Достаем бидоны со шкафа
Производители асептической картонной упаковки для напитков заявили о дефиците импортных материалов из-за санкций США и ЕС, а также нарушений в цепочках поставок сырья в Россию. Российские производители напитков ищут решения по замене упаковки на аналоги
Помните, как Коля Герасимов, герой фильма «Гостья из будущего», пошел в магазин за кефиром и по советской традиции прихватил с собой молочную тару на сдачу? Скромный уборщик Вертер по бутылке идентифицировал, что Коля прибыл из прошлого, и упрекнул себя, что сразу не догадался об этом. А сегодня российский продовольственный рынок гадает: стеклянная тара для кефира — это только наше прошлое или уже ближайшее будущее?
Еще в конце мая крупнейшие производители асептической картонной упаковки заявили о нехватке импортных материалов для изготовления продукции: некоторых видов картона, специальных лаков и красок. В компании Tetra Pak (принадлежит шведско-швейцарской транснациональной компании Tetra Laval) — крупнейшем производителе упаковки — объяснили, что дефицит сырья связан с текущей геополитической ситуацией, а именно c наложенными США и странами ЕС санкциями в отношении России и нарушениями в цепочках поставок компонентов для производства упаковки в РФ.
Другие иностранные производители упаковки для напитков тоже ставят под сомнение свое дальнейшее присутствие на российском рынке. Если продукция швейцарской компании SIG на рынке еще есть, то крупная норвежская компания Elopak уже сообщила о приостановке работы в РФ.
Профессиональные ассоциации и производители продуктов питания еще с начала весны предупреждали о грядущем дефиците определенных материалов, которые используются в том числе для производства асептической картонной упаковки для жидких продуктов, молока и сока.
Больше всего волновало молоко, так как без соков страна проживет, а молочная продукция и детское питание, которые разливаются чаще всего в асептическую картонную упаковку, — наиболее социально значимые продукты по сравнению, например, с соком и вином.
Вопрос с упаковкой был поднят и на уровне властей. Замглавы экономического комитета Совета Федерации Иван Абрамов и заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина в качестве альтернативы Tetra Pak для молочных продуктов предложили стеклянную и пластиковую тару, молокоматы и даже бидоны. Однако переоборудовать производство под новую тару, спешно закупать новое оборудование и тем более использовать бидоны — все эти решения требуют кардинальной перестройки перерабатывающей промышленности.
Картонная упаковка в приоритете
Компания Tetra Pak — основной поставщик асептической картонной упаковки и упаковочного оборудования для российской молочной и соковой отрасли. «Tetra Pak действительно лидер рынка упаковки. По моей оценке, компания занимает около 70 процентов рынка в сегменте упаковки для молока», — отметил председатель совета директоров холдинга «МолСиб» Игорь Елисеенко.
Tetra Pak не просто так стал лидером отрасли картонной упаковки, как в России, так и во многих других странах. «Качество самой упаковки и печати на ней, меньшее количество брака, наиболее длительные сроки хранения продукции по сравнению с другими асептическими картонными упаковками», — перечислил преимущества Tetra Pak г-н Елисеенко. Кроме того, компания предлагает наиболее привлекательные сроки и периодичность поставок как оборудования, так и самой упаковки, по сравнению с конкурентами.
В России у Tetra Pak немного конкурентов: если не считать Elopak и SIG, то в основном конкуренцию ей составляют российские компании по производству упаковки — SterexPak, «Ламбумиз», «Молопак», «Промпак» и некоторые другие. Однако асептической картонной упаковкой занимается только SterexPak. Производство у них, как и других производителей этого вида упаковки, налажено на иностранном оборудовании.
Картонная упаковка для жидких продуктов, прежде всего для молока, бывает асептической (например, Tetra Pak) и неасептической (Pure Pak, Gamble Top). И та и другая подходят для пастеризованного молока, а вот для ультрапастеризованного — длительного срока хранения — подходит только асептическая картонная упаковка.
Многослойная асептическая упаковка состоит из картона, полиэтилена и алюминиевой фольги. За счет своих свойств упаковка позволяет сохранять вкус и качество продуктов долгое время, причем без использования холодильника или машины-рефрижератора. Это особенно важно для доставки продукции в отдаленные регионы.
«Технология высокотемпературной обработки и асептического розлива (без контакта со светом и воздухом в замкнутой системе) позволяет сохранять высокое качество и безопасность продуктов при длительном сроке хранения — до одного года», — говорят в Tetra Pak.
В многослойной картонной упаковке выпускают в основном разные негазированные напитки: соки, морсы, молоко, сливки, кефир, детское питание, соусы, вино, а также некоторые виды жидких консервов (например, готовый суп) и корма для домашних животных.
Картонная упаковка (асептическая и неасептическая) лидирует в списке предпочтений производителей жидких продуктов питания — в нее разливается 30% напитков, 15% приходится на ПЭТ и ПЭ (пластиковые бутылки и мягкие пакеты) и только 0,1% продукции разливается в стеклянную тару.
«Если все технологии соблюдаются, то разницы для потребителя в упаковке нет. Молоко в стекле будет весить больше и, соответственно, тяжелее для потребителя. Кроме того, стеклянная упаковка — это большие издержки при транспортировке», — говорит генеральный директор ЗАО «Завод стерилизованного молока “Можайский”» Александр Козлов.
У картонной упаковки плюсов больше, чем у других видов, так как она более эргономична — больше товара помещается в транспорт при перевозке, на полках магазинов и на складах, картон не хрупкий и весит меньше, чем стекло.
Тесты на профпригодность
Сегодня производители ищут решения в условиях надвигающегося дефицита асептической упаковки. Одной из альтернатив Tetra Pak называют Pure Pak — это тоже картонная упаковка, но без слоя алюминиевой фольги, соответственно, срок годности продукта, упакованного в Pure Pak, гораздо короче, чем в асептической картонной упаковке. Если говорить про молоко, это примерно 10 суток.
На нескольких российских предприятиях, производящих упаковку типа Gamble top (Pure Pak), добавили, что асептический Pure Pak возможен, в такой упаковке есть алюминиевый слой, он тоньше, чем в привычном Tetra Pak, но такая упаковка практически не представлена на российском рынке. К тому же она совсем не годится для розлива молока из-за температурных технологий (молоко разливают горячим). Хотя может использоваться для длительного хранения вина и сока. В любом случае Pure Pak не может стать полноценным альтернативным решением, так как сейчас есть проблемы с материалами для производства упаковки — картоном и красками.
В июне от ассоциации «Союзмолоко» прозвучали предложения распределять выпускаемый в России картон для пищевой упаковки между ее производителями. «Союзмолоко» также предложила включить производителей упаковки в список системообразующих предприятий: распространить льготное кредитование на импорт упаковки и компонентов, а также обнулить ввозные пошлины на позиции, подпавшие под санкции.
В настоящее время также тестируется применение отечественной краски для упаковок (компании-производители из России: «Гангут», «АБВ Флексо», «Принт Колор» и др.) на импортных технологиях, а импортные полиграфические краски, по словам вице-премьера Виктории Абрамченко, включены в перечень параллельного импорта.
Правительство совместно с производителями молочной продукции и целлюлозно-бумажным комбинатом «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс» запустили эксперимент по производству замены импортной упаковки. Детали эксперимента пока не раскрываются, неясно, будет ли эта упаковка все-таки асептической или неасептической. Известно, что упаковка будет не белой, а серой или даже коричневой, но на качество продукта это никак не повлияет. На полках российских магазинов уже можно встретить из-за дефицита красок упрощенные упаковки. Например, компания «Сады Придонья», выпускающая соки и детское питание, недавно сообщила о переходе на упрощенную упаковку, без лишних красок.
Пока обновленный дизайн, вопреки опасениям маркетологов, не оказал влияния на спрос: покупатели берут одинаково и соки со старым дизайном, и с обновленным. Однако, когда на полках останутся практически одинаковые упаковки, могут возникнуть проблемы. На фоне старых упаковок новый дизайн пока выделяется, но стоящие рядом упаковки разных марок с обновленным дизайном ничем особо не различаются.
Российские производители асептической упаковки полностью зависимы от западного оборудования. За последние месяцы оборудование существенно подорожало, а сроки поставки аппаратов и компонентов к ним существенно увеличились. «Переоборудование производства на альтернативные виды упаковки возможно, но требует времени и понимания, кто может выступить поставщиком упаковочных решений», — говорит генеральный директор «Союзмолока» Артем Белов. При этом российское оборудование есть только для аналогов упаковки Pure Pak и полностью отсутствует для асептической упаковки.
Еще одним решением могут стать поставки упаковки из других стран, например из СНГ и Китая. Однако и в других странах Tetra Pak занимает лидирующие позиции. К тому же поставки из Китая сегодня дороги и занимают от 60 до 100 дней, а также необходимо заказывать большие партии. Такое могут себе позволить только крупные производители напитков.
«Есть собственное производство асептической картонной упаковки в Казахстане, но качество отличается от Tetra Pak», — говорит г-н Елисеенко. «Картон в аналогах Tetra Pak недостаточно жесткий, тонкий, пакет с молоком будто вздувается, часто теряет свой товарный вид, выглядит как подмокший, неустойчив к воздействию влаги, — добавил он. — Причем это касается не только аналогов иностранных, но и российских».
Назад, в прошлое
Стеклянная тара позволяет хранить молоко долго, однако переходить в эту нишу производители не спешат. «Переход на стеклянную тару как альтернативу асептической картонной упаковке точно не произойдет», — считает Артем Белов.
Со стеклом работать очень сложно и дорого, стеклянная тара и для молока, и для сока осталась у немногих производителей, скорее как историческая данность. «Мы изначально не шли в нишу упаковки Tetra Pak. Так исторически сложилось, что завод специализируется на производстве стерилизованного молока в стеклянной упаковке, длительного хранения (до шести месяцев). Мы не конкурируем в нише молока в стекле, но конкурируем с другими молочными производителями, которые разливают не в стеклянную тару», — объяснил Александр Козлов.
ПЭТ-бутылка гораздо больше распространена на российском рынке молочной продукции, чем стекло. В принципе, такая упаковка конкурирует с картонными упаковками типа Gamble top. Она легкая, прочная и недорогая для производителя. Подходит такая упаковка только для короткого срока хранения, поэтому заменителем для асептической упаковки не станет. Дефицита материалов с ПЭТ и ПЭ сейчас нет, и на российском рынке представлено много производителей ПЭТ- и ПЭ-упаковки.
«Но мягкий пакет (ПЭ) морально устарел, — отметил Игорь Елисеенко. — Этот вид упаковки может порваться при транспортировке, да и покупателю он не очень нравится. Единственное преимущество ПЭ в том, что оборудование для этой упаковки недорогое, а главное, его можно быстро монтировать на заводе. В случае нехватки упаковки можно рассмотреть как альтернативу, хотя бы временную».
Ретейлеры, которые размещают заказы у производителей для своей розницы, сегодня тоже задумываются об альтернативных решениях. Так, компания «ВкусВилл» совместно с поставщиками упаковки пробует варианты из отечественного картона, однако, как признались в компании, пока все проверенные образцы не подходят по качеству. В компании намерены ориентироваться на ПЭТ и ПЭ, пока решение с картонной упаковкой не найдется. Молочная продукция в мягкой упаковке уже реализуется в магазинах Санкт-Петербурга, пока в дизайне от производителя, отметили в компании.
Существует также практика реализации молока без упаковки — на рынках и в молочных автоматах. «Молоко в розлив наиболее популярно в регионах, — говорит Надежда Школкина. — Если на фоне нехватки упаковки этот сегмент будет развиваться, правительство при необходимости готово оказать господдержку производителям молочных автоматов». Но стоит помнить, что молоко в розлив имеет риски. В молочных автоматах продукт разливается в тару производителя, а вот на рынке потребители часто приходят со своей тарой, которая неизвестно как обрабатывалась до этого, да и продавец часто может вызывать сомнения.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов, ИТАР-ТАСС/Александр Колбасов
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl