«Деревня и я»: как живут подростки в самых глухих и отдаленных местах России
Даже если вам кажется, что сейчас не лучшее время для похода в театр, есть спектакль, ради которого стоит сделать исключение. «Деревня и я» в РАМТ построен на монологах реальных подростков 12–17 лет, живущих в самых отдаленных уголках нашей страны. Главный редактор Forbes Life Юля Варшавская рассказывает, почему именно сейчас эта постановка лучше многих социологов объясняет зрителю, как и чем живет современная Россия.
Черная комната, посередине — парта, несколько школьных стульев. За партой актеры — Нелли Уварова и Сергей Печенкин — в простых черных джинсах и худи. На задней стене сцены — видео с заброшенной, непроглядно серой дорогой, ведущей, кажется, куда-то в никуда. И названия поселений: село Головтеево (Калужская область, население 1584 человек); село Ильинское (Тверская область, население 946 человек); село Глазок (Тамбовская область, население около 500 человек) и другие. Кадры и названия меняются, ощущение «в никуда» — не уходит.
Уварова и Печенкин по очереди произносят настоящие монологи реальных подростков — они просто рассказывают, чем живут в своем поселении, кем хотят стать, какими вещами интересуются и что думают о переезде в большие города. Вот девочка мечтает уехать в Москву, чтобы учиться дальше и обеспечить себе какое-то будущее. Она обеспокоена проблемами экологии — в ее селе «речка-вонючка», вся грязь сливается прямо туда, стоков нет, поэтому на главной дороге всегда неприятный запах на одной из сторон.
Вот мальчик говорит, что поедет учиться на военного в Сочи, потому что это «гарантии, стабильность и квартиру дадут». Он вообще-то не очень хочет быть военным, он любит футбол, но у него травма колена, и лечить ее негде и не на что. Поэтому мама настаивает, чтобы он пошел на профессиональную службу. «Говорят, там можно 50 000 рублей заработать, а мне бы и 20 000 хватило!». Голос за кадром говорит нам, что мальчика и маму бросил отец, и теперь подросток ест только один раз в день — на большее денег нет.