Топливо сосредотачивается
Правительство ищет способы создать профицит нефтепродуктов в России
Российские власти в очередной раз пытаются перестроить внутренний топливный рынок. После двухнедельного запрета на экспорт, который чуть не остановил крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, цены пошли вниз как на опте, так и в рознице. Но пока неясно, насколько предложенные меры стабилизации цен на нефтепродукты будут эффективны в долгосрочной перспективе. Возможно, министерствам придется снова искать источники компенсации для выплаты вернувшегося в полном объеме демпфера.
Правительство 6 октября утвердило комплекс системных мер, которые должны обеспечить баланс на внутреннем рынке нефтепродуктов. Самым важным для нефтекомпаний шагом стало частичное снятие введенного 21 сентября запрета на экспорт дизельного топлива. Компании снова могут поставлять его за рубеж, но только по трубопроводам в морские порты для производителей и не более половины от объемов общего выпуска. Остальные 50% должны поставляться на внутренний рынок. При этом экспортеры, не имеющие собственных производственных мощностей по нефтепереработке, должны будут заплатить заградительную пошлину в 50 тыс. руб. на тонну.
Помимо этого, власти повысили уровень обязательных продаж нефтепродуктов на СПбМТСБ — с 13% до 15% от всего объема производства бензина и с 9,5% до 12,5% для дизтоплива. Это, по мнению правительства, позволит повысить гарантированный объем предложения востребованного топлива на биржевых торгах и увеличить долю сделок на конкурентных условиях. На то, что поставки нефтепродуктов отечественным потребителям должны быть в приоритете у энергокомпаний, обратил внимание в ходе Российской энергетической недели президент Владимир Путин.
Цена топлива в европейской части России с начала года (руб./тонна)
Источник: Profinance.
Вечная проблема
Вопрос обеспечения российского рынка нефтепродуктами и сдерживания цен стоит перед государством давно. За последние несколько лет Россия уже пережила несколько кризисов, связанных с недостатком топлива на рынке, что приводило к его резкому подорожанию. В ответ на это правительство пробовало различные меры, начиная от ручного регулирования цен, заканчивая введением в 2019 году топливного демпфера. Такой механизм позволяет сделать внутренний рынок более привлекательным для нефтекомпаний даже в период высоких мировых цен. В частности, государство компенсирует компаниям часть разницы между экспортным паритетом и индикативными ценами внутри России (56,9 тыс. руб. за тонну бензина Аи-92, 53,85 тыс. руб. за тонну дизеля). При этом субсидия выплачивается только в том случае, если реальная цена нефтепродуктов не превышает точку отсечения на 10% для бензина и 20% для дизтоплива. В августе в рамках демпфера производители получили субсидии почти на 186 млрд. руб. Но с сентября произошла его корректировка, которая обернулась для компаний потерей почти 100 млрд. руб. Компенсировать потери старались за счет увеличения объемов экспорта, что привело к дефициту топлива и, следовательно, росту цен на внутреннем рынке.