Приближали как могли
Как бизнес хранит свою историю и прививает сотрудникам общечеловеческие ценности

Корпоративные музеи в России сейчас переживают настоящий ренессанс с точки зрения интереса к ним со стороны бизнеса, сотрудников компаний и общества в целом. Компании создают и развивают подобные структуры, чтобы сохранить свою историю, подчеркнуть достижения и показать эволюцию бренда. Не менее важно и то, что такие музеи становятся инструментом демонстрации не только истории успеха бизнеса, но и общечеловеческих ценностей и закрепления связи между временами. В текущем году подавляющее большинство крупных российских предприятий, госкомпаний и ведомств проводят активную подготовку к юбилею Победы. «Эксперт» выяснил, как и для чего создаются новые экспозиции, тематические выставки и мероприятия для молодежи и ветеранов в крупнейших корпоративных музеях страны.
Ветераны у истоков
Российские компании активно включаются в процесс создания и развития собственных музеев, а сама индустрия демонстрирует ощутимый подъем, рассказывает директор Национальной премии «Корпоративный музей» Наталья Нечаева.
«Корпоративный музей как структурное подразделение компании отвечает за сохранение исторической памяти, популяризацию культурных и традиционных ценностей, активизирует просветительские и профориентационные направления. Из важных и заметных тенденций в этой области можно отметить качественный профессиональный рост корпоративных музеев в целом, даже если сравнивать проекты наших первых конкурсов и то, что мы видим сейчас. А главное, музеи предприятий вышли в публичное поле и стали открытыми — конечно, настолько, насколько позволяет компания», — отмечает Нечаева.
По ее словам, в России бум корпоративных музеев и зарождение отрасли пришлись на вторую половину прошлого века и главными инициаторами таких структур выступили именно ветераны Великой Отечественной войны.
«Стоит вспомнить, что в советское время корпоративные музеи появлялись во многом благодаря общественной инициативе. Тогда, в 1960‑х и 1970‑х годах, был настоящий бум народных музеев, а инициаторами выступали советы ветеранов ВОВ. Они фактически заложили базу отраслевых музеев», — отметила она.
Тема Великой Отечественной войны традиционно занимает существенное, если не центральное, место в постоянных музейных экспозициях и музейной исследовательской работе крупнейших российских компаний. Это подтвердили «Эксперту» в пресс-службе «РусГидро». «В корпоративной структуре “РусГидро” действует несколько музеев, которые бережно хранят историю энергетики и вклад работников компании в победу в Великой Отечественной войне. Постоянные экспозиции этих музеев вносят большой вклад в поддержание исторической памяти и патриотического воспитания, напоминая о героизме и самоотверженности энергетиков и их вкладе в Победу», — отметили в компании.
Так, в Музее военной истории на Артемовской ТЭЦ собраны экспонаты, документы и личные вещи работников станции, принимавших участие в войне. Экспозиция рассказывает об истории ТЭЦ, ее вкладе в оборонную промышленность, подвигах работников на фронте и трудовых достижениях в тылу, а также о послевоенном восстановлении предприятия.
Особое место теме войны уделено в Музее гидроэнергетики, который расположен на территории Угличской ГЭС. Здесь можно узнать о роли станции в энергоснабжении Москвы в военные годы, о защите гидроузла зенитчицами, увидеть переходящие Красные знамена, переданные станции за помощь фронту. Под открытым небом представлено зенитное орудие времен войны.
Музей энергетики им. В. П. Божедомова в Хабаровске располагает фотодокументальной экспозицией. Она посвящена подвигу энергетиков Дальнего Востока, которые, несмотря на нехватку кадров, увеличили производство электроэнергии для нужд оборонной промышленности.