Державники вместо либералов
Своё царствование Александр III начал с радикальных кадровых перестановок в правительстве Российской империи. На смену западникам пришли почвенники.
Не дожидаясь официальной коронации, Александр III отстранил от власти почти всех министров своего отца, включая Михаила Лорис-Меликова. На их место новый монарх назначил всех тех, кто видел в прежних либеральных реформах один вред и угрозу самой российской государственности. Отныне возобладала теория о «народном самодержавии». Ведущими идеологами новой эпохи стали Константин Победоносцев, Михаил Катков и Дмитрий Толстой. Уже в апреле 1881 года был опубликован манифест о незыблемости единовластия. Забавно, что у современников манифест сразу же получил ироничное название «ананасный» из-за слов «А на Нас возложить священный долг самодержавного правления».
Учитель и наставник
В 1861 году одним из воспитателей детей императора Александра II был назначен профессор кафедры гражданского права Московского университета Константин Победоносцев. Он был известен своей честностью, прямотой и хорошим знанием законов. До конца жизни Победоносцев был равнодушен к роскоши и отличался исключительным трудолюбием. Такой человек как нельзя лучше подходил на роль наставника великих князей.
Константин Петрович не был таким примитивным и злобным ретроградом, каким его часто изображали в советскую эпоху. Более того, в молодости он восхищался деятельностью Александра Герцена и негодовал по поводу строгости цензуры. Однако Победоносцев быстро разочаровался в идеях личной свободы и всеобщего равенства. Он вообще не видел в людях отдельных индивидуумов, а всякая инициатива казалась ему опасной. Парламентаризм, всеобщие выборы и свобода слова виделись ему инструментом, полезным лишь для болтливых политиканов.
Основой выживания России Победоносцев считал ничем не ограниченное самодержавие и православие. Что не мешало ему презирать высших иерархов церкви. Ведь, находясь в должности обер-прокурора Святейшего синода, он близко знал многих епископов и митрополитов. И, соответственно, видел все их слабости и был свидетелем отчаянных интриг внутри церковного начальства.
Идеалом для подражания Победоносцев считал деревенских священников и крестьянскую общину. То есть всё то, о чём он имел самое смутное представление. Но на великого князя Александра Александровича воззрения наставника произвели огромное впечатление. И после драматических событий 1881 года Победоносцев превратился в ведущего идеолога нового царствования.
Обер-прокурор с энтузиазмом взялся за дело «спасения отечества». Он стал автором многочисленных трудов, где «на фактах» доказывал безнравственность и неизбежное крушение западноевропейских держав, идущих по пути демократии. Параллельно бывший профессор обрушился с яростной критикой на любые проявления «инославия» в Российской империи. Решительно все неправославные конфессии (от иудаизма до католичества), а заодно и общины староверов «на научной основе» были объявлены разрушителями «духовных скреп».