Дети предпочли исследование новых возможностей очевидной выгоде
Психологи выяснили, что при решении задач дети исследуют свои возможности активнее, чем взрослые, даже если из-за этого получают меньшее вознаграждение. При этом исследование систематично и не является случайным перебором вариантов, а движущую роль в исследовательском процессе играет интерес к неизвестному, хотя некоторых детей неизвестное отталкивает. Статья опубликована в журнале Developmental Science.
Исследовательское поведение — важнейший тип активности для животных и человека, так мы получаем информацию, необходимую для принятия решений. Однако исследования энергозатратны, поэтому необходимо соблюдать баланс между поиском информации или ресурсов и их использованием. Например, можно целый день исследовать незнакомые территории в поисках новых источников пищи и остаться голодным, а можно подкрепиться в проверенном месте.
Высокая исследовательская активность выгодна в ситуации неопределенности, а чем больше об окружающем мире известно, тем реже нужно исследовать его. Из этого следует, что больше всего к исследовательскому поведению должны быть склонны дети, ведь они мало знают о том, как устроен мир. Действительно, ряд научных работподтверждает, что дети активнее изучают незнакомые предметы и неожиданные ситуации. Однако о том, как именно дети устанавливают баланс между исследованием и использованием известной информации, известно мало.
Натаниэль Бланко (Nathaniel Blanco) и Владимир Слуцкий (Vladimir Sloutsky) из Университета штата Огайо провели два эксперимента, в которых взрослым и детям приходилось делать выбор между использованием известной информации и исследованием новых возможностей. В первом исследовании участвовали 32 четырехлетних ребенка и 34 студента университета. На экране появлялись четыре «инопланетянина», за каждого давали определенное количество (одну, две, три или десять) виртуальных конфет, которые дети после эксперимента могли обменять на стикеры.