Еда с колес
Как бывшие нефтяники построили производство фудтраков и домов на колесах с выручкой 500 млн рублей.
В середине марта внимание москвичей привлек яркий синий фургон с изображением матрешки. В киоске можно было купить горячую еду, в том числе блины. К фестивалю «Крымская весна» фудтрак в «русском» стиле установили на Пушкинской площади напротив старейшего в России «Макдоналдса», который закрылся 14 марта (компания приостановила деятельность в России после начала «военной операции» на Украине). Так называемые фудтраки — рестораны на колесах — появились и у других закрывшихся «Макдоналдсов» в ЦАО. Фургоны простояли всего три дня, с 18 по 20 марта. Владелец производящей их компании MobiTruck Рафаэль Хабиров уверяет, что траки произвели такое сильное впечатление, что люди еще долго потом писали и просили их вернуть.
Производством фудтраков Хабиров вместе с младшим братом Ренатом занимается с 2016 года. Партнеры владеют цехом площадью 6000 кв. м, в котором изготавливают передвижные дома, бани, магазины, медпункты, салоны красоты и заправки. Среди клиентов MobiTruck в России и за рубежом — нефтяные компании Neste, Shell, обувной бренд Ecco и др.
По итогам 2021 года выручка компании MobiTruck, по ее собственным данным, превысила 500 млн рублей. В 2022 году компания планировала расширять продажи за рубежом. Но с началом «военной операции» на Украине многие заказчики заморозили проекты. Что ждет компанию по производству фудтраков в новых экономических условиях?
Рафаэль Хабиров родился в Ноябрьске в семье учительницы немецкого языка и нефтяника. Пошел по стопам отцам и поступил в Уфимский государственный нефтяной технический университет и каждое лето проходил производственную практику в Сибирской буровой компании (СБК) в Ноябрьске, где работал отец.
Окончив вуз, Хабиров переехал в Москву и начал работать инженером в Институте нефти и газа, затем перешел в многопрофильную инжиниринговую компанию «Энергокаскад», после чего занялся бизнесом. В 2010 году открыл представительство канадской компании CAN-K, которая поставляла в Россию оборудование для добычи нефти, а затем присоединился к компании МОСС, которую в 2006 году основал его знакомый. Партнеры поставляли оборудование для нефтяных месторождений в Венесуэле, Омане, Индии, Катаре, Кувейте, Индонезии (Хабиров работал в этой компании до 2019 года).
К 2016 году предприниматель заработал на продаже нефтяного оборудования капитал, которого хватало на жизнь на Рублевке и инвестиции в разнообразные проекты, от производственных до музыкальных. Однажды знакомый Хабирова предложил ему вложиться в производство фудтраков, он уверял, что у него есть наработки изделий и производственное оборудование. «На деле оказалось, что есть только помещение под цех в Москве», — вспоминает он. Позже инициатор вовсе вышел из проекта и продал свою долю Рафаэлю. Сумму сделки Хабиров не раскрывает.
Чтобы наладить производство, Хабирову пришлось активно включиться в работу. В помощь он позвал младшего брата Рената, который к тому моменту окончил Уфимский университет и помогал ему в нефтяных проектах. «Меня все спрашивают, почему я остался в этом проекте. Думаю, потому, что с детства хотелось что-то производить», — рассуждает предприниматель. Тогда же проект получил название EdaNaKolesah.