«Писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв…»
До того как вы попадёте в Реставрационно-хранительский центр Эрмитажа «Старая Деревня», он представляется музейным фондохранилищем, подвалы которого наполнены художественными и иными ценностями, не дошедшими по разным причинам до основной экспозиции. На поверку «Старая Деревня» — это продолжение (или начало?) Эрмитажа, открытое для обзора. И никаких тайников, а вот тайн много...
Один из экспонатов, неизменно привлекающий внимание посетителей, — небольшой по размерам образ святителя Николая Чудотворца (36 х 26,5 см), на нижнем поле которого сохранилась авторская надпись: «Писалъ зубами крестьянинъ Григорiй Журавлёвъ Самарской Губ. Бузулук. уезда села Утевки».
До недавнего времени имя удивительного самарского иконописца Григория Журавлёва (1858–1916), родившегося с атрофированными руками и ногами, было известно лишь узкому кругу специалистов. Сегодня же известны несколько десятков подписных икон этого мастера, которые хранятся как в государственных, так и в частных собраниях. Все они отличаются индивидуальным и хорошо узнаваемым авторским стилем, позволяющим безошибочно выявить работы Григория Журавлёва среди массы поздних произведений религиозного искусства, исполненных в живописной (академической) манере.
При взгляде на его иконы, отличающиеся удивительной тонкостью письма, сложно поверить, что художник выполнял их, сжимая кисть зубами. С детства он проявил тягу к творчеству и, несмотря на отсутствие профессионального образования (известно, что Григорий брал уроки у самарского художника Травкина), добился примечательных успехов не только в написании икон, но также в монументальной живописи. В частности, Журавлёвым был спроектирован и расписан Троиц кий храм в родном селе Утёвка, сохранившийся до наших дней. Необычный иконописец и его работы привлекли внимание высокопоставленных лиц, в том числе и членов августейшей семьи. Знакомство Романовых с творчеством Журавлёва произошло в 1884 году, когда самарский