Гофра нового уровня
Открытие ультрасовременного производства гофрокартона в Воронеже, профинансированного Pulp Mill Holding, — свидетельство возвращения интереса стратегических инвесторов к упаковочной индустрии и перехода к новым, более высоким отраслевым стандартам
В конце прошлой недели в индустриальном парке «Масловский» под Воронежем состоялась торжественная церемония запуска третьей промышленной площадки АО «Архбум» (входит в австрийско-немецкую группу компаний Pulp Mill Holding) — нового высокотехнологичного завода по производству гофрокартона и гофроупаковки мощностью 188 млн кв. м в год. Отраслевые эксперты, присутствующие на открытии завода, сошлись во мнении относительно нового актива: столь высокий уровень автоматизации, новейшее оборудование и продуманная до мелочей внутризаводская логистика задали довольно высокую планку для прочих игроков отечественной гофроиндустрии. Впору говорить о новых отраслевых стандартах.
Довели до ума
Общий объем инвестиций в воронежский проект составил 4 млрд рублей, и справедливости ради стоит отметить, что инициировала его другая бизнес-группа — компания «Европак». Она заявила о запуске проекта в 2016 году и планировала инвестировать в него 2,2 млрд рублей, но, судя по всему, не справилась с возросшим бюджетом и вынуждена была сойти с дистанции. В октябре прошлого года Pulp Mill Holding выкупила у Игоря Бондаря, владельца «Европака», 100% долей в проекте. Часть средств была привлечена Pulp Mill в виде долгосрочных кредитных соглашений с одним из ведущих банков России — ВТБ — и заемных средств от Архангельского ЦБК (ключевой актив австрийско-немецкого холдинга).
Воронежский завод имеет высшую степень автоматизации на каждом этапе производственного цикла: транспортные системы, палетайзеры, комплексы упаковочной системы с автоматизированной подачей поддонов произведены ведущими компаниями Германии и Кореи. Все роботизировано и работает без участия человека. На предприятии внедрена система MES OMP, позволяющая автоматизировать процесс планирования и распределения заказов на производственных мощностях. Инвестиции в оборудование составили 1,5 млрд рублей.
В 2019 году на этой промплощадке планируется выпустить 130 млн кв. м гофропродукции. По оценкам «Архбума», выручка составит более 4 млрд рублей. А в 2020 году завод рассчитывает выйти на полную загрузку мощностей (188 млн кв. м в год), и тогда выручка должна превысить 5 млрд рублей. «Средний срок окупаемости подобных проектов — восемь–девять лет», — говорит Ирина Галахова, исполнительный директор — руководитель бизнес-направления «Гофроупаковка» АО «Архбум».
На оборудовании в Воронеже будет выпускаться продукция, аналогичная выпускаемой на площадках «Архбума» в Подольске и Истринском районе Подмосковья: трех- и пятислойная гофропродукция — четырехклапанные гофроящики, ящики ротационной и плоской высечки. В числе покупателей продукции воронежской площадки — ведущие агрохолдинги России, крупнейшие производители молочных, кондитерских изделий, напитков. «Воронежская площадка находится в очень хорошем месте, рядом с потребителями (аграрные предприятия, промышленность), — рассказывает член совета директоров Архангельского ЦБК Александр Розбах, — транспортные издержки по доставке до потребителя минимальны, а в производстве гофрокартона это дает огромные преимущества, потому что возим “воздух”. Чем короче транспортное плечо, тем лучше».
По словам члена cовета директоров Архангельского ЦБК Владимира Крупчака, новый гофрозавод АО «Архбум» в Воронежской области в дополнение к двум уже существующим производствам в Московской области сможет дать существенный толчок к развитию бизнесдивизиона гофроупаковки Pulp Mill Holding в рамках корпоративной стратегии вертикальной интеграции и повышению доли продукции глубокого передела в структуре выручки холдинга.
Пристроили картон
Действительно, рынок гофропродукции в России динамично растет уже более двадцати лет. Последние десять лет он рос ежегодно на 6,2% в год, увеличившись с 3 млрд кв. м в 2008 году до 5,6 млрд кв. м в 2018-м. При этом Архангельский ЦБК, один из ключевых производителей сырья для гофропродукции — тарного картона, в последние годы заметно отставал в темпах роста его переработки. Если в 2006 году предприятия группы компаний Архангельского ЦБК контролировали 11,3% российского рынка гофропродукции, то к 2018-му его доля на рынке снизилась до 6,4%.
В минувшем году Архангельский ЦБК активизировал свою инвестиционную деятельность в этом направлении. Так, осенью в филиале в подмосковной Истре была запущена новая линия для производства гофрокартона. А в начале этого года «Архбум» инициировал проект модернизации гофромощностей в другом своем филиале — в Подольске.
В 2019 году АО «Архбум» с учетом ввода в строй четвертого центра переработки тарного картона Архангельского ЦБК (Подольск, Истра-1, Истра-2 и Воронеж) станет потенциальным лидером России по производству гофроупаковки с годовой мощностью в миллиард квадратных метров (это 18% нынешнего объема рынка гофротары в стране).
Ирина Галахова не сомневается в успехе всех этих начинаний: «Мы исходим из нескольких предпосылок: наши гофропроекты обеспечены собственным сырьем Архангельского ЦБК, а благодаря новым активам издержки будут ниже, чем у конкурентов. По качеству и ассортименту наши мощности равных себе не имеют».
Андрей Виньков
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl