вегетарианцев!

Weekend
Стас Круглицкий: «Я не политик, мне нечего волноваться» Стас Круглицкий: «Я не политик, мне нечего волноваться»

Блогер Стас Круглицкий рассказал о том, планирует ли он стать музыкантом

ЖАРА Magazine
И это красиво: знаменитости, женившиеся на девушках с физическими недостатками И это красиво: знаменитости, женившиеся на девушках с физическими недостатками

Любви покорно многое и неважны никакие предрассудки

Cosmopolitan
Карина Андоленко: «Самоирония спасает в любой ситуации» Карина Андоленко: «Самоирония спасает в любой ситуации»

Карина Андоленко об испытаниях, о своем трудоголизме и правильном восстановлении

Здоровье
Вратарь против империи Пабло Эскобара: как Рене Игита ввязался в междоусобицы двух картелей и пострадал Вратарь против империи Пабло Эскобара: как Рене Игита ввязался в междоусобицы двух картелей и пострадал

Как голкипер Колумбии ввязался в междоусобицах двух наркобаронов

Esquire
Корабль с Юлией Пересильд и Климом Шипенко пристыковался к МКС Корабль с Юлией Пересильд и Климом Шипенко пристыковался к МКС

Стыковка корабля с Юлией Пересильд прошла не без проблем

National Geographic
Беата Маковская. Одесский дворик Беата Маковская. Одесский дворик

Беата Маковская: «Я не думала, что после «Ликвидации» проснусь знаменитой»

Коллекция. Караван историй
Телескоп Джеймса Уэбба прибыл на космодром, где состоится его запуск на орбиту Телескоп Джеймса Уэбба прибыл на космодром, где состоится его запуск на орбиту

16-дневное морское путешествие преемника «Хаббла» закончилось

National Geographic
Открыть в приложении