В обрабатывающей промышленности происходит тотальная перестройка

ЭкспертHi-Tech

Инструкция по выживанию

Тотальная перестройка по обходным технологиям — так можно охарактеризовать то, что происходит в обрабатывающей промышленности в этом году. У каждого производителя свои беды — и при этом схожие пути решения

Александр Астапов

Под капоты «Кировцев» вернулись двигатели от ЯМЗ, а тутаевские моторы никуда и не уходили. В опциях комплектации машины — автопилот отечественной же компании Cognitive Robotics

Друзья мои, в связи с закрытием производства предлагаю большое количество оборудования. (Далее идет список из полутора десятков позиций, от токарного стана до покрасочной камеры.)

— Что случилось?

— Идеальный шторм.

— Что открыли вместо производства?

— Ничего.

— Да, мы тоже там — готовлю распродажу. Открою что-нибудь на «Вайлдберриз».

Таких диалогов в чатах и сообществах металлообработчиков и других промышленников в уходящем году было больше, чем за предыдущие лет пять, вместе взятые. Но есть и те, кто, напротив, рапортует о росте сбыта и внезапно открывшихся возможностях. Кого больше — пока сказать трудно, итоги года по закрытию (и наоборот, расширению) бизнесов будут подведены не завтра.

Но факт остается фактом: тысячи предприятий вынуждены кардинально перестраиваться в изменившихся условиях. На «перезагрузившемся» рынке с порванными логистическими связями. И хотя далеко не все подготовились к новому кризису заранее, вспомнить британскую поговорку Evolve or die («Меняйся или умри») пришлось всем.

А потому пришло время поговорить о первых изменениях качественного характера, произошедших в обрабатывающей промышленности в 2022 году.

Индустриал-дарвинизм

Еще год назад наши машиностроители конкурировали больше друг с другом, занимая сложившиеся десятилетиями ниши и не претендуя на кусок пирога западных (включая японских) производителей. Сейчас же, с одной стороны, Запад ушел, с другой — заходит Восток в лице демпингующих китайцев, воодушевленных экспортными дотациями своего правительства. Структура рынка изменилась, и у российских производителей появляется возможность откусить то, до чего они ранее не дотягивались.

Для примера возьмем, пожалуй, эталонную в нашем машиностроении в плане гибкости и скорости перестройки компанию — подмосковный «Тонар», а именно его основную часть, занятую производством полуприцепов. По рефрижераторам рынок рухнул на 90%, по тентованным меньше, но тоже кардинально. Пришлось компании отказаться от планов двукратного расширения производства и заняться разнообразием видов. Например, выпустить полуприцепы для перевозки листового стекла. Тонаровцы честно признаются, что за образец взяли «ушатанный» европейский экземпляр со всеми его вылезшими болячками, чтоб увидеть слабые места, и создали свое изделие без проблемных мест западного прототипа. Узкоспециальное, немассовое и сложное, но и ценой в семь миллионов — как у китайского тягача «начального» уровня. А гамма шторных полуприцепов дополнилась двухъярусной модификацией для перевозки легковесных грузов с подъемной крышей собственной разработки.

Гиганты и вовсе расширяются как могут. За счет гособоронзаказа производство грузовиков на КамАЗе даже выросло, прототипы карьерных самосвалов продолжают плодиться и испытываться, расширяется и беспилотная программа, а в последнее время уже официально в концерн включено «легковое» направление, а также показаны первые прототипы лесозаготовительной техники — форвардера и харвестера. Правда, пока с финским навесным оборудованием Kesla, которое волей-неволей придется замещать.

Их конкурент, белорусский «Амкодор», уже готовится начать производство аналогичной техники на своем предприятии в Карелии «Амкодор-Онего».

По экспертным оценкам, по состоянию на март 2022 года от 70 до 90% лесозаготовительных машин в России были иностранного производства. «Ни один производитель лесозаготовительной техники из дальнего зарубежья не локализовал производство в РФ, поставки и обслуживание осуществлялись через дилерские сети», — говорит президент Национальной ассоциации лесопромышленников Ольга Калюжная. При этом, отмечает она, в среднем машина работает три–пять лет, потом или капремонт, или вовсе списание. Так что у российских производителей лесозаготовительной техники неплохие перспективы.

Еще примеры. «Синара — Транспортные машины» к традиционной рельсовой технике, от скоростных электричек до трамваев, приращивает безрельсовый общественный транспорт и уже строит завод в Челябинске для производства троллейбусов и электробусов. А «Волгабас» пошел расширяться на Восток: подобрал производственную площадку в ТОР «Хабаровск» и планирует наладить там выпуск не только городских, но и междугороднего автобуса. Цена вопроса — 6,7 млрд рублей. Объем производства — до 1000 единиц техники. Цель — потеснить хозяйничающих на дальневосточном рынке китайцев.

Но не одни гиганты в выигрыше. У многих российских производителей оборудования и спецтехники (а среди них немало небольших заводиков, того самого малого и среднего бизнеса) заказы как минимум не снизились. Вот только им тоже необходимы детали, материалы и комплектующие, и западная блокада заставила перетряхнуть списки поставщиков и логистику поставок. Иногда кардинально.

На поклон к китайцам

Больше других «повезло» тем, кто на виду у западных контролеров использования технологий — или в силу размеров, как АвтоВАЗ, или по причине двойного назначения продукции, как КамАЗ. Последние лет пятнадцать их тщательно интегрировали в системы поставок глобальных лидеров, монополизировавших рынки, а тут мгновенно «отменили», в том числе под угрозой вторичных санкций. Но и менее известным потребителям, завязанным на поставки иностранных комплектующих, несладко. Так, Bosch пресекает все попытки экспорта в Россию своей продукции, пусть даже и произведенной «дочками» в Азии, а также узлов и агрегатов (дизелей, бензогенераторов), в которых используются компоненты его производства.

«Тонар S4» перевозит 31,5 тонны стекла в листах (зажим пакетов — гидросистемой прицепа). Подвеска, включая оси, собственная, с пневматическими упругими элементами и телескопическими гидравлическими амортизаторами

Особенно сильно испугались вторичных санкций и проблем с концернамиправообладателями (а они чем-нибудь, да обладают в конечном продукте, от датчика до программного обеспечения на станке) индийские поставщики, а бежать впереди санкционного паровоза активнее всего взялись немцы и австрийцы. Известны случаи, когда представительства немецких компаний отказывались от предложения менеджеров российских офисов релоцироваться в Казахстан и уже оттуда налаживать цепочки поставок деталей и материалов, далеко не всегда подпадающих под санкции. Нет — и точка.

Хотя известны примеры, когда поставки не подпавших под санкции запчастей или комплектующих идут «козьими тропами», но по негласному согласованию с немецким производителем и его европейскими дилерами. Итальянцы не столь пугливы, но и они в большинстве своем закрыли российские офисы. И все вынуждены следовать пресловутым пакетам санкций Евросоюза, ставящих крест на поставки наиболее высокотехнологичных компонентов, от пятикоординатных обрабатывающих центров до моторных масел на эстеровой основе.

«Есть огромный дефицит электронных компонентов, — говорит генеральный директор компании “Европейская электротехника” Илья Каленков. — Причем такое впечатление, что этот дефицит не только в России, но и на Западе».

Тем не менее импорт западных комплектующих продолжается. Часто даже не по серым схемам, а почти что партизанскими маршрутами с несколькими посредниками.

Авиационный двигатель АПД-110/120 для малой авиации и БПЛА — «наш ответ» подпавшему под санкции австрийскому Rotax. Ради полного импортозамещения пришлось поршни и клапаны вытачивать из прутка — отсюда штучный выпуск и высокая цена

Итальянская гидравлика, немецкая электротехника — не все и даже не большинство, но немалую часть критически важных компонентов пока удается ввозить. Какие именно и как — не имеем права (в том числе по закону) раскрывать, принцип «Не навреди» никто не отменял. Да и меняются эти «тропы» регулярно, вместе с вводом очередного закона или указа (в РФ, ЕС, но чаще в третьих странах) или вслед за образованием непроходимого затора на границе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Искусство — это работа без причины Искусство — это работа без причины

Марина Акилова и ее дровяная печь анагама для обжига керамики

Seasons of life
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Нина Агишева: «Франкенштейн и его женщины. Пять англичанок в поисках счастья» Нина Агишева: «Франкенштейн и его женщины. Пять англичанок в поисках счастья»

Отрывок из книги о запутанных любовных треугольниках и литературе

СНОБ
Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес

Российские компании наращивают присутствие в странах Азии и Африки

Эксперт
Виктория Севрюкова: «Я уверена, что костюм — главное в театре» Виктория Севрюкова: «Я уверена, что костюм — главное в театре»

Виктория Севрюкова — как с помощью костюма создается спектакль

Эксперт
Девушка Мороз Девушка Мороз

Короткая платиновая стрижка, точеные скулы, шрам, похожий на иероглиф

Esquire
Лучшие позы в сексе для мужчин: а вы на такое готовы? Лучшие позы в сексе для мужчин: а вы на такое готовы?

Иногда, чтобы получить удовольствие, хочется чего-то новенького

TechInsider
Критическое масло Критическое масло

Что это за масло, с чем его едят и не ест ли оно нас тем временем само?

Maxim
Назад в прошлое: как (не) надо анализировать детство Назад в прошлое: как (не) надо анализировать детство

Когда стоит копаться в прошлом, а когда — начать двигаться дальше?

Psychologies
Зачем рыбы летают: странное поведение животных Зачем рыбы летают: странное поведение животных

Летать дано не всем: птицам, летучим мышам и… рыбам!

TechInsider
Кошкам наплевать на людей, а мужчины предпочитают красоток: 10 очевидных фактов, подтвержденных наукой Кошкам наплевать на людей, а мужчины предпочитают красоток: 10 очевидных фактов, подтвержденных наукой

Одно дело — житейская мудрость, а другое — наука, эксперименты, и статистика

TechInsider
Больше не хочу. Почему пропадает либидо и может ли оно уйти навсегда Больше не хочу. Почему пропадает либидо и может ли оно уйти навсегда

Как устроено влечение, почему стресс убивает секс и при чем тут обиды

СНОБ
«Мы не ожидали, что мир настолько жесток». Как не терять веру в людей и принимать происходящее «Мы не ожидали, что мир настолько жесток». Как не терять веру в людей и принимать происходящее

Как научиться принимать происходящее и не терять веру в окружающих?

Psychologies
Вот как смартфоны влияют на развитие ОКР у детей Вот как смартфоны влияют на развитие ОКР у детей

Чем для детей опасно неконтролируемое использование гаджетов?

TechInsider
Коклюш у детей Коклюш у детей

Сухой кашель продолжается больше двух недель? Возможно, это связано с коклюшем

Лиза
Этот женский гормон может спасти от бреда. Стоит узнать! Этот женский гормон может спасти от бреда. Стоит узнать!

Делирий можно предотвратить с помощью особого гормона

TechInsider
Энди Уорхол — самый дорогой художник: 10 крупнейших аукционных продаж 2022 года Энди Уорхол — самый дорогой художник: 10 крупнейших аукционных продаж 2022 года

10 самых дорогих лотов в категории послевоенного и современного искусства

Forbes
Богатые и невезучие: 20 миллиардеров, попавших в паутину Сэма Бэнкмана-Фрида Богатые и невезучие: 20 миллиардеров, попавших в паутину Сэма Бэнкмана-Фрида

Внезапный крах FTX ударил по состояниям как минимум 20 богатейших людей мира

Forbes
«Мы проспали 2021 год»: глава «Кухни на районе» о кризисе в бизнесе и выходе в офлайн «Мы проспали 2021 год»: глава «Кухни на районе» о кризисе в бизнесе и выходе в офлайн

Глава «Кухни на районе» — что компании пришлось сделать, чтобы выстоять

Forbes
Все уровни беспилотности Все уровни беспилотности

Из пункта А в пункт Б выехал автомобиль — казалось бы, что может быть проще?

TechInsider
Потеря, тревога и стресс: как справиться с сильными переживаниями — 5 проверенных техник Потеря, тревога и стресс: как справиться с сильными переживаниями — 5 проверенных техник

Способы, которые помогают снизить уровень тревожности в трудные времена

Psychologies
Как понять, что вас не слушают: 3 общие фразы — неожиданные выводы ученых Как понять, что вас не слушают: 3 общие фразы — неожиданные выводы ученых

Слушать и слышать — не одно и то же

Psychologies
Почему дети плохо учатся Почему дети плохо учатся

Как родителям помочь своему ребенку полюбить тот или иной предмет

СНОБ
5 тайн «Моны Лизы», которые не раскрыты до сих пор 5 тайн «Моны Лизы», которые не раскрыты до сих пор

Ряд загадочных вопросов, ответы на которые «Мона Лиза» не готова раскрыть

TechInsider
Новое время — новые лица Новое время — новые лица

Женщины нового времени — какие они, что они делают и какие преследуют цели?

OK!
Cлова 2022 года: 11 главных понятий, которыми обогатился русский язык Cлова 2022 года: 11 главных понятий, которыми обогатился русский язык

Какими терминами пополнился наш словарь в 2022 году?

Maxim
Как выбрать по-настоящему теплую зимнюю куртку Как выбрать по-настоящему теплую зимнюю куртку

Исчерпывающий гайд о том, как купить верхнюю одежду на зиму и замерзнуть

Maxim
Пеле, Артемьев, Вествуд: нормально ли оплакивать знаменитостей? Пеле, Артемьев, Вествуд: нормально ли оплакивать знаменитостей?

Что думают психологи о скорби по знаменитостям?

Psychologies
«Яндекс»: умножение делением «Яндекс»: умножение делением

Главная IT-компания России «Яндекс» разделилась на две части

Эксперт
Открыть в приложении