В «Тольятти» инвесторов привлекает готовность помочь в решении разных вопросов

ЭкспертБизнес

Каждому резиденту — индивидуальное решение

Записала Виктория Безуглова

Генеральный директор АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» Сергей Андреев: «В основе нашей стратегии — создание условий для комфортной работы резидентов из разных отраслей промышленности, привлечение инвесторов, отечественных и зарубежных»

В ОЭЗ «Тольятти» наряду с налоговыми льготами, качественной инфраструктурой и доступными коммунальными тарифами инвесторов привлекает сервис управляющей компании, готовой помочь в решении самых разных вопросов. Рассказывает генеральный директор Сергей Андреев.

— Сергей Игоревич, какие задачи ставились перед проектом ОЭЗ и какие результаты достигнуты?

— Мировой экономический кризис 2008 года сильно ударил по отечественному автопрому: ограничение банками объемов кредитования дилеров и конечных потребителей и опасения покупателей привели к резкому спаду продаж автомобилей АвтоВАЗа. В тот период правительство Самарской области и федеральные структуры предприняли беспрецедентные меры по финансовому и организационному спасению предприятия и автокомпонентной отрасли в целом, крупнейший завод страны был реформирован, получил государственную поддержку. И тогда же в рамках системных мер оздоровления экономики города Тольятти началось обсуждение проекта особой экономической зоны, для этих целей региональное правительство выделило большой земельный участок — 660 гектаров. ОЭЗ была создана 12 августа 2010 года для придания дополнительной динамики развитию Самарской области в целом и диверсификации экономики города Тольятти.

Сегодня можно точно сказать, что проект ОЭЗ движется в заданном направлении. С одной стороны, получают развитие традиционные для Тольятти сферы, такие как автокомпонентное производство, необходимое для выпуска автомобилей альянса Renault—Nissan и АвтоВАЗа, способных конкурировать на мировом рынке. Это такие компании, как «Сие Аутомотив Рус», «Нобель Автомотив Русиа», «Эдша Тольятти», «Атсумитек Тойота Цусе Рус», «Хай-Лекс Рус», а также другие проекты, находящиеся в стадии строительства и проектирования.

А с другой стороны, ОЭЗ открыла дорогу новым экономическим секторам, которых раньше в Тольятти не было. К примеру, на нашей площадке реализуются два крупных фармацевтических проекта — «Озон Фарм» (осуществляет производство с 2017 года) и «Мабскейл» (в стадии строительства) с совокупными инвестициями более двух миллиардов рублей. Компании входят в группу компаний «Озон», одного из крупнейших фармацевтических предприятий страны. Заводы «Озон» используют передовые технологии производства, оснащены современным оборудованием, работают в соответствии со стандартом GMP, устанавливающим требования к производству и контролю качества лекарственных средств для медицинской промышленности. И смогли подобрать профессиональных специалистов — это, к слову, о кадровом потенциале территории, ведь если есть хорошие вакансии, то найдутся и достойные претенденты. В этом году ожидаем еще двух новых резидентов из сферы фармацевтики с интересными проектами.

Еще один пример нашей успешной диверсификации — Тольяттинская бумажная фабрика, единственное предприятие в Самарской области, ориентированное на переработку макулатуры и последующий выпуск бумаги и картона для гофроупаковки. Причем поставщиками сырья являются местные предприятия, которые собирают и обрабатывают макулатуру, а потребители продукции — производители гофрокартона и упаковки в Самарской и соседних областях. Это успешный пример производственного цикла в границах региона, сберегающего природные ресурсы нашей страны. В перспективе фабрика намерена занять до трех процентов российского рынка переработки макулатуры.

— В Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности ОЭЗ России «Тольятти» была отмечена как довольно привлекательная с точки зрения инвестиций площадка — седьмое место, а среди промышленных площадок — третье место. По каким критериям вы выигрываете на общем фоне ОЭЗ, а по каким вам предстоит догонять лидеров?

— Наше главное преимущество — трудовые ресурсы. Мы единственная ОЭЗ, расположенная в городе с населением более 500 тысяч человек. В Тольятти проживает 707 тысяч человек, а если учесть Самарско-Тольяттинскую агломерацию, которая полностью или частично включает территории восьми городских округов и девяти муниципальных районов, то это 2,74 миллиона человек, то есть 86,2 процента населения области. В Тольятти пять высших учебных заведений, работает несколько научно-исследовательских институтов. У резидентов не возникает проблем с подбором квалифицированных кадров, а это немаловажный фактор для эффективной работы.

В числе сильных сторон управляющей компании ОЭЗ развитое направление предоставления различных услуг. В прошлом году мы заключили более 70 договоров с резидентами, предприятиями Тольятти и Ставропольского района. Всю территорию ОЭЗ обслуживаем собственными силами, без привлечения сторонних организаций, получаем положительные отзывы. Инвестор должен быть уверен, что у нас он сможет получить полный спектр услуг — от проектирования, строительства производственных площадок до их ввода в эксплуатацию и последующего содержания.

Конечно, мы не стоим на месте, понимаем, какие направления надо усилить. Важным драйвером для инвестиционной привлекательности площадки ОЭЗ станет развитие транспортной инфраструктуры самой площадки. Уже в этом году начнется реконструкция автодороги Тольятти— Ягодное, общая стоимость работ участка длиной 7,66 километра составляет 2,6 миллиарда рублей. Финансирование будет осуществляться в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». А в перспективе планируется строительство мостового перехода через Волгу (Куйбышевское водохранилище) с выходом на автомобильную дорогу М5 «Урал» минуя Тольятти. Строительство мостового перехода будет реализовано через механизм концессии с использованием частного и государственного капитала.

Еще один значимый инфраструктурный проект — строительство новой железнодорожной ветки от станции Тольятти до ОЭЗ протяженностью около 15 километров. Проект стал реальным после встречи губернатора Самарской области Дмитрия Азарова с гендиректором ОАО РЖД Олегом Белозеровым. От «Российских железных дорог» уже поступила частная концессионная инициатива, направленная на то, чтобы в 2021 году ОЭЗ была обеспечена железнодорожной инфраструктурой. Это сразу запустит два крупных проекта наших резидентов с общими инвестициями порядка пяти миллиардов рублей. Учитывая весомый экспортный потенциал ОЭЗ, для нас большое значение имеет удобная транспортная логистика. А включение региона в транспортный коридор Европа — Западный Китай — это дополнительное преимущество Тольятти для российских и зарубежных партнеров.

— В июле 2018 года Самарская губернская дума приняла поправки в региональный закон, вводящие дополнительные льготы для резидентов ОЭЗ «Тольятти». Чем было вызвано снижение налоговой ставки?

— Это была инициатива губернатора Дмитрия Азарова, так как после сравнительного анализа налоговых льготных режимов, которые предоставляют регионы для резидентов особых экономических зон, выяснилось, что по периоду предоставления льгот ОЭЗ «Тольятти» несколько проигрывает другим регионам. И губернатор внес законопроект в губернскую думу, который был поддержан депутатами. Сроки предоставления льгот по налогу на прибыль теперь исчисляются с налогового периода, в котором резидент ОЭЗ получил прибыль впервые. В первые пять лет резиденты освобождаются от уплаты региональной части налога на прибыль, с шестого по десятый годы включительно региональная ставка налога составит пять процентов, в последующие годы — 13,5 процента. А период, на который резиденты ОЭЗ освобождаются от транспортного налога, увеличен с пяти до десяти лет.

Изменение периодов льготирования региональной части налога на прибыль позволило нам выиграть конкуренцию в двух проектах — инвесторы сделали выбор в нашу пользу. Полагаю, что и в дальнейшем это будет дополнительным преимуществом для потенциальных резидентов.

— Какова роль управляющей компании ОЭЗ «Тольятти» в привлечении инвесторов?

— Мы действуем совместно с правительством Самарской области, министерством экономического развития и инвестиций, а также с другими институтами развития. У нас очень хорошие партнерские отношения с другими инвестиционными площадками и индустриальными парками региона. Поэтому каждый инвестпроект, который появляется на горизонте любого института развития, встречает всестороннюю поддержку, компаниям предлагаются оптимальные варианты, наиболее полные пакеты преимуществ — как налоговых, так и инфраструктурных. Что касается нашей управляющей компании, то нам важен индивидуальный подход и умение ответить на новые запросы, которые существуют у потенциальных резидентов. Мы предоставляем широкий спектр услуг, начиная с консалтинга и помощи резиденту, с составления бизнес-плана и подготовки необходимых документов до всевозможной помощи, связанной с функционированием на территории особой экономической зоны, как, скажем, коммунальные услуги или ремонтные работы в инфраструктуре резидента. Причем мы предлагаем самую конкурентоспособную на рынке цену этих услуг. Но это не всё. Мы внимательно смотрим, какие дополнительные потребности возникают или могут возникнуть у резидентов, и стараемся быстро на это реагировать. Например, мы видим большой спрос на арендные площади среди предприятий в сфере производства автокомпонентов, так как на сегодняшний день ряд инвесторов более заинтересованы в аренде готовых производственных помещений, нежели в их строительстве. Поэтому мы разработали программу, — а в дальнейшем областное правительство ее поддержало, — которая позволяет особой экономической зоне строить арендные площади и предоставлять их резидентам с правом последующего выкупа либо просто сдавать помещения в долгосрочную аренду.

— Какая у ОЭЗ «Тольятти» стратегия на будущее?

— Что касается нашей стратегии, то в ее основе — создание условий для комфортной работы резидентов из разных отраслей промышленности, привлечение отечественных и зарубежных инвесторов, в том числе из Самарской области, которые хотят развиваться в родном регионе, как это сделала компания «Озон», имеющая базовое предприятие в городе Жигулевске. ОЭЗ «Тольятти» продолжит наращивать мускулы и аккумулировать на своей территории производства, занятые поставкой автокомпонентов как для альянса АвтоВАЗ—Renault—Nissan, так и для других автомобильных концернов, работающих в России. В автопроме существенно обновляется модельный ряд, а это значит, что будут востребованы новые производители автокомпонентов. Кроме того, уже сейчас несколько наших резидентов экспортируют детали в Бразилию, Румынию и на другие заводы альянса Renault—Nissan. А дальше мы видим, как предприятия автокомпонентной отрасли подтягивают поставщиков второго и третьего уровня. У нас уже есть такой пример, когда три предприятия, являющиеся поставщиками друг друга, работают на одной площадке и конечный продукт идет на АвтоВАЗ. Здесь возникает еще и экономия на отсутствии транспортных и логистических издержек, что создает для всех дополнительные преимущества.

Если говорить в целом, то с учетом всех имеющихся факторов: мощной поддержки губернатора и регионального правительства, накопленного опыта управляющей компании и достигнутой динамики в создании новых производств — ОЭЗ «Тольятти» является одной из лучших площадок в стране для инвесторов.

Предоставлено ОЭЗ «Тольятти»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый груз для дальнобойщиков Новый груз для дальнобойщиков

Автоперевозчики бьют тревогу

Эксперт
ИИ наступает: что ждет российский агротех ИИ наступает: что ждет российский агротех

Зачем фермерам искусственный интеллект и беспилотники

Inc.
Чем привлекает SERES M7? Прежде всего запахом Чем привлекает SERES M7? Прежде всего запахом

Тест-драйв премиального китайского кроссовера SERES M7

4x4 Club
Вторая половинка для тех, кто родился целым: что такое близость в паре и как ее создать Вторая половинка для тех, кто родился целым: что такое близость в паре и как ее создать

Что такое истинная близость? Откуда происходит миф о половинах?

VOICE
Эффекта ноль Эффекта ноль

4 самые бесполезные косметологические процедуры — мнение врача

Лиза
Выигрышная комбинация: режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе на свадьбах и о том, как он попал в кино Выигрышная комбинация: режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе на свадьбах и о том, как он попал в кино

Режиссер Никита Власов — о проблемах индустрии и об исторических сериалах

Правила жизни
«Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней «Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней

Psychologies вспоминает судьбы нескольких «артистов одного хита»

Psychologies
Первая прямая телетрансляция Первая прямая телетрансляция

Днём рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года

Дилетант
Уютное и доброе фэнтези: 5 бестселлеров и новинок для осеннего чтения Уютное и доброе фэнтези: 5 бестселлеров и новинок для осеннего чтения

Атмосферные, согревающие истории поднимут настроение холодными вечерами

Maxim
Мобильная лаборатория: проверка на дорогах Мобильная лаборатория: проверка на дорогах

Как устроен диагностический комплекс для мониторинга состояния дорожных покрытий

Наука
Каждому по наклонностям Каждому по наклонностям

Режиссеры и их фирменные напитки

Weekend
5 новых американских кроссоверов, которые появились в России. Фото и цены 5 новых американских кроссоверов, которые появились в России. Фото и цены

Какие новые американские кроссоверы привозят в Россию дилеры

РБК
«Реалити-шоу срывает все маски» «Реалити-шоу срывает все маски»

Женя Кривцова о Колумбии, жизни под прицелом телекамеры и дворовом детстве

OK!
Что происходит в мозге человека, когда он смотрит на шедевр Вермеера Что происходит в мозге человека, когда он смотрит на шедевр Вермеера

Ученые измерили реакцию мозга при просмотре картины Йоханнеса Вермеера

ТехИнсайдер
Двойной удар по умным дорогам Двойной удар по умным дорогам

Эмбарго на российское и китайское ПО для автомобилей ускорит фрагментацию

Монокль
Нарядилась Нарядилась

Александра Ребенок — о том, как вырасти в маминых платьях, а потом — из них

Новый очаг
Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей

Ураган «Мария» изменил состав опылителей у двух видов местных геликоний

N+1
Оптическая или цифровая: какая стабилизация лучше, и зачем она вообще нужна Оптическая или цифровая: какая стабилизация лучше, и зачем она вообще нужна

Зачем вообще нужна стабилизация изображения в смартфонах и камерах?

CHIP
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе» Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе»

Никита Калмыков о фаст-фешене, старинных кружевах и объемах продаж

СНОБ
Афалины улыбнулись друг другу во время игры Афалины улыбнулись друг другу во время игры

Дельфины демонстрировали открытый рот и копировали мимику сородичей

N+1
Как владелец Киржачской типографии вкладывает в родной город сотни миллионов рублей Как владелец Киржачской типографии вкладывает в родной город сотни миллионов рублей

Как предприниматель Евгений Федоров возвращает жизнь в родной Киржач

Forbes
Неуниверсальное средство: 8 вещей, которые категорически нельзя чистить пищевой содой Неуниверсальное средство: 8 вещей, которые категорически нельзя чистить пищевой содой

Использовать соду для чистки можно далеко не на всех поверхностях

ТехИнсайдер
Не только Соболев. Главные предательства в истории футбола Не только Соболев. Главные предательства в истории футбола

Фигу, Тевес, Роналдо, и другие футболисты, перешедшие к ненавистным соперникам

СНОБ
«Я — скорость»: 20 невероятно быстрых автомобилей, которых запретили допускать к соревнованиями «Я — скорость»: 20 невероятно быстрых автомобилей, которых запретили допускать к соревнованиями

Скоростные машины, которые опасно допускать до соревнований

ТехИнсайдер
Не всегда голодный: 7 художников, которые были невероятно богатыми при жизни Не всегда голодный: 7 художников, которые были невероятно богатыми при жизни

Художники, которые не только создавали шедевры, но и зарабатывали на них

ТехИнсайдер
Крюки на ногах позволили роботу ANYmal вскарабкаться по приставной лестнице Крюки на ногах позволили роботу ANYmal вскарабкаться по приставной лестнице

Скорость подъема ANYmal в 232 раза превосходит результаты других роботов

N+1
Как общаться с партнером, чтобы не разрушить отношения Как общаться с партнером, чтобы не разрушить отношения

Почему мы не можем найти взаимопонимание в отношениях?

Psychologies
Академики на букву К Академики на букву К

Почему многих советских научных героев миновала премия Нобеля?

Знание – сила
Страшное будущее. Тест-драйв первого в России Tesla Cybertruck Beast Страшное будущее. Тест-драйв первого в России Tesla Cybertruck Beast

Autonews.ru испытал самый мощный Tesla Cybertruck Beast в мире: плюсы и минусы

РБК
Открыть в приложении