Российский авторынок пытается приспособиться к новой реальности

ЭкспертАвто

Авторынок ищет точки опоры

Российский авторынок пытается приспособиться к новой реальности и беспрецедентному провалу продаж. Игроки надеются на возобновление работы автозаводов в РФ, на развитие схем параллельного импорта, поддержку программ кредитования. Одновременно стремительно наращивают свое присутствие китайцы

Алексей Грамматчиков

Запасов новых машин на складах осталось на два-три месяца, при этом в условиях дефицита поддерживаются высокие цены. EPA/Maxim Shipenkov/ТАСС

Заводы стоят, импорт на паузе, цены взлетели до небес. Российский авторынок переживает самый значимый кризис в новейшей истории: падение продаж не удерживают никакие тормоза, рынок головокружительно скатывается вниз — по итогам мая реализация новых легковых машин в РФ улетела на беспрецедентные минус 83%, по сравнению с маем прошлого года. В апреле и марте падение составило, соответственно, 78 и 62% (см. график 1). За счет более приличных результатов февраля и января, по итогам пяти месяцев, рынок упал более умеренно — на 52% до 318 тыс. автомобилей с 663 тыс. единиц за период январь — май 2021 года. Хотя полностью продажи машин в России пока не встали: складских запасов может хватить еще на несколько месяцев, тоненькими ручейками начинает течь параллельный импорт, растет доля китайских автомобилей.

График 1. В мае продажи авто почти встали

Производственный простой

Санкции, сбой логистических цепочек, дефицит чипов и прочие проблемы парализовали работу российского автопрома: из полутора десятков автомобильных заводов в РФ к настоящему времени худо-бедно возобновили производство легковых автомобилей пять. Стоявший весь май и часть апреля АвтоВАЗ 8 июня вновь включил конвейер: стартовало производство «антисанкционной» модели Lada Granta Classic c урезанным набором опций — без подушки безопасности, иммобилайзера, кнопки ЭРА-ГЛОНАСС, антиблокировочной системы (ABS) и системы курсовой устойчивости (ESС), — зато по цене около 700 тыс. рублей. Сейчас ежедневно автозавод выпускает порядка 600 таких автомобилей, и, несмотря на ограниченную комплектацию, машины идут нарасхват. Кроме того, предположительно на конвейер в июле может вернуться внедорожник Niva Legend, ее будут выпускать по 200 единиц в день. Еще в конце июля на АвтоВАЗе рассчитывают запустить линию сборки машин на платформе B0 — будет возобновлено производство модели Lada Largus в количестве около 300 автомобилей в день. Таким образом, к августу суточный ритм крупнейшего российского автопредприятия может превысить 1,1 тыс. автомобилей в сутки. Это даст АвтоВАЗу шанс начать выбираться из ямы: за пять месяцев года продажи у компании упали на 58%, со 160,1 тыс. до 67,2 тыс. единиц (в мае, понятно, падение продаж было более фатальным — на минус 84%).

Без серьезных сбоев продолжает выпускать автомобили УАЗ. Именно поэтому в текущем году этот производитель продемонстрировал самую небольшую динамику падения: продажи УАЗов с начала года снизились на 21%, до 8,1 тыс. единиц. Удается поддерживать выпуск легких коммерческих автомобилей и на нижегородском ГАЗе: с трудом, но все же преодолевая нехватку комплектующих, предприятию в текущем году удалось отгрузить клиентам 13,1 тыс. «Газелей» и «Соболей», что на 32% меньше прошлогодних показателей. С начала июня заработал также калининградский «Автотор», куда наконец поступили собираемые здесь машинокомплекты Hyundai и Kia — сейчас здесь собирается ежедневно порядка 200 автомобилей (до кризиса объем производства составлял 900 штук в день).

Ключевое же предприятие Hyundai/Kia в России под Санкт-Петербургом пока простаивает. Из-за этого продажи «корейцев» в России находятся в серьезном провале (Hyundai — минус 48%, Kia — минус 53% с начала года, а по итогам мая эти марки обрушились более чем на 80%). Продолжают стоять заводы Volkswagen и Stellantis под Калугой, Toyota и Nissan под Санкт-Петербургом и другие иностранные предприятия. Из-за этого продажи Volkswagen в мае, по сути, встали (−94%), как и у Nissan (−89%) и Toyota (−94%). Остановила свой завод в Москве и официально ушла с рынка французская Renault (−86%). Практически остановился и импорт, связанный с премиальными марками: Audi в мае снизила продажи на 88%, Volvo — на 96%, Porsche — на 95% (см. таблицу).

Топ-20 марок на российском авторынке по итогам продаж в мае и за январь—май 2022 г.

Из иностранных компаний лучше всего сейчас выглядят китайские бренды. Так, завод Haval под Тулой не только не приостановил деятельность, но и запустил выпуск новой перспективной модели — компактного кроссовера Dargo, официальные продажи которого начались в июне. Весной из-за карантина в Китае на заводе наблюдались перебои с поставки машинокомплектов, однако по итогам пяти месяцев Haval показал одно из самых небольших снижений — 21%, до 10 тыс. единиц (в мае у марки было снижение на 72%). Но самую лучшую динамику на рынке демонстрирует другой китайский бренд, Geely, его продажи за пять месяцев года сократились всего на 6% (до 6,8 тыс. штук) благодаря удачно налаженной поставке машин с завода в Беларуси. Неплохо смотрятся показатели марки Changan, которая сократила продажи в текущем году всего на 8% (до 1,85 тыс. в период с января по май). Начал активно наступление на российский рынок и китайский бренд Dong Feng, который по итогам мая вошел в первую двадцатку ведущих марок. В итоге, по данным «Автостата», в мае доля китайских брендов на российском авторынке достигла 16,9%. И это при том, что в мае 2021 года она составляла 6,9%. То есть, по сути, каждый шестой продаваемый автомобиль в России сегодня уже китайский. «Сейчас на российский рынок в основном поставляются авто из Китая (Chery, Exeed, Geely, Haval) и Южной Кореи (Hyundai). При этом практически все поставки Haval обеспечивает завод под Тулой, а Geely — белорусский завод “БелДжи”. Все остальные поставки приостановлены как минимум до конца года, а если автомобиль и попадает к дилерам, значит, он был заказан еще давно и сейчас только добрался», — комментирует Владимир Чернов, аналитик «Фридом Финанс».

Ценовой и кредитный удар

Впрочем, обрушение продаж не означает, что новых автомобилей на складах нет вовсе. В условиях дефицита автодилеры придерживают ходовой товар, сохраняя высокие цены. То есть машины в салонах купить сейчас можно, но задорого. Например, средняя стоимость популярных массовых моделей кроссоверов сейчас стартует с 2,53 млн рублей — еще недавно немыслимая цена для среднего потребителя. Не редкость, когда среднеразмерный кроссовер массовой марки сейчас уходит к покупателю за пять миллионов рублей — такими ценниками еще в прошлом году обозначались модели премиальных брендов. «Дефицит автомобилей сейчас ощущается достаточно остро. Самые топовые и востребованные автомобили, которые были в свободной продаже, подходят к концу. Есть еще автомобили, которые дилеры не выставляют в шоурумы, ожидая, что в будущем смогут продать их более выгодно», — рассказывает Андрей Ольховский, генеральный директор группы компаний «Автодом».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Немирное «земледелие» Немирное «земледелие»

Как работает система залпового минирования

Популярная механика
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Возможно ли «цивилизационное равнодушие» России к «коллективному Западу»? Возможно ли «цивилизационное равнодушие» России к «коллективному Западу»?

Россия должна найти свой образ будущего, а не искать единства с Европой

Эксперт
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
«Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!) «Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!)

Какими качествами обладает идеальный сотрудник?

Maxim
Дело жизни Дело жизни

Научное определение сексуальности

Psychologies
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Большой Дракон: как Брюс Ли изменил голливудский экшен-фильм Большой Дракон: как Брюс Ли изменил голливудский экшен-фильм

Как Брюс Ли взбодрил и обновил голливудский менстрим

Правила жизни
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
Корея против Кореи Корея против Кореи

Эту войну называют «забытой». В Советском Союзе о ней мало писали и говорили

Дилетант
Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре» Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре»

Парочка рекомендаций для подготовки речи на церемонии «Оскара»

Psychologies
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы? Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы?

Почему спутник Юпитера Европа — перспективный объект исследования?

Наука и техника
Григорий Распутин Григорий Распутин

Правила жизни крестьянина и друга царской семьи Григория Распутина

Правила жизни
«Отречение Карла V» «Отречение Карла V»

Драма отречения императора Карла V в картине Луи Галле, прославившей художника

Дилетант
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Вяление Вяление

Вяление и его производные дают интересные и порой неожиданные результаты

Bones
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Сергей Курехин Сергей Курехин

Правила жизни музыканта, актера и сценариста Сергея Курехина

Правила жизни
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Открыть в приложении