А дальше – чудо
Анна Данилова – главный редактор портала «Правмир», мама троих детей, преподаватель, фотограф. А еще человек, переживший огромную потерю и снова нашедший счастье
Если очень постараться
С шести лет я много думала о смысле жизни – в чем он, если человек все равно умрет? Я много-много лет думала, где найти ответ на этот вопрос. В старших классах я даже надеялась поступить на философский факультет, чтобы найти тот единственно правильный ответ. У нас дома в Бога не верили, но в гостиной висела литография – Христос в терновом венце, и это было одно из самых моих сильных впечатлений. Крестилась я только в 15 лет, а вот говорить с Христом с этой литографии мне очень хотелось.
В седьмом классе я получила тройку в четверти по алгебре. Уроки я тогда делала с бабушкой, как только было что-то сложно, она решала за меня, так что тройка была логичным итогом таких занятий. Это был шок. Я всегда считала себя отличницей или хорошисткой, а тут оказалось, что я обычная троечница. Решила – у меня есть учебник, там теория, примеры и ответы – все у тебя, Аня, есть, чтобы разобраться. Я села за стол в первый день каникул и не вставала до последнего дня – прорешала алгебру на четверть вперед, разобралась. Исправила тройку, окончила школу с золотой медалью. И тогда я как раз поняла, что любая кирпичная стенка пробивается головой, если очень постараться. Кажется, эта история научила меня многому.
В 1999 году в моей жизни случилась Сербия. Бомбардировки на Пасху. Я не понимала, как может мир существовать после такого кошмара. Тогда я пришла в храм. Храм построили на моем пути от дома к метро, и я стала заходить – сначала, чтобы купить в подарок иконы для своей сербской подруги, потом – потому что мне просто были там рады. А потом уже я поняла, что я ничего не хочу больше искать. Что я дома, а Христос – путь, истина и жизнь.
«Хоть год можешь думать»
Я мечтала о счастливой семье, но отчаянно боялась сделать неправильный выбор. Поэтому знакомиться мне было страшно, и все попытки молодых людей я прерывала очень вежливо, но очень быстро. С Анатолием Даниловым мы познакомились на православном форуме, разговорились, он предложил встретиться, я заявила, что можно, но только в храме (ох уж эти новоначальные православные). При первой встрече он мне не понравился, а может, я просто испугалась, но общение постаралась свести на нет, чтобы не обнадеживать и не ранить. И через год после такого необщения он вдруг сделал мне предложение – через нашего духовного отца Александра. Я была уверена, что надо ответить отказом и не мучить человека. «Ты уверена на 100 процентов?» – спросил меня батюшка. «Ну, на 99. На один процент – вдруг это воля Божия?» – сказала я. «Вот когда будешь уверена на 100, тогда и решишь, а пока присмотритесь друг к другу, походите в театр, например, хоть год можешь думать». Я думала над ответом два года, извела себя, его, духовника, родителей, никак не могла понять, как же правильно поступить.
Тогда появился «Правмир» – портал «Православие и мир», сделанный буквально на коленке, без ресурсов, но с большой надеждой. Его придумал Анатолий вместе с нашим отцом Александром – им хотелось сделать сайт, на котором о вере, смысле, жизни говорилось бы понятным и человеческим языком. Мне эта идея казалось невыполнимой, я не понимала, где мы будем брать тексты, как вообще сможем потянуть такое СМИ. Два года я думала над предложением, и два года мы работали над «Правмиром». И как-то так сработались, что Анатолий стал для меня очень близким другом, надежным товарищем. Надо было давать уже ответ, и я решила, что раз мама и духовник так уверены, то надо соглашаться. Решение было рациональное, не было безумной влюбленности, но я понимала, что это родной мне человек. А дальше случилось чудо, уже после того, как я согласилась, я очень полюбила Толика. Выходила замуж совершенно счастливая,