Эта актриса заставляет нас с трепетом смотреть на сцену

ЭкспертКультура

Чудо Алисы Фрейндлих

Что происходит, когда мы видим на сцене актрису, которую хорошо знаем по другим ролям

Вячеслав Суриков

Алиса Фрейндлих в спектакле «Волнение», поставленном Иваном Вырыпаевым на сцене БДТ по пьесе собственного сочинения

Книга пишется для самого акта чтения. Книга всегда про того, кто ее читает. Смысл книги в волнении, которое мы испытываем соприкасаясь с чем-то, что подтверждает нашу бесконечность. Иван Вырыпаев «Волнение»

Алиса Фрейндлих — актриса, заставляющая нас с трепетом смотреть на происходящее на сцене с ее участием. В карьере актера может наступить этап, когда его собственное имя оказывается сильнее имени персонажа, чей образ он создает. За ним тянется шлейф сыгранных ролей, но каждая из них уже не просто прихоть режиссера или продюсера, а часть его личной биографии. Он прожил эти роли, отдал им свою внешность и свой голос, но однажды они получат и его имя. Даже в случае, если актер играет исторического персонажа, он все равно остается самим собой. И если из-за этого мы не можем принять до конца условность театрального действия, то все же получаем взамен другой, не менее сильный эффект: оказываемся свидетелями нескольких жизней человека, хорошо нам известного, вызывающего у нас поток личностных ассоциаций, всплывающих из глубин накопленного нами культурного и эмоционального опыта, который связан с этим актером множеством невидимых нитей.

«Волнение» — пьеса, написанная драматургом Иваном Вырыпаевым специально для Алисы Фрейндлих и им же поставленная на сцене БДТ. Персонаж, которого она играет, — писательница родом из Польши, ныне живущая в США. Она успела прославиться на весь мир. От Нобелевской премии ее отделяют лишь несколько шагов. Интервью польскому изданию может помочь совершить их. Его берет журналист, приехавший из Польши в Нью-Йорк в надежде однажды там остаться. Он должен стать частью хорошо просчитанной комбинации, которая разыгрывается вокруг литературной знаменитости. Но вместо того, чтобы довольствоваться скромной ролью, доставшейся ему по воле случая, начинает свою игру, что делает ход событий непредсказуемым. Он принимается задавать вопросы, которые ему задавать не следовало, но как раз таких вопросов от него и ждала собеседница. Они дают ей повод выставить напоказ залежавшиеся в шкафу ее души скелеты, которых с годами становится все больше и больше.

Иван Вырыпаев усложняет действие пьесы кинематографическим приемом: мы не только наблюдаем актеров на сцене, но и слышим авторский текст, объясняющий нам скрытую мотивацию происходящего на сцене. Зритель получает возможность быстро проникнуть в сознание персонажей спектакля и дальше считывать еще один смысловой слой происходящего на сцене: мы видим не просто интервью, способное в случае удачного стечения обстоятельств изменить к лучшему судьбы сразу нескольких людей, но мистерию, в которой приоткрываются глубокие смысловые слои человеческого бытия. Он дидактичен. Хочет все объяснить. И разом обнажает наслоившиеся друг на друга парадоксы человеческого существования. У него словно появился единственный шанс выстроить отношения с очень важным собеседником, и он пытается его использовать на все сто процентов. Как посланник неведомой вселенной, изо всех сил старается он донести до зрителя максимум смыслов в сжатой форме, требуя, чтобы тот до предела сконцентрировался в момент восприятия.

За степень этой концентрации как раз и отвечает Алиса Фрейндлих. Мы следим за историей ее персонажа, сотканной из шокирующих подробностей. При этом до конца не понимаем, какие из них правда, а какие вымышлены. Закадровый голос диктует нам исходный тезис: миф, вымысел, порожденный исключительно воображением, ничуть не менее значим, чем реальность. Это тем более важно, что мы имеем дело с писателем, проживающим жизнь своих персонажей даже более интенсивно, чем собственную. Или же наоборот: они проживают внутри своих произведений разные вариации своей жизни. В какой-то момент реальность вымысла неизбежно смешивается с той, внутри которой он существует. И писатель — демиург собственных миров несет ответственность за поступки порожденных его воображением героев. Они, как его дети, приносят ему страдание и наслаждение, но и то и другое только увеличивает его счастье.

Фрейндлих играет так, что мы не видим швов, из которых сшит ее образ. Она надевает эту роль, как пришедшийся впору костюм. Ее героиня с азартом идет на поводу у польского журналиста и говорит ему все, что тот хочет услышать. При этом не правду, но то, что могло бы заинтересовать собеседника; она потакает его страсти к сенсации и одновременно своей страсти к созданию вымышленной реальности, где чуть больше драматизма, чем в той, которую проживают реальные люди. В одной ее мать изнасиловал немецкий офицер, в другой та не только добровольно вступила с ним в связь, но и сотрудничала с нацистами. Автор устами одного из своих персонажей утверждает, что миф и реальность не просто влияют друг на друга — они неразрывно связаны. Так же как неразрывно связаны актер и персонаж, которого он играет. Это не просто маска, которую актер надевает на сцене, а потом снимает и начинает жить совершенно отдельной жизнью, это часть его личности.

В «Волнении» зритель оказывает в ситуации, когда он, скорее всего, отлично знает актрису и ничего не знает о персонаже. И Алиса Фрейндлих на наших глазах превращается в американскую, польского происхождения, писательницу по имени Улья Рихте. До какогото момента она хорошо знакомая нам актриса, чьи тембр голоса и внешность мы знаем до малейших подробностей, а потом мы видим Рихте — женщину, хватающуюся за диалог с журналистом как за последнюю возможность стать самой собой. Для нее интервью — возможность исповеди, за которую она готова заплатить любую цену, даже если цена — Нобелевская премия. Но при этом она не перестает быть писательницей, не может выключить свое воображение. Даже в такой момент Улья Рихте продолжает создавать миф о самой себе, будучи не в силах удержать игру своего воображения — она для нее одно из величайших в мире наслаждений.

Вырыпаев проходится по болевым точкам сознания современного человека, который вынужден вести образ жизни, соответствующий ожиданиям общества. Стоит ему перестать их оправдывать, перестать вписываться в общепринятую схему, как общество отворачивается от него и даже делает его изгоем. Если же ему удается ценой титанических усилий противостоять этому давлению и взломать одну из действующих схем, ей на смену приходит другая — не менее жесткая. Он словно оказывается в лабиринте, бесконечно блуждая в котором создает внешнюю модель самого себя, стирая из своей биографии все сомнительные пункты, и при этом забывает, кто он на самом деле. Но однажды ему все-таки придется встретиться с самим собой, и чем дольше он оттягивает момент встречи, тем сильнее обостряются его внутренние конфликты и тем более драматичным окажется их разрешение.

Волнение — чувство, предшествующее, по мнению драматурга, акту любви и акту насилия. Вырыпаев подбрасывает нам идею, которая должна не столько все объяснить, сколько заставить нас выйти за рамки увиденной истории. Это его собственное откровение, слова, произнесенные им от первого лица. И тут он становится чем-то большим, чем просто закадровый голос. Он демиург всего, что мы видим. Для чего он это создает? Чтобы пережить таинственное мгновение, которое предшествует появлению в его жизни чего-то совершенного нового и необычного, что может изменить его жизнь, насытить ее новыми красками. Для чего он играет судьбами персонажей? Для чего делает их счастливыми или несчастными? Вырыпаев любит озадачивать зрителя загадочными параллелями, из которых можно сделать какой угодно вывод, — он безупречно владеет таким искусством. Автор дает ответ на этот вопрос в реплике, которую произносит героиня Алисы Фрейндлих: «Смысл пьесы в том, чтобы ее смотреть, — пьеса всегда пишется про того, кто ее смотрит».

Фото: Станислав Левшин

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Идеальный шанс нарастить производство Идеальный шанс нарастить производство

Валерий Покорняк рассказывает о возможностях российского бизнеса на фоне кризиса

Эксперт
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Не царский сын? Не царский сын?

Рождение Павла Петровича вызвало много пересудов при дворе

Дилетант
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Тадеуш Боровский Тадеуш Боровский

Польша сегодня наш главный оппонент в исторических дискуссиях

Дилетант
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России

Почему наконец совершился знаковый качественный прорыв в белых винах

РБК
Деньги на стойку Деньги на стойку

Как ГК Key Point развивает региональную сеть центров обработки данных

Ведомости
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
«Наша цель — создание персональнои витрины для каждого клиента» «Наша цель — создание персональнои витрины для каждого клиента»

Динара Юнусова о том, как развивается сегмент финансовых маркетплейсов

Деньги
Перестройка по-американски Перестройка по-американски

Европейский кризис приносит пользу экономике США

Деньги
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий» Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»

Юлия Пересильд о том, стоит ли бояться ИИ и какие фильмы любит пересматривать

Ведомости
Нефтяной покер Трампа Нефтяной покер Трампа

Снижение мировых цен на нефть: политический блеф или продуманная комбинация

Деньги
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Борьба с галочками Борьба с галочками

Сколько зарабатывают маркетплейсы и как ФАС борется с галочками

Ведомости
Нужна помощь! Нужна помощь!

8 ситуаций, когда точно пора к психологу

Лиза
Бизнес с историей Бизнес с историей

Чем выгодны покупки инвесторами помещений в объектах культурного наследия

Ведомости
В четыре руки В четыре руки

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто молчать

Afternoon Seasons of life
Гуляем на масленицу! Гуляем на масленицу!

5 веселых сценариев праздника для всей семьи – масленицы

Лиза
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Очень приятно, принц! Очень приятно, принц!

Советы и места, где искать мужчину мечты

Лиза
Открыть в приложении