Российский авторынок пытается приспособиться к новой реальности

ЭкспертАвто

Авторынок ищет точки опоры

Российский авторынок пытается приспособиться к новой реальности и беспрецедентному провалу продаж. Игроки надеются на возобновление работы автозаводов в РФ, на развитие схем параллельного импорта, поддержку программ кредитования. Одновременно стремительно наращивают свое присутствие китайцы

Алексей Грамматчиков

Запасов новых машин на складах осталось на два-три месяца, при этом в условиях дефицита поддерживаются высокие цены. EPA/Maxim Shipenkov/ТАСС

Заводы стоят, импорт на паузе, цены взлетели до небес. Российский авторынок переживает самый значимый кризис в новейшей истории: падение продаж не удерживают никакие тормоза, рынок головокружительно скатывается вниз — по итогам мая реализация новых легковых машин в РФ улетела на беспрецедентные минус 83%, по сравнению с маем прошлого года. В апреле и марте падение составило, соответственно, 78 и 62% (см. график 1). За счет более приличных результатов февраля и января, по итогам пяти месяцев, рынок упал более умеренно — на 52% до 318 тыс. автомобилей с 663 тыс. единиц за период январь — май 2021 года. Хотя полностью продажи машин в России пока не встали: складских запасов может хватить еще на несколько месяцев, тоненькими ручейками начинает течь параллельный импорт, растет доля китайских автомобилей.

График 1. В мае продажи авто почти встали

Производственный простой

Санкции, сбой логистических цепочек, дефицит чипов и прочие проблемы парализовали работу российского автопрома: из полутора десятков автомобильных заводов в РФ к настоящему времени худо-бедно возобновили производство легковых автомобилей пять. Стоявший весь май и часть апреля АвтоВАЗ 8 июня вновь включил конвейер: стартовало производство «антисанкционной» модели Lada Granta Classic c урезанным набором опций — без подушки безопасности, иммобилайзера, кнопки ЭРА-ГЛОНАСС, антиблокировочной системы (ABS) и системы курсовой устойчивости (ESС), — зато по цене около 700 тыс. рублей. Сейчас ежедневно автозавод выпускает порядка 600 таких автомобилей, и, несмотря на ограниченную комплектацию, машины идут нарасхват. Кроме того, предположительно на конвейер в июле может вернуться внедорожник Niva Legend, ее будут выпускать по 200 единиц в день. Еще в конце июля на АвтоВАЗе рассчитывают запустить линию сборки машин на платформе B0 — будет возобновлено производство модели Lada Largus в количестве около 300 автомобилей в день. Таким образом, к августу суточный ритм крупнейшего российского автопредприятия может превысить 1,1 тыс. автомобилей в сутки. Это даст АвтоВАЗу шанс начать выбираться из ямы: за пять месяцев года продажи у компании упали на 58%, со 160,1 тыс. до 67,2 тыс. единиц (в мае, понятно, падение продаж было более фатальным — на минус 84%).

Без серьезных сбоев продолжает выпускать автомобили УАЗ. Именно поэтому в текущем году этот производитель продемонстрировал самую небольшую динамику падения: продажи УАЗов с начала года снизились на 21%, до 8,1 тыс. единиц. Удается поддерживать выпуск легких коммерческих автомобилей и на нижегородском ГАЗе: с трудом, но все же преодолевая нехватку комплектующих, предприятию в текущем году удалось отгрузить клиентам 13,1 тыс. «Газелей» и «Соболей», что на 32% меньше прошлогодних показателей. С начала июня заработал также калининградский «Автотор», куда наконец поступили собираемые здесь машинокомплекты Hyundai и Kia — сейчас здесь собирается ежедневно порядка 200 автомобилей (до кризиса объем производства составлял 900 штук в день).

Ключевое же предприятие Hyundai/Kia в России под Санкт-Петербургом пока простаивает. Из-за этого продажи «корейцев» в России находятся в серьезном провале (Hyundai — минус 48%, Kia — минус 53% с начала года, а по итогам мая эти марки обрушились более чем на 80%). Продолжают стоять заводы Volkswagen и Stellantis под Калугой, Toyota и Nissan под Санкт-Петербургом и другие иностранные предприятия. Из-за этого продажи Volkswagen в мае, по сути, встали (−94%), как и у Nissan (−89%) и Toyota (−94%). Остановила свой завод в Москве и официально ушла с рынка французская Renault (−86%). Практически остановился и импорт, связанный с премиальными марками: Audi в мае снизила продажи на 88%, Volvo — на 96%, Porsche — на 95% (см. таблицу).

Топ-20 марок на российском авторынке по итогам продаж в мае и за январь—май 2022 г.

Из иностранных компаний лучше всего сейчас выглядят китайские бренды. Так, завод Haval под Тулой не только не приостановил деятельность, но и запустил выпуск новой перспективной модели — компактного кроссовера Dargo, официальные продажи которого начались в июне. Весной из-за карантина в Китае на заводе наблюдались перебои с поставки машинокомплектов, однако по итогам пяти месяцев Haval показал одно из самых небольших снижений — 21%, до 10 тыс. единиц (в мае у марки было снижение на 72%). Но самую лучшую динамику на рынке демонстрирует другой китайский бренд, Geely, его продажи за пять месяцев года сократились всего на 6% (до 6,8 тыс. штук) благодаря удачно налаженной поставке машин с завода в Беларуси. Неплохо смотрятся показатели марки Changan, которая сократила продажи в текущем году всего на 8% (до 1,85 тыс. в период с января по май). Начал активно наступление на российский рынок и китайский бренд Dong Feng, который по итогам мая вошел в первую двадцатку ведущих марок. В итоге, по данным «Автостата», в мае доля китайских брендов на российском авторынке достигла 16,9%. И это при том, что в мае 2021 года она составляла 6,9%. То есть, по сути, каждый шестой продаваемый автомобиль в России сегодня уже китайский. «Сейчас на российский рынок в основном поставляются авто из Китая (Chery, Exeed, Geely, Haval) и Южной Кореи (Hyundai). При этом практически все поставки Haval обеспечивает завод под Тулой, а Geely — белорусский завод “БелДжи”. Все остальные поставки приостановлены как минимум до конца года, а если автомобиль и попадает к дилерам, значит, он был заказан еще давно и сейчас только добрался», — комментирует Владимир Чернов, аналитик «Фридом Финанс».

Ценовой и кредитный удар

Впрочем, обрушение продаж не означает, что новых автомобилей на складах нет вовсе. В условиях дефицита автодилеры придерживают ходовой товар, сохраняя высокие цены. То есть машины в салонах купить сейчас можно, но задорого. Например, средняя стоимость популярных массовых моделей кроссоверов сейчас стартует с 2,53 млн рублей — еще недавно немыслимая цена для среднего потребителя. Не редкость, когда среднеразмерный кроссовер массовой марки сейчас уходит к покупателю за пять миллионов рублей — такими ценниками еще в прошлом году обозначались модели премиальных брендов. «Дефицит автомобилей сейчас ощущается достаточно остро. Самые топовые и востребованные автомобили, которые были в свободной продаже, подходят к концу. Есть еще автомобили, которые дилеры не выставляют в шоурумы, ожидая, что в будущем смогут продать их более выгодно», — рассказывает Андрей Ольховский, генеральный директор группы компаний «Автодом».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Донбасс. Как начиналась война Донбасс. Как начиналась война

Кто поджег украинский Восток в 2014 году?

Эксперт
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Болеешь — доплати Болеешь — доплати

Страховщики хотят получить доступ к медицинским данным потенциальных клиентов

Эксперт
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Новые трассы — новые сметы Новые трассы — новые сметы

Дорожные строители предъявили производителям спрос на нишевую спецтехнику

Эксперт
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Арест в Чаде Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Арест в Чаде

Бах, бах, бах – раздалось откуда-то снаружи

4x4 Club
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Растущий на обочине Растущий на обочине

Да, пожалуй, ни одну из дорог невозможно представить без этого растения

Наука и жизнь
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Ипотека на самострой Ипотека на самострой

Новый ипотечный продукт призван подхлестнуть угасающий спрос на загородное жилье

Эксперт
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Эхо горы Эхо горы

«Волшебная гора» Томаса Манна: роман-собор, роман-университет, роман-путешествие

Weekend
Как ИИ помогает диагностировать смертельные болезни, и чего он пока не умеет Как ИИ помогает диагностировать смертельные болезни, и чего он пока не умеет

Как нейросети могут помочь врачам в их работе?

Inc.
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах 7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах

Топ-7 романов о кризисах в браках и их преодолении

Psychologies
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
Стресс может нарушить память и привести к страху в безобидной ситуации Стресс может нарушить память и привести к страху в безобидной ситуации

Как стресс влияет на формирование памяти?

ТехИнсайдер
20 вопросов, которые нужно себе задать, чтобы выявить красные флаги в отношениях 20 вопросов, которые нужно себе задать, чтобы выявить красные флаги в отношениях

Честные ответы на эти вопросы помогут заметить все красные флаги в отношениях

Psychologies
Размер имеет значение: насколько вредно для здоровья увеличение груди большими имплантами Размер имеет значение: насколько вредно для здоровья увеличение груди большими имплантами

Пластический хирург — обо всех нюансах операции по увеличению груди

ТехИнсайдер
Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке

Как король бельгийцев завоёвывал Африку

Forbes
Хозяин порта Хозяин порта

Фантастический рассказ Роберта Чамберса «Хозяин порта»

Наука и жизнь
Как человеческий мозг может быть таким большим Как человеческий мозг может быть таким большим

Для чего человеческому мозгу такие активные нейроны?

ТехИнсайдер
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Зимняя Башкирия Зимняя Башкирия

Башкортостан не зря называют «русской Швейцарией»

Отдых в России
Равнение на середину Равнение на середину

Простые упражнения для тонкой талии и плоского живота

Лиза
Не надо паники! Не надо паники!

В чем причины панической атаки и как остановить мучительный приступ

Лиза
«Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви» «Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви»

Почему буддизм не заставил японцев отказаться от рыбы

N+1
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Семь причин сонливости Семь причин сонливости

Спите 7–8 часов, а днём всё равно клюёте носом?

Здоровье
Открыть в приложении