Дополнительный налог — в факел
Минэнерго, нефтяники и химики выступают против возможного введения НДПИ на попутный нефтяной газ.
Крупнейшие нефтяные компании России готовят совместное обращение к президенту России Владимиру Путину с критикой идеи Минфина ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для попутного нефтяного газа (ПНГ). Предполагается, что в числе подписантов обращения будут представители «Роснефти», «ЛУКойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Русснефти» и Иркутской нефтяной компании.
Минфин предлагает ввести НДПИ для ПНГ в размере 385 рублей на тысячу кубометров. С учетом объемов добычи ПНГ в России (89,5 млрд кубометров в 2018 году) это, как полагают в ведомстве, позволит бюджету получать порядка 35 млрд рублей в год. Инициативу продвигают в комплекте с льготами, предоставленными для освоения Приобского нефтяного месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе. При этом выпадающие доходы бюджета могут составить до 600 млрд рублей за 10 лет. И НДПИ на ПНГ призван покрыть часть этих потерь.
Позиция министерства проста. Как заявил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазонов, ПНГ — это полезное ископаемое, которое, в отличие от всех прочих полезных ископаемых, имеет нулевую ренту, а это недопустимо. Вообще, из слов Алексея Сазонова выходит, что Россия — прямо-таки сказочная страна, где «очень комфортный уровень налогообложения», так что никакой проблемы введение НДПИ на ПНГ не составляет.
Правда, нефтяники и химики с ним не вполне согласны.
Как тушили факелы
ПНГ — это смесь различных газообразных углеводородов, растворенных в нефти. Как правило, речь идет о метане, этане и пропане.
Существуют различные подходы к использованию ПНГ. Его можно, отделив от нефти, использовать как химическое сырье. Можно использовать как топливо для электрогенерации и местного отопления в районах добычи. Можно закачать обратно в пласт для увеличения извлечения нефти.
Впрочем, до недавнего времени попутный газ в России в значительных объемах попросту сжигался в местах добычи. Пылающие денно и нощно факелы были своего рода визитной карточкой районов нефтедобычи.
Добыча ПНГ в России выросла с 35,9 млрд кубометров в 2001 году до 57,9 млрд кубометров к 2010-му. И к концу 2000-х правительство озаботилось проблемой бессмысленно отапливаемой факелами атмосферы. В 2007 году был принят федеральный закон, обязывающий нефтяные компании довести через пять лет уровень утилизации ПНГ до 95%. Целевые установки закона не были выполнены, хотя успехи в продвижении к заветному нормативу были налицо: доля сжигаемого в факелах газа снизилась с 28% в 2010 году до 13% по итогам 2016-го. Правда, затем, с ростом добычи нефти, этот показатель снова пополз вверх: по итогам 2018 года в факелах было сожжено 17% всего добытого ПНГ (16 млрд кубометров — это сравнимо с потреблением газа в Польше).
В 2012 году правительство ввело меры финансового воздействия за загрязнение воздуха при сжигании ПНГ. Целевой показатель 95%, правда, отодвинули на 2020 год, но тогда же в силу вступят новые штрафные коэффициенты, превышающие прежние вчетверо.
Помимо кнута был задействован и пряник. В 2008 году в России было отменено госрегулирование цен на ПНГ, реализуемый газоперерабатывающими заводами для дальнейшей переработки. При госрегулировании цены были низкими, и нефтяным компаниям было выгоднее сжигать ПНГ, чем доставлять его до потенциального покупателя, для чего необходимы большие инвестиции в развитие трубопроводной инфраструктуры.
В целом только крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» (41% общероссийской добычи нефти и газового конденсата по итогам 2018 года) за последние пять лет вложила в утилизацию ПНГ 125 млрд рублей. Порядок суммарных инвестиций отрасли за десятилетие можно прикинуть уже из этих цифр.
Несожженным сырьем стали активно пользоваться отечественные нефтехимики. Лидер отрасли «Сибур» совершил настоящий рывок в развитии, «оседлав» ресурсы ПНГ Западной Сибири (в 2018 году компания переработала 22,3 млрд кубометров этого сырья — почти четверть его общей добычи в России).
Казалось бы, в деле утилизации ПНГ достигнуты зримые успехи, процесс идет в нужном в народнохозяйственном смысле направлении. Зачем же душить его под конъюнктурным фискальным предлогом?
Банкет за чужой счет
В декабре прошлого года глава «Роснефти» Игорь Сечин направил Владимиру Путину письмо, в котором попросил о льготах для крупнейшего в России нефтяного месторождения — Приобского. Сечин указал, что это месторождение высокообводненное (доля воды в нефтяной смеси — свыше 90%), но добычу здесь можно сделать рентабельной за счет льгот. В 2017 году «Роснефть» уже просила (и получила) налоговые льготы в размере 350 млрд рублей для Самотлорского месторождения. Не было отказа и на Приобском, хотя Минфин ранее заявлял о нецелесообразности предоставления льгот, так как при добыче нефти на Приобском месторождении компания уже применяет ряд налоговых льгот по НДПИ.
Приобское месторождение с запасами 2,4 млрд тонн нефти было открыто в 1982 году. Северную его часть разрабатывает «Роснефть» (ее доля оценивается в 1,9–2 млрд тонн, из которых до 440 млн тонн ранее уже было добыто), южную — «Газпром нефть».
И у игроков рынка, равно как и у экспертного сообщества, идея Минфина вызывает недоумение: почему вся отрасль — и даже другие отрасли — должны платить за льготы для двух компаний?
«Введение НДПИ на попутный нефтяной газ может привести к росту цен на электроэнергию и нефтегазохимическую продукцию, при производстве которых этот газ используется — таково мнение Минэнерго. Минфин же заявил, что если Минэнерго найдет альтернативу для компенсации льгот по Приобскому месторождению, то он готов ее рассмотреть. Никаких новых решений и инициатив пока не предложено. Если НДПИ на попутный газ будет введен, получится, что за льготы для “Роснефти” и “Газпром нефти” заплатит вся отрасль».
Любопытно, что и «Роснефть» оказалась в неоднозначной ситуации. Компания получит льготы на освоение одного месторождения — и сама же за это заплатит через НДПИ на ПНГ. Возможно, поэтому и ее можно будет увидеть в подписантах письма президенту.
Считаем потери
По экспертным оценкам, для крупных нефтяных вертикально интегрированных компаний введение НДПИ на ПНГ будет неприятно, но не критично: операционная эффективность снизится в среднем на 0,1–0,15 доллара за баррель. Для сравнения: в 2018 году «Роснефть» генерировала в среднем 13 долларов операционного потока на баррель, «ЛУКойл» — 17, «Газпром нефть» — 19 долларов.
Однако, указывают нефтяники, эта мера ставит под сомнение целесообразность строительства объектов малой генерации на месторождениях, использующих ПНГ при выработке энергии для собственного потребления. А введение налога для закачиваемого в пласт ПНГ приведет к многократному налогообложению одних и тех же объемов.
«С вводом НДПИ проекты по утилизации ПНГ, которые из-за своего небольшого масштаба часто находятся на грани рентабельности, могут стать уверенно убыточными, — рассказывает директор практики “Газ и химия” VYGON Consulting Дмитрий Акишин. — В первую очередь пострадают удаленные от транспортной инфраструктуры и небольшие месторождения. Например, для проекта с уровнем добычи ПНГ полмиллиарда кубометров в год негативный эффект на чистую приведенную стоимость от введения НДПИ в 385 рублей на тысячу кубометров может составить около миллиарда рублей. Таким образом, компании могут встать перед выбором: платить штрафы или реализовывать убыточные проекты. Меньшим злом здесь будет второй вариант. Поэтому существенного влияния от введения НДПИ на попутный нефтяной газ на объемы его утилизации, скорее всего, не окажет. Но пересмотр инвестиционных программ в данном направлении неизбежен».
Меньше повезет малым нефтяным компаниям («независимым»). Как указывают в объединении независимых нефтяных компаний «Ассонефть», инициатива Минфина создает преференции для одних компаний в ущерб другим и нарушает закон «О защите конкуренции».
Теоретически все нефтяные компании могут отделять попутный нефтяной газ от нефти на специальных установках, подготавливать его и продавать. Но для независимых небольших компаний это практически невозможный сценарий, говорит глава «Ассонефти» Елена Корзун.
Строительство многоступенчатых компрессоров для отделения и подготовки небольших объемов попутного нефтяного газа не окупается. Нефтяные участки малых компаний зачастую находятся слишком далеко от магистральных газопроводов. При этом строительство новых веток до магистральной трубы экономически невыгодно. В результате единственное, что остается независимым компаниям, — закачивать газ обратно в пласт для поддержания давления и увеличения нефтеотдачи или сжигать на факеле. В первом случае компаниям придется многократно платить НДПИ за «многоразовую» добычу попутного нефтяного газа. Отказаться от закачки в пласт нельзя: может упасть добыча нефти. Во втором случае налог будет добавляться к штрафам, которые по закону нефтяники платят за сжигание ПНГ с 2012 года.
Среди проигравших также химия. Например, «Сибур» сейчас перерабатывает 23 млрд кубометров ПНГ. А будет больше. Так, этой осенью запущен в тестовом режиме грандиозный нефтехимический комплекс «Запсибнефтехим» в Тобольске (идея проекта, к слову, основана на дешевизне сырья). Если НДПИ на ПНГ все же будет введен, а нефтяникам удастся полностью переложить эти дополнительные издержки в контрактные цены (что они, вероятно, и постараются сделать, хотя «Сибур» и работает по долгосрочным контрактам), то стоимость сырья для «Сибура» вырастет примерно на 7%, или на 8,5–9 млрд рублей в год (на 4–5% от текущей EBITDA компании).
Как отметили в «Сибуре», «в мировой практике нет примеров налогообложения добычи попутного нефтяного газа, поскольку он является побочным продуктом нефтедобычи».
Источники в отрасли указывают на нелогичность политики подобной «компенсации» льгот для двух компаний за счет ряда отраслей — нефтяной, нефтехимической, переработки полимеров, потребляющих полимеры индустрий (поскольку новые затраты распределятся по цепочке). Такой подход вступает в противоречие с политикой стимулирования глубокой переработки углеводородов, появляется необходимость пересчета экономической эффективности как действующих производств, так и будущих возможных проектов. Поэтому, отмечают химики, если и вводить НДПИ на ПНГ, то одновременно с механизмом 100-процентного вычета по нему в случае дальнейшей переработки ПНГ.
«Маловероятно, что инициатива Минфина будет исполнена именно в текущем варианте из-за очень сомнительной логики и отсутствия внятных аргументов. С одной стороны, правительство дает понять, что будет субсидировать нефтехимические предприятия, а с другой стороны, собирается увеличить для них налоговую нагрузку. Минфин обосновывает свою инициативу выпадающими доходами бюджета из-за льгот “Роснефти” и “Газпром нефти” при добыче на Приобском месторождении. Соответственно возникает логичный вопрос: почему другие компании, например нефтехимические, должны платить за нефтяников?» — резюмирует старший инвестиционный консультант «БКС Брокер» Максим Ковязин.
Валентин Кузьмин /ИТАР-ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl