И корабль плывёт
О новых проектах и перспективах Robb Report побеседовал с коммерческим директором крупнейшего яхтостроительного холдинга Италии.
С крыши-террасы яхт-клуба Монако открывается лучший вид на порт Эркюль: здание в виде многопалубного океанского лайнера, спроектированное Норманом Фостером, стоит вплотную к воде, все суда в бухте и на рейде — как на ладони. Каждый сентябрь, когда крупнейшие яхты мира собираются в этой акватории для участия в Monaco Yacht Show, итальянский яхтостроительный холдинг Ferretti Group любит устраивать свои мероприятия именно здесь, ведь одна из верхних террас даже называется Riva Lounge, в честь легендарной марки яхт, входящей ныне в группу. Так что лучшего места для беседы с коммерческим директором компании Стефано де Виво и придумать нельзя — если речь заходит о той или иной лодке, её можно сразу же отыскать среди роскошного флота и рассмотреть с высоты полёта чайки. Сегодня в холдинг входят восемь брендов: Ferretti, Pershing, Riva, Itama, Mochi Craft, CRN, Custom Line и Wally, все вместе они покрывают практически все размерные сегменты рынка, начиная с «катеров выходного дня» и заканчивая мегаяхтами.
Одной из самых громких премьер 2019 года стала Riva 50 mt Race — её корпус цвета «серый металлик» легко найти среди белоснежных соседок. На противоположном берегу порта Карло Рива, основатель фирмы, когда-то прорыл туннель в скале, практически под княжеским дворцом, решив тем самым проблему хранения яхт своих клиентов в условиях монте-карлоской тесноты. 50-метровая новинка туда точно не поместится. Почему Riva, чьи элегантные прогулочные катера стали визуальным символом dolce vita (вспомним финальную сцену «В джазе только девушки»), решила выйти на рынок суперъяхт? Да и Pershing, сделавший себе имя как производитель скоростных малоразмерных судов, уже спустил на воду десять корпусов модели 115 (35,37 м) и семь 108-х (33,23 м).
— Если вы остались довольны архитектором, который построил для вас дом, то, когда захотите дом побольше, скорее всего, снова обратитесь к нему же, — объясняет Стефано. — Riva и Pershing покупают люди, которым нравятся яхты именно этих брендов. Практика показывает, что каждая следующая яхта, которую приобретает человек, как правило, будет большего размера — и хорошо, что теперь наши верфи могут удовлетворить этот спрос.
— Но ведь таким образом Riva заходит на территорию Сustom Line (модельный ряд от 30 м) и даже CRN (40–90 м), вызывая конкуренцию внутри одного холдинга?
— Мне ещё не доводилось встречать клиента, который стоял бы перед выбором между лодками этих брендов. Ведь они очень различаются, и не только по длине. Фишка Riva — её особый стиль, который и сделал верфь культовой. Если уж вы его поклонник, то не будете приводить дизайнера со стороны, а возьмёте лодку с готовым фирменным интерьером. Заказывая суперъяхты Custom Line и CRN, можно пригласить собственного архитектора, выбрать отделку на любой вкус, от минимализма до экстра-люкса. При этом у каждой верфи свой творческий почерк, да и размерный диапазон заметно разный — CRN в любом случае строит самые крупные яхты. Хотя соревновательность между партнёрскими верфями у нас очень приветствуется, так как делает Ferretti Group в целом конкурентоспособнее.