Китайцы на электродвигателях

Китай верит в электромобили: их производят уже почти 500 компаний страны

ЭкспертСтиль жизни

Китайцы на электродвигателях

Китай продолжает верить в электромобили: их производят уже почти 500 компаний страны. Продажи бьют рекорды, но участники рынка опасаются скорого схлопывания. В живых могут остаться только крупные производители

Заур Мамедьяров

После десятилетий попыток построить конкурентный автопром Китай, похоже, окончательно переключился на электромобили. Именно в них власти страны видят решение экологических проблем, путь к снижению импорта нефти и развитию высокотехнологичной промышленности. На стороне китайцев дешевое электричество, зрелая производственная база, удачные совместные предприятия с мировыми лидерами и, конечно, особая поддержка со стороны государства. В планах правительства сделать Китай глобальным лидером на этом, как они считают, рынке будущего. Но даже если мировое автомобилестроение и встанет на путь «электричества», в Китае спешат: рынок перегрет, эксперты предупреждают о растущем пузыре, который может лопнуть в случае серьезного сокращения господдержки.

Бум электромобилей

В середине апреля в Китае открылся 18-й Шанхайский международный автосалон (Auto Shanghai 2019). Особое место на выставке заняли электрокары: более 20 брендов представили свои электрические модели — от кроссоверов до компактных эконом-вариантов. Всего в Китае сегодня зарегистрировано 486 производителей электрокаров — втрое больше, чем два года назад. Возникает вопрос: насколько велик в стране реальный спрос на электрокары?

Один из посетителей выставки, сорокапятилетний Джим Вей, поделился своим опытом: «Они экологически чистые и экономят деньги. У меня дома есть специальная розетка, и каждая зарядка стоит всего 30 юаней (280 рублей. — “Эксперт”). Моя жена работает недалеко от дома, поэтому заряжает машину только раз в две недели. Но я заряжаю ее каждый день».

Примечательно, что на новом рынке конкурируют компании самого разного профиля: традиционные автопроизводители, стартапы, интернет-компании и даже застройщики недвижимости. По данным немецкого некоммерческого Центра солнечной энергетики и водородных исследований в Баден-Вюртемберге (ZSW), в 2018 году продажи электромобилей в Китае выросли вдвое по сравнению с 2017 годом и превысили 1,2 млн единиц. Это означает, что в 2018 году на Китай пришлось 50% всех мировых продаж электрокаров. На втором месте по продажам — США (360 тыс. единиц за 2018 год). Общемировой парк электромобилей насчитывает 5,6 млн единиц, из них 2,6 млн принадлежат китайским автомобилистам и автопаркам.

Несмотря на рост продаж, электрокары в Китае занимают пока небольшую долю автомобильного рынка. По информации Китайской ассоциации автопроизводителей, в 2018 году на электромобили пришлось 4% всех продаж автомобилей в стране. В ассоциации считают, что в 2019-м продажи достигнут 1,6 млн единиц, а к 2025 году, по плану правительства Китая, годовые продажи «новых энергетических автомобилей» (к этой категории в Китае относят не только электромобили на батареях, но и электромобили-гибриды с подзарядкой от сети и автомобили на топливных элементах) должны достигнуть семи миллионов единиц, что эквивалентно 20% всего автомобильного рынка Китая. Для производства такого количества электромобилей не нужны все 486 китайских производителей (число которых, вероятно, продолжит расти): при подобном планировании на каждого автопроизводителя придется около 14 тыс. электрокаров в год — слишком мало, чтобы выйти на прибыльность. Недостаточный спрос приведет к тому, что выжить смогут только наиболее крупные производители, а небольшие стартапы исчезнут.

Правительство начинает экономить

Стремительный рост рынка электрокаров в Китае во многом был связан с масштабной господдержкой. В 2016 году правительство Китая ввело программу субсидий для производителей электромобилей, которая позволяла им держать цены на сравнительно невысоком уровне, но не так давно, в марте, субсидии урезали вплоть до 50%. Если раньше субсидия на автомобиль с запасом хода без дозаправки более 400 км составляла 50 тыс. юаней (7500 долларов), то теперь она уменьшилась до 25 тыс. юаней (3700 долларов). Кроме того, был поднят нижний порог для автомобилей, которые могут претендовать на субсидии: по новым правилам запас хода без дозаправки должен составлять не менее 250 км, а не 150 км, как раньше. Правительство предупредило, что планирует и дальше урезать субсидии и полностью отменить их после 2020 года. Как заявили в министерстве финансов Китая, эта мера призвана подстегнуть

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Реинвестируй это Реинвестируй это

Элита обеспечивает стратегическое развитие любой страны мира

Эксперт, апрель'19
Факторы экономии Факторы экономии

Новые летние шины Continental

АвтоМир, май'19
Берегите друзей Берегите друзей

Их разделяют сотни тысяч рублей, но философия у Lada 4x4 и Renault Duster схожая

АвтоМир, апрель'19
Электрика вызывали? Электрика вызывали?

Мотоциклетные марки сдаются на милость электромобильности одна быстрее другой

Robb Report, апрель'19
Головин, «Рамзес», Капризов: самые перспективные спортсмены и киберспортсмены моложе 30 лет Головин, «Рамзес», Капризов: самые перспективные спортсмены и киберспортсмены моложе 30 лет

Номинанты в новый рейтинг Forbes «30 до 30»

Forbes, апрель'19
44 размер человечности 44 размер человечности

Почему «Ангару спасения» так сложно спасать людей

Русский репортер, апрель'19
MIT прекращает работать с китайскими Huawei и ZTE из-за подозрений в кибершпионаже MIT прекращает работать с китайскими Huawei и ZTE из-за подозрений в кибершпионаже

Один из главных университетов США прекращает все связи с Huawei и ZTE

Forbes, апрель'19
25 все еще (почему-то) крутых вещей 25 все еще (почему-то) крутых вещей

В этом переменчивом мире есть вещи и люди, которые забыли выйти из моды

Maxim, май'19
«Нам не нужны роботы»: миллиардер Вадим Мошкович рассказал, для кого он открыл школу «Летово» «Нам не нужны роботы»: миллиардер Вадим Мошкович рассказал, для кого он открыл школу «Летово»

Интервью с миллиардером Вадимом Мошковичем в открытой им школе «Летово»

Forbes, апрель'19
Не спать! Растворимый кофе: польза и вред Не спать! Растворимый кофе: польза и вред

Все еще предпочитаешь порошковый аналог настоящему кофе?

Лиза, апрель'19
Лучший способ заработать по знаку зодиака Лучший способ заработать по знаку зодиака

Деньги в жизни, конечно, не главное, но только если они есть

Лиза, апрель'19
«Из ничего истерику закатили, балаболы»: Виктор Линник и Вадим Дымов о запрете на ввоз хамона и пармезана в Россию «Из ничего истерику закатили, балаболы»: Виктор Линник и Вадим Дымов о запрете на ввоз хамона и пармезана в Россию

Виктор Линник и Вадим Дымов о запрете на ввоз мясо-молочной продукции

Forbes, апрель'19
Анатомия компакта Анатомия компакта

Мы начинаем длительный тест-драйв Hyundai Creta

4x4 Club, май'19
Все равно «Депо» Все равно «Депо»

Фудмолл «Депо» претендует на то, чтобы стать центром общественной жизни

Эксперт, апрель'19
8 исторических тайн, которые до сих пор никто не может раскрыть 8 исторических тайн, которые до сих пор никто не может раскрыть

От древнего манускрипта на неизвестном языке до исчезнувшего острова

Playboy, апрель'19
Только по подписке Только по подписке

Инстаграмеры и ютюберы крепко закрепились в информационном пространстве

Elle, май'19
Все будет хорошо Все будет хорошо

Как избавиться от тревожных мыслей и начать получать удовольствие от жизни

StarHit, апрель'19
Театр Сатира Театр Сатира

Главный редактор Esquire и YouTube-пародист Satyr препарируют современный юмор

Esquire, апрель'19
Что мы получаем и теряем в городах Что мы получаем и теряем в городах

Жизнь в городе требует компромиссов

National Geographic, май'19
Как из автомата сделать конфетку: проект модернизации А.К. Как из автомата сделать конфетку: проект модернизации А.К.

Подход к тюнингу автомата Калашникова сильно отличается от тюнинга СВД

Популярная механика, апрель'19
13 типов лайков в Instagram — от дружеского до вынужденного 13 типов лайков в Instagram — от дружеского до вынужденного

Каждый лайк в инстаграме поддается классификации

Playboy, апрель'19
Биография Сталина, мемуары генерала КГБ и история либерализма. Книги, которые советует Чубайс Биография Сталина, мемуары генерала КГБ и история либерализма. Книги, которые советует Чубайс

Глава «Роснано» Анатолий Чубайс назвал топ-10 книг, запомнившихся ему

Forbes, апрель'19
Не только Азия Не только Азия

Мотор-шоу в Шанхае и выставка в Нью-Йорке в этом году идут одновременно

АвтоМир, апрель'19
ООН собирается построить плавучий город будущего ООН собирается построить плавучий город будущего

Концепция плавучего мегаполиса

Популярная механика, апрель'19
Особенности воспитания девочек: что тебе нужно знать (рассказывает психолог) Особенности воспитания девочек: что тебе нужно знать (рассказывает психолог)

Каждая мама иногда думает, что неправильно воспитывает ребенка

Лиза, апрель'19
МТС присмотрела кино на свой вкус МТС присмотрела кино на свой вкус

Оператор «большой тройки» начал переговоры о покупке ivi.ru

РБК, апрель'19
Самая выдающаяся личность XX века: что нужно знать об Алане Тьюринге Самая выдающаяся личность XX века: что нужно знать об Алане Тьюринге

Чего вы еще не знали об Алане Тьюринге

Популярная механика, апрель'19
«Смерть ребенка: горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни» «Смерть ребенка: горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни»

Как смириться с утратой ребенка и найти в себе силы жить дальше

Psychologies, апрель'19
Неверность партнера: какие могут быть причины? Неверность партнера: какие могут быть причины?

Какие невидимые причины могут скрываться за неверностью партнера

Psychologies, апрель'19
В Кремль пронесли стальные аргументы В Кремль пронесли стальные аргументы

Российский бизнес предложил ввести режим свободной торговли с Турцией

РБК, апрель'19