Вместо силы
Как мужчины проходят через сложные времена и о чем думают в точке, обозначающей середину жизни? Рассказывает Сергей Китаев, маркетолог, социолог и отец троих детей
Кризис среднего возраста (КСВ) — как первая осечка в сексе: кажется очень страшным, пока тебе не грозит. А когда столкнешься: ну так, ничего особенного. Главная опасность этого состояния в том, что в нем так и тянет подзадержаться — уж очень удобно списывать на КСВ свои лень и глупость.
Не получилось
КСВ — это про то, как смириться со своей обычностью. «Ты особенный и создан для чего-то исключительного», — говорят нам с детства (если не родители, то книги, фильмы и песни), а мы и верим. Думаем, что впереди — захватывающие повороты, сверкающие вершины, большие дела. Я хотел снимать кино. Друг Леня — написать роман. Мы часто повторяли фразу Хантера Томпсона: «Срочно позвони мне. Время уходит, а мы должны сделать что-то исполинское». Время ушло. У нас не получилось.
До какого-то момента мужчина — это его мечты, а неудачник — это не тот, кто ничего не добился, а тот, кто и не думал об этом. Мой кум Антоша сутками сидел в своей студии в Вологде, с отвращением штампуя рекламные ролики для продуктовой сети: «Дорогой, срочно поезжай в наш любимый магазин, там сегодня блинчики по акции всего за 59,90!» А по ночам создавал музыку и рассылал ее на радиостанции. Кем он был тогда? Монтажером джинглов? Нет. Будущей звездой шоу-бизнеса.
Мы жили в аванс и не думали, чем будем отдавать. Мы были будущими сценаристами, будущими известными журналистами, будущими путешественниками. КСВ — это когда такое самоощущение перестает работать. Если в 37 лет вместо портфолио в интересном тебе деле только мечты и планы — пора признать, что ты самый обычный человек.
Ты не напишешь Yesterday, не будешь служить в разведке, даже видеоблог на «Ютьюбе» не заведешь, а если заведешь, там будет 76 подписчиков и все они — твои приятели. «Мне уже многое поздно», — пел Юрий Лоза и был, как всегда, прав. С тобой уже не случится ничего более острого, чем геморрой, и ничего более героического, чем сдача квартального отчета. А самой ожесточенной борьбой будет банальная битва за деньги, и не огромные, а просто чтобы хватало на жилье, еду и скромный отпуск. Скучноватая, предсказуемая, состоящая из пробок, кредитов, памперсов, объяснительных, налоговых деклараций, родительских собраний, торгово-развлекательных центров, субботнего