Когда заглохнет трактор и остановится комбайн

В отрасли автомобильной и сельскохозяйственной техники разворачивается кризис

ЭкспертБизнес

Когда заглохнет трактор и остановится комбайн

Производители автомобильной и сельскохозяйственной техники говорят, что в отрасли разворачивается кризис. Причем спровоцирован он действиями государства. Впрочем, оно же может принять меры для оздоровления ситуации

Николай Ульянов

В конце минувшей недели на Петербургском тракторном заводе, который входит в объединение «Кировский завод», было запущено производство нового поколения тракторов серии К-7. Модернизированный «Кировец» получил обновленный силовой агрегат, дизайн, повышающий комфорт и обзорность, улучшенную шумоизоляцию кабины и ряд других усовершенствований.

Надо сказать, что это одна из редких положительных новостей из этого сектора машиностроительной отрасли за последнее время.

Докатились до кризиса

В начале июля АвтоВАЗ на два дня остановил производство автомобилей на обеих своих площадках — в Тольятти и Ижевске. Причина, как утверждают в автоконцерне, — срыв поставок автокомпонентов нижегородской ГК «Автокомпонент». В свою очередь, прекращение отгрузки произошло из-за того, что стороны не смогли с октября прошлого года договориться о цене на комплектующие. Как заявляли в «Автокомпоненте», «существующий уровень цен не позволяет покрывать расходы, связанные с производством комплектующих и их поставкой на конвейер АвтоВАЗа». В итоге поставки все-таки были возобновлены, причем, как сообщил АвтоВАЗ, на прежних условиях, без изменения цены на комплектующие. При этом президент компании Ив Каракатзанис в беседе с журналистами отметил, что АвтоВАЗ готов обсуждать условия сотрудничества с этим поставщиком.

Для «Автокомпонента» АвтоВАЗ — самый крупный потребитель: в его адрес отгружается более половины произведенной продукции. Это, очевидно, позволяет автоконцерну иметь более выгодную переговорную позицию и диктовать свои условия поставщику. Так, по словам губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, «в контрактах о поставке комплектующих на ВАЗ четко указано: даже если стороны не договорились об изменении цены, — а изменение фиксируется соглашением двух сторон, — в контрактах написано (по моей информации), что отгрузка продолжается, это обязанность поставщика». Возможно, именно этот пункт и стал причиной того, что поставки были возобновлены. Однако проблемы у производителя комплектующих, поскольку изменения цены не произошло, остаются. Впрочем, и АвтоВАЗ можно понять: в условиях падающего рынка он пытается выжать максимум из своих поставщиков, чтобы самому оставаться на плаву.

А рынок автомобилей падает, и падает серьезно. Это отражается в материалах всех крупных агентств, анализирующих его состояние.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих машин (LCV) упали в мае на 6,7% относительно мая прошлого года, а в июне — на 3,3%. Всего же по итогам шести месяцев снижение составило 2,4%.

Аналитическое агентство «Автостат» отмечает, что в мае объем рынка новых грузовых автомобилей в России сократился на 17,8% по сравнению с маем прошлого года, а по итогам пяти месяцев — на 5,1%.

Эксперты АСМ-холдинга сообщают, что в мае продажи новых автотранспортных средств в России, по данным регистраций, упали на 18,3%, по итогам пяти месяцев сокращение составило 4,7%.

Наибольшее падение за пять месяцев, по данным АСМ-холдинга, показали автобусы (10,6%), следом идут легкие коммерческие автомобили, включая грузовые автомобили категории N1 и автобусы категории M2 (8,6%), ненамного «отстали» пикапы (7,9%), в следующей строке грузовые автомобили (5,8%) и замыкают этот антирейтинг легковые автомобили, в секторе которых снижение составило 4,3%.

Столь неутешительные итоги работы и, как выяснилось, столь же неутешительные прогнозы стали причиной того, что в конце июня крупнейшие автопроизводители и дилеры в лице ассоциации РоАД собрали пресс-конференцию, где рассказали о том, что происходит на рынке, что стало причиной этого и что нужно предпринять для выправления ситуации.

Представитель группы ГАЗ — директор по продажам и маркетингу дивизиона легких коммерческих автомобилей Олег Марков — поделился прогнозом, что по итогам года рынок LCV снизится на 12%. Вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Ян Птачек сообщил, что компания пересмотрела свой прогноз по России в худшую сторону — с 1,9 млн примерно до 1,7 млн проданных по итогам 2019 года машин, что соответствует падению рынка более чем на 10%.

Такого же сокращения рынка ждет и глава Ассоциации дилеров Олег Моисеев.

Что касается рынка тяжелых грузовиков, то здесь главный российский игрок — КамАЗ. И его руководство тоже настроено пессимистично. Заместитель генерального директора компании по продажам и сервису Сергей Афанасьев сообщил, что КамАЗ вновь понизил прогноз по продажам в России грузовиков полной массой 14–60 тонн с 58 тыс. до 52 тыс. штук. Ранее, в начале июня, генеральный директор компании Сергей Когогин сообщал о снижении прогноза с 66 тыс. до 58 тыс. штук. То есть суммарно прогноз понижен в этом сегменте более чем на 25%.

А по итогам годового собрания акционеров КамАЗа, где, кстати говоря, впервые за последние несколько лет владельцам акций было предложено отказаться от дивидендов, Сергей Когогин, комментируя ситуацию на автомобильном рынке, и вовсе заявил, что «положение вызывает у нас большую тревогу, и очень не хотелось бы свалиться на позиции 2008 года».

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мировой автопром рулит в кризис Мировой автопром рулит в кризис

Продажи автомобилей в России после двухлетнего роста вновь начали снижаться

Эксперт, август'19
Люди будущего Люди будущего

Когда-то войны шли за ресурсы, сейчас бьются за инновации

Вокруг света, август'19
Папа перуанцев Папа перуанцев

Картофельный салат кауса для перуанца — все равно что оливье для россиянина

Вокруг света, август'19
Третий не лишний? Третий не лишний?

Правда ли, что Марго Робби ждет ребенка?

Grazia, июль'19
В островном ты права В островном ты права

Путешествие мечты на самые красивые острова земли

Cosmopolitan, август'19
Ни пуха ни пера Ни пуха ни пера

Зачем в современном аэропорту Домодедово используются хищные птицы

Вокруг света, август'19
Чем привлекают турецкие отели D-Resort Goсek и D Maris Bay Чем привлекают турецкие отели D-Resort Goсek и D Maris Bay

Два живописных курорта полуострова Датча предлагают гостям отдых на любой вкус

РБК, июль'19
Я наберу Я наберу

Шамиль Идиатуллин как никто другой умеет совмещать вымысел с правдой

Esquire, август'19
7 мудрых рекомендаций тем, кто хочет заняться любовью стоя 7 мудрых рекомендаций тем, кто хочет заняться любовью стоя

Как правильно заниматься любовью стоя

Men’s Health, июль'19
Не ленитесь, если хотите сохранить чувства Не ленитесь, если хотите сохранить чувства

Узнайте, в чем секрет крепкой привязанности

Psychologies, август'19
Как носить пиджак с джинсами Как носить пиджак с джинсами

Рассказываем (и показываем), как соединить вещи из разных вселенных

GQ, июль'19
На Reddit нашли доказательства, что *** (спойлер) не погиб в финале «Очень странных дел» На Reddit нашли доказательства, что *** (спойлер) не погиб в финале «Очень странных дел»

И тогда это будет клиффхэнгер, которому позавидовал бы даже Джон Сноу!

Maxim, июль'19
8 глянцевых обложек, которые повторили через много лет 8 глянцевых обложек, которые повторили через много лет

Восемь самых удачных ремейков известных обложек

РБК, июль'19
Алкогений: Раймонд Чандлер Алкогений: Раймонд Чандлер

«Когда я пьян, от меня пахнет дохлыми жабами»

Maxim, июль'19
Как Марракеш становится столицей творчества Как Марракеш становится столицей творчества

О жизни и работе в североафриканском креативном оазисе

Vogue, июль'19
Анна Невская: Каблуки теперь ношу только на съемках Анна Невская: Каблуки теперь ношу только на съемках

Она очень разная — нежная и жесткая, смешливая и серьезная

Добрые советы, август'19
#прохобби: цифровой консалтинг и плавание Антона Шапоренко #прохобби: цифровой консалтинг и плавание Антона Шапоренко

Креативный директор компании AIC — о цифровизации бизнеса в России

РБК, июль'19
Диванные эксперты Диванные эксперты

Почему люди по-прежнему верят в магию чудо‑швабр

GQ, август'19
В мужскую моду вернулся секс В мужскую моду вернулся секс

Но это не значит, что вы должны одеваться как мачо

GQ, июль'19
Зачем слушать аудиосериал «Пост» Дмитрия Глуховского? Зачем слушать аудиосериал «Пост» Дмитрия Глуховского?

Дмитрий Глуховский рассуждает о грехах и учится быть диктором

GQ, июль'19
Погода в доме Погода в доме

Катерина Погодина 18 лет работает в корпорации Johnson & Johnson

Cosmopolitan, август'19
#ПетербургБудущего #ПетербургБудущего

Александр Шавлиашвили о первой в Петербурге реконструкции исторического рынка

Собака.ru, июль'19
Натали: «Когда муж узнал, что я беременна, сделал круглые глаза: «Откуда?!» Натали: «Когда муж узнал, что я беременна, сделал круглые глаза: «Откуда?!»

Певица откровенно о принятии своего тела, депрессиях и внутренних кризисах

StarHit, июль'19
ЦБ ставит на плавность ЦБ ставит на плавность

Ключевая ставка снижена в полном соответствии с ожиданиями рынка

РБК, июль'19
Годжи мой! Годжи мой!

Почему миндальное молоко, ягоды годжи и безглютеновые хлебцы нас не спасут?

Собака.ru, июль'19
Если гора не идет Если гора не идет

Мы предлагаем тебе заняться скалолазанием в скромных и приятных условиях

Men’s Health, август'19
Раскопанные связи Раскопанные связи

Что Иван Голунов и российские журналисты выяснили о похоронном бизнесе в столице

РБК, июль'19
Уловить общую картину мира Уловить общую картину мира

Всё в мире взаимосвязано, даже если мы этого на первый взгляд не замечаем

Наука и жизнь, февраль'19
«У нас депрессия не попадает в отчетность» «У нас депрессия не попадает в отчетность»

Психические расстройства скоро станут самыми распространенными заболеваниями

Огонёк, июль'19
Культурные события июля Культурные события июля

Театральные премьеры, концерты и, разумеется, фестивали

РБК, июль'19