Не сломать биомашину: как менеджерам и предпринимателям перестать выгорать
Экстраординарные результаты в бизнесе достигаются сверхусилиями. Мечты «смузи-стартаперов» о сохранении work-life balance в процессе построения «единорога» — миф. Чем больше ваша цель — тем сильнее придется выложиться. Но любая работа на износ сопряжена с выгоранием. Если загонять себя как скаковую лошадь, можно подорвать здоровье, а то и загреметь в реанимацию. Серийный предприниматель, основатель «Нетологии-групп» Максим Спиридонов рассказывает, как выработанные им привычки помогают не выгорать.
Совет директоров на больничной койке
Семь лет назад только сформированная тогда «Нетология-групп» училась работать в новом качестве образовательного холдинга. Мы перестраивали оргструктуру и выкатили на рынок несколько новых продуктов, которые не «полетели». Деньги у компании были на исходе, а команда стала сыпаться — начался отток ключевых сотрудников.
Все это время я, как многорукий Шива, одновременно пытался решать колоссальное количество задач, вкалывал без выходных, мало спал, плохо ел и получал целыми днями огромные объемы стресса всех видов и оттенков. Приходилось поднимать боевой дух команды, думать над улучшением продуктов, а главное — вести переговоры с инвесторами в надежде получить кредитный транш. Я верил, что это позволило бы нам продержаться еще несколько месяцев и нормализовать ситуацию.
Нагрузка была велика. На этом фоне у меня начались сильные головные боли. Причем никакие обезболивающие не помогали. Но до доктора я добрался лишь пару недель спустя. Мне сделали МРТ и сразу же отвезли в реанимацию. Оказалось, что я, на тот момент совсем еще молодой человек, довел себя до микроинсульта. Выявились серьезные проблемы с сосудами головного мозга. Моей жизни угрожала реальная опасность.
Проблема была не только в том, что я загремел в реанимацию. Я еще и оказался там не вовремя. Через два дня у меня должен был состояться совет директоров, на котором решалась судьба кредита от инвесторов, а по большому счету и всей моей компании.
В реанимации строгие порядки — у меня забрали все личные вещи, включая одежду и гаджеты, и переодели в больничный балахон. На все просьбы дать мне возможность провести разговор по скайпу врачи качали головой. В конце концов я добился перевода в обычную больничную палату, где порядки чуть менее суровы. Для этого пришлось написать расписку о принятии ответственности за свою жизнь.