Лавинообразный рост спроса на транспорт для курьерской доставки

ЭкспертАвто

Доставь ее нежно

Пандемия породила лавинообразный рост спроса на транспорт для курьерской доставки. И здесь у наших разработчиков и производителей появляется возможность не только удовлетворить внутренний спрос, но и выйти на глобальные рынки

Александр Астапов

В результате пандемии рынок курьерской доставки, и без того росший как на дрожжах, в 2020 году подскочил как ошпаренный. Особенно сегмент доставки готовой еды: в России по итогам года он вырос на 47% и составил 19,7% общего оборота общепита (в 2019-м было 10,5%). Это в целом. А, например, у сервиса «Доставка Яндекс Go» с марта по ноябрь рост был 13-кратный. По словам Зои Австрийской, представителя сервиса, спрос на доставку самых разных товаров — продуктов, лекарств, хозяйственных товаров — продолжает стремительно расти. Сейчас через сервис «Доставка Яндекс Go» заказывают более миллиона доставок в неделю.

Онлайн-гипермаркету «Перекресток Впрок» (входит в Х5 Retail Group) из-за ажиотажного спроса в прошлом году пришлось временно привлекать аутсорсинговые службы доставки, а собственный автопарк был увеличен на 20%. В планах этого года его дальнейшее расширение.

Представители Delivery Club утверждают, что в мае 2020 года сервис впервые выполнил рекордные 5,5 млн заказов в месяц (за исключением заказов навынос и продуктов питания) и остается не ниже этого уровня. В компании с оптимизмом смотрят и на 2021 год, считая, что это будет «один из самых активных периодов развития как нашей компании, так и российского рынка доставки в принципе».

Схожего мнения придерживаются в «Тануки»: люди привыкли заказывать еду на дом, оценили удобство онлайнпокупок и не станут отказываться от них. При этом, как отмечает директор по e-commerce бренда TanukiFamily Александра Тиунова, «скорость доставки — одно из ключевых направлений, в рамках которого соревнуются компании на рынке e-commerce, и одна из главных составляющих качества сервиса. Люди больше не готовы подолгу ждать заказа, в особенности если речь идет о еде».

Так что предпосылок даже для корректировки, не говоря о падении, не предвидится, и причина тому не столько продолжение пандемии, сколько изменение потребительских привычек. А также слом традиционных производственных цепочек. Так, основа «скромного обаяния буржуазии», классические кафе, все чаще урезают кухни, прибегая к аутсорсинговым услугам dark kitchens (кухонь-фабрик, работающих только навынос). А рестораны более высокого сегмента, напротив, наращивают услуги продажи навынос своих блюд.

Как результат, спрос породил резкое расширение доставочного бизнеса — и крупных специализированных компаний, и относительно скромных структур, принадлежащих сетям супермаркетов и пиццерий, а трендом последних месяцев стал спрос со стороны небольших сетевых кафе (а то и ресторанов-одиночек) на создание собственных служб доставки.

Болезни роста? А как же без них! Нехватка курьеров вызвала падение качества, да и, как выяснилось, даже в случае надежной работы службы (например, в «низкие» часы) время доставки все меньше удовлетворяет клиентов. Добавило даже не масла, а керосина в огонь массовое появление dark kitchens (еще пару лет назад представленное только пиццериями да паназиатской кухней) — большие объемы увеличили плечо доставки. Одними IT-решениями в области логистики здесь не обойтись. Пешие курьеры столько уже не набегают, велосипеды тоже не решают проблемы.

По словам Андрея Павловича, операционного директора онлайнгипермаркета «Перекресток Впрок» (число заказов в 2020 году выросло более чем в два с половиной раза и составило свыше 3,6 млн), очень не хватает подходящего электрического транспорта, который мог бы использоваться на последней миле в доставке.

Но вот проблема: готовых решений, то есть подходящих для курьерской доставки транспортных средств, в продаже нет. Ни «на полке», ни под заказ. При том что потенциальная емкость рынка только по РФ — и это по очень осторожным, еще «доковидным», расчетам самих же разработчиков — по разным данным и сценариям оценивается в десятки тысяч в год.

Предсерийный SYM EF3 с передним (!) приводом — дешево и массово, но недостаточно быстро и безопасно

Третье колесо в тележке

Электромопеды и электроскутеры «из магазина» подходят для задач курьерской доставки еще меньше, чем даже очень хороший «гражданский» велосипед — для нужд велошеринга. Виной тому в первую очередь большие суточные пробеги (до 100 км) при жесткой, если не сказать варварской, эксплуатации. Плюс требования к минимальным затратам на содержание: бензин нынче в цене, а значит, да здравствует электропривод, и обслуживание желательно пореже и поменьше. И срок службы побольше: при значительных парках утилизация вышедшей из строя техники становится проблемой, так что года три, то есть 100–120 тыс. км технике хорошо бы отъездить. И грязезащита: вид замызганного курьера в мокрой грязной робе не добавляет клиенту желания расставаться со своими кровными, то есть хочется если не крышу, то навес над головой водителя.

А еще Россия, в отличие от Китая или, скажем, Испании, — страна с умеренным климатом и не всегда очищенными ото льда дорогами. Поэтому два колеса не всегда уместны, и лучше бы трех-, а то и четырехколесная схема. При этом желательно остаться в мопедном (до 4 кВт мощность двигателя, до 45 км/ч скорость) «калибре» — и потому, что больше, в общем-то, не надо, и потому, что не требует от курьера ни мотоциклетных прав, ни специальных навыков, а в РФ — еще и номеров и страховки.

Все эти требования предполагают создание новой, специализированной техники «под ключ» (или, как говорят конструкторы автомобилей, «от пятки», имея в виду расстояние от передней оси до пятки водителя как базовое при компоновке новой платформы). С мопедными характеристиками известного в разных странах в разные эпохи формфактора «кабиненроллер» (он же «лейкопластбомба»), но с принципиально иными задачами: служить не паллиативной заменой автомобилю, а протискиваться в стесненных условиях городов для скорейшей доставки мелких грузов потребителю. Круглосуточно, в любую погоду.

Казалось бы, наиболее логичный (особенно для нашего предпринимателя, убежденного, что «в Китае есть всё») путь — взять за основу что-либо, приемлемое на китайском рынке, но неприемлемое на нашем, куда более требовательном, и, доработав совместно с производителем, выпустить на рынок.

Сначала чисто китайское, затем крупноузловая сборка здесь, а там потихоньку и к локализации прийти. Именно таким путем пошел петербургский предприниматель Дмитрий Макеев, создавая свой проект «Трискутер»: «Изначально это было средство передвижения для людей пожилого возраста, которым взрослые дети могли приобрести его, чтобы те могли забрать внуков из школы, съездить в магазин или в парк, на небольшие расстояния. Трицикл с кабиной не должен был обладать выдающимся характеристиками, качеством сборки, техническими данными, обусловленными эксплуатацией в более суровых климатических условиях».

Под работу в доставке китайский трицикл пришлось дорабатывать. Была улучшена ходовая часть, усилена передняя вилка, ось, установлены более мощные амортизаторы, обновлена тормозная система. Рама тоже претерпела некоторые изменения: она была усилена, расширена на десять сантиметров, длина тоже была увеличена. Появилась гальваническая антикоррозийная отработка.

Так как мотомобиль должен был соответствовать стандартам сертификации, появилась педаль тормоза, а также ручной тормоз автомобильного типа. Установлен поясной ремень безопасности водителя. Внутри кузова появилась обшивка, а под ней — шумо- и теплоизоляционные панели для улучшения звуконепроницаемости и уменьшения теплопотерь.

За счет доустановки второго комплекта батарей был увеличен запас хода электрического трискутера. В кабину, в ноги водителя и пассажира, доустановлены дефлекторы воздуха печки. В подкапотном пространстве сейчас устанавливается печь — обогреватель салона типа Webasto, потребляющая всего 7 Вт.

Таким образом, взяв за основу типичную китайскую «лейкопластбомбу» о трех колесах, путем усиления конструкции и исправления второстепенных конструкторских ошибок Дмитрий получил от китайцев интересную, но, увы, слишком нишевую доставочную машину. Имеющую, тем не менее, определенный спрос уже сейчас и еще лучшие перспективы после локализации на одном из российских оборонных предприятий.

Наличие дверей, безусловно, плюс в холодном климате, но добавляет времени на посадку-высадку (казалось бы, мелочь, но влияет на время доставки «от двери до двери»), а хуже того — ширину. Здесь она составляет 1,2 метра, что затрудняет передвижение не только в жилых зонах, но и на дорогах вдоль припаркованных автомобилей (а уходить во вторую полосу, напомню, мопедам запрещено согласно ПДД).

Весит такой аппарат под три центнера (усиление конструкции, и без того нелегкой из-за дверей и прочей «кузовщины», даром не обошлось), он неустойчив при резких маневрах (например, при объезде препятствий) и очень медлителен (больше 4 кВт мощности, напомню, запрещено законом).

Кроме того, изначально «гражданское» назначение машины (формула «один взрослый плюс один ребенок») сделало неудобным размещение курьерской поклажи: на изначально детское место даже пресловутую термосумку приходится втискивать.

И хотя концепция машины имеет определенные преимущества (курьер всегда в чистом — хоть лаковые туфли от него требуй, — а большая поверхность кузова способствует брендированию, что ценно для небольших ресторанных мини-сетей доставки), особенно в городах с климатом посуровее, а трафиком помягче московского, но для эксплуатации большинством служб доставки не подходит.

«Лейкопластбомба» от triscooter.ru хороша для резко континентального климата… и умеренного трафика

Своим умом

Необходимы, как уже было сказано выше, решения «от пятки».

И они появляются. Сначала были проекты доставочных электровелосипедов: еще в 2019 году наблюдался бум разработок в этой сфере — и чисто российских, и «доработанных китайских», особо преуспели на этом поприще в КБ имени Теслы. Затем, поняв недостатки «микромобильности» электровелосипедов в части ресурса и грязезащиты, взялись за электромопеды.

Например, по словам директора по развитию бизнеса компании «Соллерс Инжиниринг» Андрея Селезнева, «для применения в сфере курьерской доставки игрокам рынка будут предложены два типа электрических трициклов с максимальным пробегом от 100 до 150 километров, скоростью до 40–45 километров в час и возможностью быстрой (30–40 минут) зарядки батарей. ТС могут оснащаться багажником объемом 100 или 400 литров».

В компании отмечают, что сегмент электрических транспортных средств для курьерской доставки в РФ не сформирован: едва ли сегодня есть транспортное средство, которое в полной мере отвечало бы запросам профессиональных потребителей не только в России, но и в других странах.

В конструкцию разрабатываемых в «Соллерс Инжиниринг» трициклов заложена многофункциональность для расширения рынка, говорит Андрей Селезнев, предпочитающий осторожность в оценках: «Если рассматривать исключительно курьерскую доставку, то потенциал рынка, по нашим оценкам, выглядит не слишком привлекательным для крупных производителей — всего несколько тысяч единиц в год, причем машины будут востребованы в основном в крупных городах, и то при условии развитой сети зарядных станций. По этой причине нецелесообразно создавать технически сложное изделие с уникальными потребительскими свойствами на уровне импортных аналогов. Разумнее разработать платформенное решение для различных применений, например для логистических операторов, патрульно-постовых служб, городских коммунальных, почтовых служб: потенциал рынка в этом случае может быть в два-три раза больше».

Что касается локализации производства, то в компании считают, что с учетом объема рынка не приходится говорить о локализации батарей, инвертора или электромотора. И в первую очередь рассматривают возможность собственного производства кузова и шасси. Однако рассчитывают на более высокий уровень локализации по мере роста объемов производства. А рост связывают с выходом за пределы российского рынка.

«Мы проектируем наши продукты с учетом требований к сертификации и качеству, в том числе для крупнейших европейских рынков, что, впрочем, не исключает некоторой адаптации для конкретных заказчиков, — говорит Андрей Селезнев. — И хотя на данный момент экспорт не рассматривается в качестве основной производственно-сбытовой стратегии, он возможен при условии наличия спроса и готовности потребителей на целевом рынке».

На разных стадиях — от первичного маркетинга до постройки прототипов — находятся и другие проекты подобного рода. Их немного, а уровень разработок, мягко говоря, смущает. Причиной тому не низкая инженерная культура в стране (как раз по части легких транспортных средств и промдизайна это совсем не так) и, как ни странно, не бизнес-климат.

Если политкорректно — это бизнесфауна, то есть сами средние и очень средние бизнесмены. Актуальность темы еще не дошла до традиционных «индустриальных» инвесторов в силу их профессиональной осторожности и неумения сканировать нарождающиеся рынки. А венчурные предприниматели, наоборот, держат нос по ветру, но не имеют опыта в машиностроении, а потому всякий раз неприятно удивляются ответам профессионалов: «от ста миллионов рублей инвестиций» и «от двух лет на запуск». А иначе никак: здесь не IT, бета-версию на рынок не запустишь и в процессе производства за просто так не доведешь до ума. В результате одни разочарованно уходят, другие, как в той присказке, «ищут волшебника, нарываются на сказочников» с их неизменным «Да мы вот щщяс!»

Впрочем, не стану претендовать на абсолютное знание картины мира — при всей своей погруженности в мототему, — а потому не исключаю, что кто-то сейчас рождает действительно жизнеспособную машину с перспективой массовых, десятки тысяч в год, продаж по всему миру. Точнее, той его части, где климат умеренный и не засушливый.

Догнать и перегнать

А что же «мировой уровень»? Если коротко — у них попытка номер N. В последние годы на рынке царило затишье, во многом вызванное неудачными попытками десяти-пятнадцатилетней давности создать доставочный (и одноплатформенный с ним шеринговый) электротранспорт. Неудачными они были по банальной причине: те машины опередили время ввиду неготовности ни технологий электропривода, ни IT-решений по логистике, ни собственно рынка доставки, способного поглощать такие машины не малыми сериями, а в индустриальных количествах.

Пришло время наверстывать. Что и делают десятки компаний по всему миру — теперь уже не полулюбители, а профессионалы, как относительные новички моторынка, так и крупные мотопроизводители. Включая таких грандов, как Honda и Kymco, периодически дозирующих утечки в прессу своих разработок, а ближе к началу производства показывающих прототипы уже официально. Так, в ноябре прототип (как подчеркивается, уже готовый к производству) такого транспорта — трехколесного, с крышей, выносливого и дешевого — представил один из топ-10 мировых мотопроизводителей, тайваньский SYM.

«Кабиненроллер» EF3 — трехколесный скутер с интегрированным в кузов грузовым отсеком — поразил предельной функциональностью и простотой конструкции. Ведущим у него сделано переднее, управляемое, колесо со встроенным электромотором, вместо мешающих в плотном потоке зеркал — камеры заднего вида, а аккумулятор — перспективный алюминий-ионный (он позволяет сверхбыструю зарядку без потери ресурса); впрочем, на случай неготовности технологии предусмотрен и вариант с быстросменными традиционными литий-ионными. Ширина 729 мм позволяет протискиваться в любом трафике, стоимость при массовом производстве должна оказаться не выше, чем у электровелосипеда, при несравнимых грузовместимости и ресурсе, — вот только и реальная скорость ввиду трехколесной схемы будет не выше электровелосипедной. Что, в общем, несущественно для азиатских стран и Северной Америки, но может сказаться на перспективах сбыта машины в Европе.

В самой же Европе новинка — и уже почти серийная — у испанской Silense. Ее S03 — это, по сути, трехколесная и маломощная (а значит, переразмеренная, то есть с большим запасом прочности) версия «семейного» электроскутера S02, благодаря прочности и выносливости внезапно ставшего популярным в доставочных службах Италии. Крыши здесь нет, зато грузовместимость впечатляет: емкость задней сумки-бокса — 350 литров, передней — 200 литров. На месте и фирменная черта скутеров Silence — уникальная система смены батареи со встроенной складной тележкой. Таким образом, из уже имевшихся «кубиков»-модулей получилась самостоятельная модель узкоспециального назначения.

Еще одна интересная новинка по «матчасти» — от шведской Dometic, известной, среди прочего, автохолодильниками и оборудованием для яхт и кемперов, — универсальный кофр для доставки продуктов. Предназначенный для монтажа на мототранспортные средства с электроприводом, он запитывается от бортовой электросети «носителя» и обеспечивает охлаждение или подогрев товара. Вроде бы деталь, но и она показывает, насколько серьезно совершенно разные игроки относятся к резко созревшему сегменту моторынка.

Но это, опять-таки, пока предсерия — полностью готового профессионального решения нет ни у кого. Ни в Азии, ни в Европе, ни в Штатах. Ни у нас. Так что сугубо экономически шанс пополнить список экспорта еще одной строчкой, пусть и не самой жирной, есть. Теоретически. А практика, как говорится, покажет.

Фото: Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Вскрытие покажет Вскрытие покажет

Отечественные ученые предложили технологию переработки старых литиевых батарей

Эксперт
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Робот на капитанском мостике Робот на капитанском мостике

Значимый игрок на рынке создания систем в области роботизации судоходства

Эксперт
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Электролизерам станет прохладнее Электролизерам станет прохладнее

Иркутские активы EN+ Group ждет масштабная модернизация

Эксперт
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты» Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты»

Алексей Гуськов — о том, как создавался сериал «Седьмая симфония»

Эксперт
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Как Астана Москву опередила Как Астана Москву опередила

Замысел по созданию МФЦ уже реализовали в Казахстане

РБК
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Роботы Figure научились сообща сортировать предметы Роботы Figure научились сообща сортировать предметы

Компания Figure разработала универсальный алгоритм управления роботами

N+1
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Связь поколений Связь поколений

Даже если дети не сразу готовы стать вашими преемниками, они всегда рядом

Bones
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
Саша плюс Таша Саша плюс Таша

Брак Первого Поэта и Первой Красавицы начали обсуждать задолго до венчания

Дилетант
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Маленькая вера Маленькая вера

Кэти Криштоп рассказала, что психология думает о конспирологии

Правила жизни
Пойдем копать картошку Пойдем копать картошку

Парадоксально, но не каждый умеет обращаться с уважаемым продуктом — картофелем

Bones
Сергей Курехин Сергей Курехин

Правила жизни музыканта, актера и сценариста Сергея Курехина

Правила жизни
Принципы рационального кредитного поведения Принципы рационального кредитного поведения

Практические рекомендации потенциальным заемщикам

Наука и техника
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Открыть в приложении