Джинсы и жвачка: как магазин «Березка» стал болью и мечтой советских людей
В нем было всё, что можно представить, и даже то, о чем не мечталось. Русское слово, написанное латиницей, было райским островком, Меккой, голубой мечтой советского гражданина – целой эпохой.
Для обычного советского человека слово "березка" значило почти столько же, сколько для Сергея Есенина. Культовость одноименного магазина могла сравниться разве что с мавзолеем или походом в ГУМ, только если наведаться в усыпальницу Ленина и главный универмаг технически мог каждый, то попасть в "Березку" было куда тяжелее. Там не наблюдалось очередей, всегда имелись импортные продукты, одежда, можно было даже купить машину - почти непостижимую роскошь. На полках покупателей ждали книги, икра, джинсы, духи, радиомагнитофоны (скупленные за границей по оптовой цене и привезенные сюда) – в общем, всё, о чем мечталось в советское время. Нюанс лишь один - в них принимали валюту и только валюту.
Кто их придумал?
Для развития советской экономики, за каким бы железным занавесом она ни была, необходимы иностранные инвестиции. Они в стране были - от иностранных специалистов или советских граждан, вернувшихся из-за рубежа. Оставалось сделать так, чтобы в поездках они не тратили всю валюту, а привозили ее домой. А для этого нужно предложить людям то, что в других магазинах купить просто невозможно. Так появились прилавки, над которыми красовались соблазнительные слова "meat", "fish", "sausages",