Правнук Суворова
Нередко одна атрибуция помогает затем совершить новые открытия. Определение персонажа на первой картине позволяет выявить его изображения и на других произведениях. И чем характернее внешность человека, тем больше шансов идентифицировать его портрет. Порою это приводит к неожиданным находкам
Несколько лет назад в одном из частных собраний мне показали большой поколенный портрет молодого офицера. Три золотые звёздочки на его серебряных эполетах означают чин поручика. Офицер изображён в полукафтане лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка по форме, установленной 14 января 1857 года. Левая рука опирается на эфес палаша с красным орденским темляком, указывающим, что поручик награждён за боевой подвиг Аннинским оружием с надписью «За храбрость».
Грудь кирасира украшают серебряная медаль «За защиту Севастополя» на георгиевской ленте и светло-бронзовая медаль в память войны 1853–1856 годов на голубой Андреевской ленте. Но если бронзовую медаль получили практически все военные, то «севастопольская» медаль у гвардейца представляет редкое явление, поскольку кирасиры в обороне Крыма не участвовали. Следовательно, поручик либо был откомандирован из своего полка в Севастополь, либо поступил в «жёлтые кирасиры» (как их называли за цвет отделки униформы) уже после героической обороны.
Проверка списков офицеров лейбгвардии Кирасирского Его Величества полка выявила среди них лишь одного ветерана Севастопольской обороны — графа Платона Александровича Зубова. При сравнении портрета с фотографией графа, сделанной в 1860-х годах знаменитым мастером Карлом Бергамаско, не остаётся никаких сомнений в правильности атрибуции. Кроме того, в Государственном Эрмитаже хранится портрет Зубова, исполненный в 1873 году основоположником эстонской национальной школы живописи профессором Академии художеств Йоханом (Иваном Петровичем) Кёлер-Вилианди. На картине мы видим те же самые характерные черты: округлое лицо, вздёрнутый нос, узкие глаза с несимметричным расположением, где левый глаз немного выше правого, манера носить причёску с пробором, не меняющаяся с годами, и большие усы, спускающиеся ниже рта.
Таким образом, на портрете из частного собрания изображён граф Платон Зубов. 3 апреля 1860 года он был произведён в поручики, а 22 сентября 1861 года вышел в отставку. Следовательно, портрет можно датировать 1860–1861 годами. Скорее всего, граф заказал его при отставке на память о своей военной службе.
Через несколько лет эта атрибуция позволила вернуть имя ещё одной картине.
В 2017 году Государственный Эрмитаж издал первый том каталога своего собрания русской живописи XIX века, который содержит авторские произведения. В их числе впервые опубликован портрет неизвестного мужчины, написанный академиком Кириллом Антоновичем Горбуновым в 1885 году.
На первый взгляд на картине нет ничего, что могло бы помочь идентификации персонажа. Седой почтенный господин с пышными усами изображён в обычном чёрном пиджаке, без каких-либо знаков отличия. Единственная деталь, которая выбивается из нейтрального фона, — приколотая на платке золотая брошь с белым профилем головы в античном шлеме. Очевидно, что этот художественный акцент сделан не случайно. Профиль в стиле древней камеи должен что-то значить для изображённого мужчины.