Трасса М-11 стала испытательным полигоном для беспилотных грузоперевозок

ЭкспертАвто

Дальнобойщики смогут расслабиться

Трасса М-11 (Москва — Санкт-Петербург) стала испытательным полигоном для беспилотных грузоперевозок. И соревнованием «СтарЛайна», КамАЗа и «Сберавтотеха» на лучшую систему робовождения

Александр Астапов

Тягачи КамАЗ оснащены собственным робопилотом четвертого уровня, подразумевающим вмешательство водителя в экстренных ситуациях. И при движении на нероботизированных участках трассы, само собой — например, на объезде Твери по участку М-10. TASS

На трассе М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург) дан старт автономным грузоперевозкам беспилотными автомобилями. М-11 назначена «цифровой песочницей» для проекта «Беспилотные логистические коридоры». До 2024 года перевозки будут осуществляться в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Расходы на реализацию программы из федерального бюджета на этот срок — 5,2 млрд рублей, включая создание перегрузочных хабов в подмосковных Химках и в поселке Шушары (Ленинградская область) и «роботизацию» самой магистрали. До сих пор не закончен северный обход Твери, поэтому пока, до конца следующего года, придется выезжать на участок «неинтеллектуальной» трассы М-10 в ручном режиме. Запланированный же Минтрансом на этот год объем автоматизированных грузоперевозок по М-11 шестью машинами — 32,7 млн тонно-километров за 2500 проездов. В 2024-м намечается увеличить объемы более чем вчетверо вдвое большим количеством роботраков.

О том, что представляет собой «грузовая» беспилотность, «Эксперт» уже писал (см. «Киберпанк на дорогах», № 25 за 2021 год). Напомним кратко. В отличие от беспилотных такси, опирающихся в основном на собственный интеллект и лишь отчасти на треки спутниковой навигации, роботраки обладают относительно урезанной бортовой системой в пользу внешней. Вовне же умная дорога включает в себя центр управления, отслеживающий изменения на дороге в режиме реального времени (автоматически, но под контролем диспетчеров) и вносящий их в высокоточную цифровую карту трассы, а также координирующий между собой транспортные средства посредством 5G-связи. Разработка, к слову, отечественная: цифровой двойник магистрали создан РосдорНИИ и компанией «СофтТелематика».

Таким образом, лидаров и радаров машине требуется меньше, бортовой компьютер не столь мощный — зато обмен информацией на всем протяжении дороги с диспетчерской и «внешним мозгом» более плотный. Водитель при этом сидит в кабине, но занят только на въезде и съезде с трассы, а также в качестве экспедитора.

Такой робопилот дешевле «городского», а вот умная дорога, по разным оценкам, стоит от 5 до 20 млн рублей за каждый километр. Главное же преимущество «радиоуправления» в возможной скорости движения, намного большей, чем 60 км/ч, по сей день непреодолимого барьера для беспилотных такси. Кроме того, на магистрали, проходящей вне городской застройки, куда меньше возможных опасных ситуаций, что требует меньшего времени на обучение машины ездить, а потому меньший «вступительный взнос» для желающих войти в тему, которая впоследствии может стать серьезным бизнесом для производителей робокомплектов.

Робопилот «СтарЛайна» установлен на тягач Mercedes, но, как и аналогичная система «Сберавтотеха», может быть приспособлен к любому «дальнобойному» грузовику. TASS

Ожидается, что беспилотность повысит эффективность перевозок. Уже на первом этапе оптимизированный ИИ-режим движения позволит экономить топливо, увеличит среднюю скорость, а главное — кардинально сократит аварийность. В дальнейшем же это даст возможность круглосуточного движения с минимумом остановок на дозаправку. Пока же об экономической эффективности говорить рано: по официальным данным на конец 2021 года, расчетная цена беспилотного КамАЗа-54907 с четвертым уровнем автономности составляла порядка 19 млн рублей (в два с лишним раза больше обычного тягача). Сейчас же, по данным неофициальным, — около 20 млн, это тоже вдвое больше цены грузовика-носителя (но уже более простого, модели 54901).

Очень дорого, но эффект масштаба должен многократно снизить цену «беспилотной» части. И не только благодаря внедрению тысяч «дальнобойных» тягачей. Аналогично устроены «автопилоты» автомобилей для технологических (внутризаводских, складских, портальных, карьерных) и арктических перевозок, работу над которыми ведут КамАЗ, «Урал», «Эвокарго» и другие. А эти сегменты представляются едва ли не более перспективными в экономическом плане. Технологическому транспорту, движущемуся по закрытым территориям, дешевле обустроить умную дорогу, арктическим же она и вовсе не нужна: диспетчерский пульт и «внешний мозг» обустраиваются в машине, ведущей караван. Даже при нынешней относительно низкой зарплате водителей (но уже проступившем дефиците кадров и малой популярности профессии у молодых) такие системы могут окупаться быстрее «дальнобойных», а подавно роботакси и рободоставщиков.

В «дальнобойном» же эксперименте на М-11 участвуют КамАЗ, «СтарЛайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», «Газпромнефть-снабжение», ПЭК и оператор дороги «Автодор». В ближайшем будущем к ним присоединится «Сберавтотех».

Итак, четыре логистические компании, оператор умной дороги и три разработчика робота-дальнобойщика. Кто первый из троицы? КамАЗ первый получил одобрение типа транспортного средства, а 14 июня три его тягача перевезли первый груз с максимальной скоростью 90 км/ч. Поездка прошла успешно и даже с опережением графика на час, стационарные системы сопровождения тоже показали себя как надо. Вот только к этому моменту тягачи «СтарЛайна» и «Сберавтотеха» не первый месяц ездили по трассе («СтарЛайн» так и вовсе заявил о начале испытаний на М-11 в октябре 2021 года). А 13 июня грузовик «СтарЛайна» был продемонстрирован прессе (компания назвала мероприятие «открытыми испытаниями», пройдя под наблюдением журналистов участок от Зеленограда до Твери. Всего же в тот день машина прошла 684 км со средней скоростью 65 км/ч. КамАЗ же тестировал технику на своих площадках и полигоне НАМИ. В основном на своей закрытой площадке тестировали технику и в «Сберавтотехе», официально включившемся в «гонку грузовиков» позже других, осенью прошлого года. И вслед за КамАЗом сертифицировали свою технику. Чей робот совершеннее — покажет только практика грузоперевозок, в процессе которых будет и совершенствоваться софт, а возможно, и меняться конфигурация харда — лидаров, радаров, инерционных датчиков…

В планах правительства — создать к 2030 году сеть из 19,5 тыс. километров «беспилотных» федеральных дорог, включая грузовой коридор, соединяющий Москву и Санкт-Петербург с Западным Китаем. На протяжении которого «дальнобойщикам» придется лишь изредка контролировать матчасть и дозаправлять автомобили. По дороге попивая кофе да раскуривая сигару, а может, и макая ее в стакан с коньяком.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разгрузи потихоньку помойку Разгрузи потихоньку помойку

Гибридный «Урал» — лучшая альтернатива и дымящим-рычащим мусоровозам

Эксперт
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Миры миров Миры миров

Как стать президентом в мультивселенной

Популярная механика
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Финальный аккорд балканской трагедии Финальный аккорд балканской трагедии

Запад принуждает Сербию к полной капитуляции по «косовскому вопросу»

Эксперт
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Криптопанки надули пузырь Криптопанки надули пузырь

Почему у NFT в сегодняшнем виде нет будущего

Эксперт
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
«Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!) «Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!)

Какими качествами обладает идеальный сотрудник?

Maxim
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
Потерянная туфелька и утраченная актуальность Потерянная туфелька и утраченная актуальность

Краткая история Золушки от египетских пирамид

Weekend
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Началась охота на дропперов Началась охота на дропперов

База данных Банка России позволит полиции эффективнее отлавливать дропперов

Монокль
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Режим признан нелетным Режим признан нелетным

Почему закрываются ЭПР по тестированию дронов в регионах России

Ведомости
Свой или чужой Свой или чужой

Как судить человека, если судьба предопределила ему две роли — жертвы и палача?

Дилетант
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы? Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы?

Почему спутник Юпитера Европа — перспективный объект исследования?

Наука и техника
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Шеф — поставщик: здесь и сейчас Шеф — поставщик: здесь и сейчас

Как в разных регионах находят необычные продукты и превращают в уникальные блюда

Bones
Открыть в приложении