Я, мы, робот: как андроиды проникли в наши дома и головы

Технологический прогресс подобен геологическим процессам — незаметным, но фундаментальным. 30 лет назад мобильный телефон встречался реже, чем пейджер, сегодня смартфон — продолжение руки. Точно так же роботы трансформируют наше понимание коммуникации, сервиса и взаимодействия. О том, как эти устройства медленно, но верно становятся частью нашей жизни, размышляет директор по развитию компании Promobot Олег Кивокурцев.
Здоровый симбиоз
Каждая технологическая революция проходит четыре стадии восприятия:
- удивление и настороженность
- любопытство и исследование
- привыкание и интеграция
- естественное сосуществование
По отношению к роботам мы давно прошли первую стадию, последние годы преимущественно находились на второй и вот в 2020-х переходим к третьей. В некоторых областях мы уже даже перешли к естественному сосуществованию. Пара примеров.
Повышение урожайности в сельском хозяйстве. Здесь роботов давно применяют для мониторинга и оптимизации урожайности. Например, дроны оснащены камерами и датчиками, которые помогают анализировать состояние посевов, обнаруживать болезни и вредителей, а также контролировать уровень влажности почвы. Это позволяет фермерам принимать более обоснованные решения и повышать эффективность использования ресурсов.
Хирургические операции и другие задачи медицины. Роботы типа da Vinci широко применяются для выполнения сложных процедур, таких как удаление простаты, коррекция сердечных клапанов и операции на желудочно-кишечном тракте. Сегодня специалистам в кардиохирургии, урологии, гинекологии и нейрохирургии уже сложно представить высокоточные операции без помощи роботов. Кроме того, социальные роботы помогают детям и пожилым людям, обеспечивая им компанию и поддержку в периоды изоляции.
Представьте, вы заходите в торговый центр, а вас там встречает робот. Уже привычное дело, не так ли? Как в крупнейшем на планете Dubai Mall, так и в районном ТЦ в российском миллионнике робот уже не «пришелец», а привычная часть интерьера молла. Тем не менее, он все еще вызывает интерес. Сервисные роботы могут общаться, свободно передвигаться, транслировать материалы на дисплее, запоминать гостей, выдавать купоны, измерять температуру и еще много чего. Очевидно, что это не только улучшает опыт клиентов, но и снижает нагрузку на персонал.