Советизация Польши: миф, который лопнул
«Вперёд, через Варшаву на Берлин» — под таким лозунгом летом 1920 года части Красной армии двигались к столице Польши, а советское правительство тем временем занималось созданием пробольшевистских структур на её территории. Документы о том, как это было, хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории
Успешные действия войск Западного фронта РККА на варшавском направлении вынудили поляков 22 июля обратиться к России с предложением о мирных переговорах. Однако прибывшая 1 августа в Барановичи польская делегация имела полномочия лишь на ведение переговоров о перемирии, что стало предлогом для сворачивания диалога. Председатель Реввоенсовета республики Лев Троцкий обратился к войскам: «Герои! Вы нанесли атаковавшей нас белой Польше сокрушающий удар. Тем не менее преступное и легкомысленное польское правительство не хочет мира… Польское правительство уклоняется от мирных переговоров… Его делегаты не являются к сроку, а если являются, то без полномочий. Варшавская радиостанция не принимает наших ответов, или польское правительство притворяется, что не видало их, даже тогда, когда есть расписки варшавской радиостанции. Сейчас, как и в первый день войны, мы хотим мира… Красные войска, вперёд! Герои, на Варшаву! Да здравствует победа! Да здравствует независимая и братская Польша!»
Воодушевлённые военными успехами и как их следствие — успехами дипломатическими, большевики в это время всерьёз задумывались о немедленном распространении революции. 23 июля 1920 года предсовнаркома Владимир Ленин с конгресса Коминтерна направил Иосифу Сталину, тогда члену РВС Юго-Западного фронта, телеграмму: «Положение в Коминтерне превосходное. Зиновьев, Бухарин, а также и я думаем, что следовало бы поощрить революцию тотчас в Италии. Моё личное /мнение/, что для этого надо советизировать Венгрию, а может быть, также Чехию и Румынию. Надо обдумать внимательно». Заботясь о стратегическом успехе мировой революции, большевистское руководство настойчиво стремилось тактически разрушить защиту «мирового империализма» — версальские соглашения. «Приближение нашей армии к Варшаве неоспоримо доказало, что где-то близко к ней лежит центр всей системы мирового империализма, покоящейся на Версальском договоре», — считал вождь мирового пролетариата. Таким образом, польский поход был призван решить не только военные задачи, но и сугубо политические — от его успешности, в видении большевиков, зависела советизация Восточной, а вслед за ней и Западной Европы.
Первым практическим шагом, направленным на реализацию политической задачи — советизации в Польше, явилось создание так называемых революционных комитетов, которые должны были стать органами государственной власти в стране. В числе первых был создан ревком в галицийском Тарнобреге (ныне Тарнобжег, Польша). Именно здесь ещё в 1918 году возникла Тарнобрегская советская республика.
23 июля 1920 года Польское информационное бюро в Москве приняло решение о создании Временного революционного комитета всей Польши — Польревкома (ВРКП). В период до создания постоянного рабоче-крестьянского правительства Польревком должен был заложить основы «будущего советского строя Польской Советской Социалистической Республики».