Лучше журавль в небе, чем синица в руке

N+1Наука

Дети предпочли исследование новых возможностей очевидной выгоде

Алиса Бахарева

Nathaniel Blanco & Vladimir Sloutsky / Developmental Science, 2020

Психологи выяснили, что при решении задач дети исследуют свои возможности активнее, чем взрослые, даже если из-за этого получают меньшее вознаграждение. При этом исследование систематично и не является случайным перебором вариантов, а движущую роль в исследовательском процессе играет интерес к неизвестному, хотя некоторых детей неизвестное отталкивает. Статья опубликована в журнале Developmental Science.

Исследовательское поведение — важнейший тип активности для животных и человека, так мы получаем информацию, необходимую для принятия решений. Однако исследования энергозатратны, поэтому необходимо соблюдать баланс между поиском информации или ресурсов и их использованием. Например, можно целый день исследовать незнакомые территории в поисках новых источников пищи и остаться голодным, а можно подкрепиться в проверенном месте.

Высокая исследовательская активность выгодна в ситуации неопределенности, а чем больше об окружающем мире известно, тем реже нужно исследовать его. Из этого следует, что больше всего к исследовательскому поведению должны быть склонны дети, ведь они мало знают о том, как устроен мир. Действительно, ряд научных работподтверждает, что дети активнее изучают незнакомые предметы и неожиданные ситуации. Однако о том, как именно дети устанавливают баланс между исследованием и использованием известной информации, известно мало.

Натаниэль Бланко (Nathaniel Blanco) и Владимир Слуцкий (Vladimir Sloutsky) из Университета штата Огайо провели два эксперимента, в которых взрослым и детям приходилось делать выбор между использованием известной информации и исследованием новых возможностей. В первом исследовании участвовали 32 четырехлетних ребенка и 34 студента университета. На экране появлялись четыре «инопланетянина», за каждого давали определенное количество (одну, две, три или десять) виртуальных конфет, которые дети после эксперимента могли обменять на стикеры.

После выбора одного из инопланетян добровольцы видели, сколько конфет получили за него, а затем обновлялся счетчик конфет (справа). Nathaniel Blanco & Vladimir Sloutsky / Developmental Science, 2020

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении