«Живут духовным, прочее пройдёт»
Гениальный мастер Альбрехт Дюрер был прекрасным портретистом и внёс большой вклад в портретную моду Ренессанса. Он изображал себя, близких и современников не только в живописи, но и в графике.

Среди работ, выполненных в технике рисунка, преобладают автопортреты и личные портреты членов семьи художника. Одним из блестящих образцов такого рода является тонкий рисунок серебряным карандашом с изображениями супруги Дюрера — Агнес Фрей (1475–1539) из коллекции Эрмитажа, впервые представленный публике на юбилейной выставке «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения» в 2021 году. На этом портрете молодой женщины отсутствуют какие-либо уточняющие надписи. Однако сходство с другими подписными портретами Агнес очевидно и неоднократно отмечалось исследователями.
Дюрер и Агнес поженились, как следует из записи Дюрера в «Семейной хронике», 7 июля 1494 года: «И когда я снова вернулся домой, договорился с моим отцом, Ганс Фрей и отдал за меня свою дочь, девицу по имени Агнеса, и дал мне за нею 200 гульденов, и сыграли свадьбу в понедельник перед Маргаритою в 1494 году».
Первый портрет молодой жены Дюрер исполнил вскоре после бракосочетания (Альбертина, Вена). Это живой непосредственный набросок пером с натуры, далёкий от классических портретов. Он вполне может служить достоверным источником представлений о внешности Агнес. Девушка на рисунке, без сомнения, обладает чертами, очень схожими с изображённой на эрмитажном портрете. Дюрер выбирает почти тот же ракурс, только немного меняет наклон головы. Общее настроение на созданном несколько лет спустя рисунке остаётся тем же: перед нами задумчивая, погружённая в себя молодая женщина с опущенными ресницами. Также обнаруживается сходство черт лица: высокий лоб, тяжёлые веки, прямой заострённый нос, форма ушей. Эрмитажный рисунок значительно более проработан. Но Агнес на нём изображена также в домашнем облике, с неприкрытыми волосами. Именно так она, возможно, выглядела, когда выполняла свои обязанности по присмотру за хозяйством и мастерской.